logo
Реферат по здравоохранению Нацпроект Здоровье

9. Дополнения в приоритетный национальный проект «Здоровье»

Дополнительные мероприятия приоритетного национального проекта в сфере здравоохра­нения:

совершенствование организации медицинской помощи, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

совершенствование организации медицинской помощи при острых отравлениях;

совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями

оснащение стационарных учреждений родовспоможения диагностическим и лечебным обору­дованием;

Совершенствование организации медицинской помощи, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

Мероприятия приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, реализуемые в 2006 — 2007 годах, позволили существенно укрепить материально-техническую базу первичного звена медицинской помощи, увеличить её доступность и качество, а также стабилизировать кадровый состав большинства учреждений здравоохранения.

Данные положительные характеристики реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения позволят продолжить модернизацию здравоохранения путём комплексного под­хода ко всем этапам оказания медицинской помощи.

Ежегодно пострадавшими в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) становятся сотни тысяч че­ловек. Устойчивая тенденция к росту этого показателя (на 26,7% по сравнению с 2000 годом) ставит пе­ред государством задачу совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП.

В 2004 году зарегистрировано 285 892 пострадавших при ДТП (погибло около 40 тысяч чело­век), при этом доля трудоспособного населения составила 75,7%.

В связи с этим основными целями национального проекта “Здоровье” являются:

Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:

Обеспечение своевременности оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП;

Модернизация оснащения учреждений, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим при ДТП;

Оптимизация логистики приезда спец. транспорта и доставки пострадавшего в ЛПУ.

Медицинская помощь пострадавшим при ДТП преимущественно оказывается в травматологических, нейрохирургических и хирургических отделениях.

Для оснащения их санитарным автотранспортом предполагается закупка 300 реанимобилей еже­годно на сумму 3,2 млрд. рублей.

Оснащение отделений травматологических, нейрохирургических и хирургических медицинским оборудованием (на 1 год):

компьютерный томограф;

аппарат для длительной ИВЛ;

наркозно-дыхательный аппарат;

мониторы слежения;

рентгеновские комплексы для интраоперационного контроля;

нейроэндоскопическая стойка для интракраниальных вмешательств;

анализатор кислотно-щелочного равновесия газов крови;

анализатор показателей гемостаза.

Всего в 2008 — 2009 гг. предполагается закупить 3910 единиц медицинского оборудования (1955 ед. оборудования на каждый год) на сумму 6,7 млрд. рублей.

В структуре смертности детей старше 1 года 20-40 % занимает смертность от внешних причин, среди которых ведущее место занимает смертность от травм. У детей 30% всех травм составляют тяже­лые сочетанные повреждения внутренних органов, черепно-мозговые и спинномозговые травмы с по­вреждением костей черепа, позвоночника и др.

Оснащение высокотехнологичным оборудованием детских нейрохирургических и травматоло­гических отделений позволит обеспечить раннюю диагностику и своевременное оказание экстренной медицинской помощи детям, снизить инвалидность и смертность детей. В Российской Федерации функ­ционирует 1 551 детская нейрохирургическая койка и 4 243 детских травматологических коек. Для их оснащения необходимо закупить в 2008 г. 410 единиц медицинской техники на сумму 0,9 млрд. рублей, в 2009 г. - 410 единиц медицинской техники на сумму 0,9 млрд. рублей.

Таким образом, на реализацию мероприятий (закупка медицинского оборудования и реанимоби­лей) потребуется 11,7 млрд. рублей, в 2008 г. — 5,8 млрд. рублей и в 2009 г. — 5,9 млрд. рублей.

Совершенствование организации медицинской помощи при острых отравлениях

В общей смертности от острых химических отравлений необходимо выделять две позиции: управляемая, т.е. поддающаяся изменению в сторону уменьшения и неуправляемая, не зависящая на­прямую от медицинских работников. Первая касается больничной летальности и составляет до 20% от всей смертности в результате отравлений, вторая определяется случаями смерти, наступающими на месте происшествия (квартира, общественное место), когда пострадавшие не обращаются своевремен­но за медицинской помощью. Основную часть во второй группе составляют случаи отравления алко­голем и суррогатами (до 50%), угарным газом, наркотиками (до 10%).

Существующая сеть токсикологических лечебных центров охватывает около 40% всего населе­ния России, в то же время летальность от острых химических отравлений в неспециализированных стационарах в 2-2,4 раза выше, чем в токсикологических центрах.

Основной задачей, которая позволит уменьшить летальность от острых химических отравлений является улучшение процесса диагностики и лечения данной категории больных.

Это можно добиться следующими организационными мероприятиями:

  1. Сделать специализированную помощь при отравлениях более доступной населению за счет создания сети информационно-консультативных токсикологических центров, в первую очередь в тер­риториях с наиболее высокими показателями смертности от отравлений и в каждом из 8 Федеральных округов. Стоимость оснащения одного информационно-консультативного токсикологического центра: 0,7 млн. рублей.

  2. Улучшение экстренной диагностики, том числе отравлений алкоголем, суррогатами, техниче­скими жидкостями, наркотиками за счет поэтапного создания новых и дооснащения действующих хи­мико-токсикологических лабораторий в каждом субъекте Российской Федерации (89). Затраты на соз­дание одной лаборатории составят 6,9 млн. рублей (включая закупку газовых хроматографов, хроматомасспектрометров).

  3. Одним из основных методов лечения отравлений, в т.ч. суррогатами алкоголя, техническими жидкостями, также используемыми с целью опьянения, является экстренный гемодиализ и его моди­фикации, малодоступные многим токсикологическим центрам ввиду значительной стоимости аппара­тов «искусственная почка» — 1,0 млн. рублей.

Необходимо учесть, что помимо острых отравлений (т.н. экзотоксикозы) «искусственная почка» используется также для лечения таких последствий острых отравлений и хронической алкогольной ин­токсикации (т.н. эндотоксикозы) как полиорганная недостаточность (нарушение функции почек, пече­ни и других органов). Каждому субъекту Российской Федерации необходимо поставить 2 аппарата «искусственная почка».

Таким образом, указанные мероприятия позволят снизить ориентировочно в два раза леталь­ность от острых химических отравлений в целом по Российской Федерации. Общая сумма затрат со­ставит в 2008 — 2009 годах 2,6 млрд. рублей: 2008 г. — 1,2 млрд. рублей, 2009 г. — 1,4 млрд. рублей.

Оснащение стационарных учреждений родовспоможения диагностическим и лечебным оборудова­нием

Для дооснащения существующих 127 перинатальных центров, 219 самостоятельных родильных домов и 1932 родильных отделений с учетом износа имеющегося оборудования (70%) планируется за­купка 4870 ед. техники на общую сумму 6 млрд. рублей (в 2008 году — 3 млрд. рублей, в 2009 году — 3 млрд. рублей).

Совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями

Лидирующие позиции по основным причинам смертности и инвалидизации населения, особенно в трудоспособном возрасте занимают сосудистые заболевания.

Современные достижения науки и технологий позволяют осуществлять большинство оператив­ных вмешательств эндоскопическими методами, особенно на сосудах сердца и головного мозга.

Областные, краевые, республиканские больницы субъектов Российской Федерации обладают существенным потенциалом, но не всегда их материально-техническая база и кадровый состав позволя­ют осуществлять малоинвазивные вмешательства.

Создание центров малоинвазивной хирургии на базе учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации позволит нивелировать пробел в данном направлении отечественного здраво­охранения.

Общая потребность Российской Федерации в создании таких центров очень велика. На началь­ном этапе за счёт средств федерального бюджета целесообразно создание таких центров по 1 -2 в каждом субъекте Российской Федерации.

Закупка для всех субъектов Российской Федерации стационарных ангиографов позволит увели­чить удовлетворённость населения в ангиографии на 10-20%.

Таким образом, в 2008 — 2009 г.г. целесообразно поставить во все субъекты Российской Феде­рации ангиографическое оборудование на сумму 4,4 млрд. рублей, расходные материалы — 1,4 млрд. рублей, кадровое обеспечение — 0,2 млрд. рублей. С учётом прогнозной готовности субъектов Россий­ской Федерации к инсталляции данного оборудования планируется в 2008 году поставить 25% от общего числа стационарных ангиографов и 75% в 2009 году.

Подготовка 400 врачей и 800 медицинских сестёр позволит незамедлительно ввести в действие планируемые центры.

Отбор, ремонт (реконструкция) помещений для 100 Центров (1-2 в каждом субъекте Российской Федерации) планируется осуществлять за счёт бюджетов субъектов Российской Федерации.

Общая потребность в финансовых ресурсах составит на 2008 — 2009 годы 6,0 млрд. рублей.

Развитие новых высоких медицинских технологий в федеральных специализированных медицинских учреждениях

Для развития научно — практического потенциала федеральных специализированных медицин­ских учреждениях (ФСМУ) необходимо оснащение ультрасовременным высокотехнологичным меди­цинским оборудованием (хирургическая робототехника, бесконтактные литотрипторы, линейные уско­рители, аппаратура для позитронно — эмиссионной томографии) в части основных направлений деятельности данных учреждений на сумму 13,0 млрд. рублей, в 2008 году — 7,0 млрд. рублей, в 2009 — 6,0 млрд. рублей.

Строительство современных перинатальных центров

Для создания сети современных перинатальных центров планируется строительство 20 перина­тальных центров.

На строительство одного перинатального центра мощностью 130 и 180 коек, с созданием блока реанимации и выхаживания новорожденных с массой тела менее 1000 грамм, отделения патологии ново­рожденных и оснащением современным оборудованием потребуется соответственно 1,5 и 2,0 млрд. руб.

Строительство перинатальных центров предполагает финансирование из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Планируемый объем финансовых затрат на строительство и оснащение перинатальных центров государственного и муниципального подчинения за счет средств федерального бюджета составит:

в 2008 году — 8,0 млрд. руб.;

в 2009 году — 12,0 млрд. руб.

В 2008 году запланировано закладывание 6 перинатальных центров, а в 2009 году — 14 перина­тальных центров, ввод в эксплуатацию: 2008 год — 4 перинатальных центра, 2009 год — 16 перинаталь­ных центров.

Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации дополнительных мероприятия приоритетного национального проекта в 2008 2009 годах, составит 59,3 млрд. рублей, из них в 2008 году 26,9 млрд. рублей, в 2009 году 32,4 млрд. рублей.

Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации приоритетного нацио­нального проекта в 2008 2009 годах с учетом мероприятий по дополнению в приоритетный на­циональный проект в сфере здравоохранения, составит 254,0 млрд. рублей, из них в 2008 году 120,8 млрд. рублей, в 2009 году 133,2 млрд. рублей.