Лабораторная работа 5 Исследование средств звукоизоляции
Цель работы: ознакомить студентов с теорией производственных шумов, физической сущностью и инженерным расчетом звукоизоляции, с приборами для измерения шума, нормативными требованиями к производственным шумам, провести измерения шума объекта, оценить эффективность мероприятий по снижению шума средствами звукоизоляции.
Основные понятия
Основными источниками шума внутри зданий и сооружений различного назначения и на площадках промышленных предприятий являются машины, механизмы, средства транспорта и другое оборудование.
Причинами возникновения шумов могут быть механические, аэродинамические и электромагнитные явления. Механические шумы вызваны ударными процессами, трением в деталях машин и др. Аэродинамические шумы возникают при течении жидкостей или газов. Электромагнитные шумы возникают при работе электрических машин.
Люди неодинаково реагируют на шум. Одна и та же доза шумового воздействия у одних людей вызывает повреждение слуха, у других – нет, у одних эти повреждения могут быть тяжелее, чем у других. Шум – это разного рода звуки, мешающие восприятию полезных сигналов, нарушающие тишину или оказывающие вредное воздействие на организм человека.
Звук представляет собой колебания среды (твердой, жидкой или газообразной), в которой он распространяется. Звук, распространяющийся в воздухе, называется воздушным звуком, а распространяющийся в материале (конструкциях) – структурным.
К доступным для измерения характеристикам звука относятся интенсивность I, звуковое давление Р и скорость с.
Интенсивность звука характеризуется потоком энергии, которую несет звук, приходящийся на единицу площади (Вт/м2). Соотношение между интенсивностью звука I и звуковым давлением Р следующее:
, (1)
где Р – звуковое давление ( разность между мгновенным значением полного давления и средним значением давления, которое наблюдается в среде при отсутствии звукового поля); ρ – плотность среды, кг/м3; с – скорость звука в среде, м/с.
Для измерения интенсивности звука и таких параметров, как давление и мощность звука, вводится относительная логарифмическая единица, называемая уровнем звукового давления, или уровнем интенсивности Li,
, (2)
где I0 – интенсивность звука, соответствующая пороговому уровню, I0=10-12 Вт/м2.
Человеческое ухо и многие акустические приборы реагируют не на интенсивность звука, а на звуковое давление Р:
(3)
где Р0 – пороговое звуковое давление, Р0=2∙10-12 Па.
Связь между уровнем интенсивности и уровнем звукового давления следует из формулы
(4)
где ρ0, с0 – соответственно плотность среды и скорость звука при нормальных атмосферных условиях (t = 20 °C, Р0 = 2∙10-5 Па).
Уровень звука измеряется в децибелах (дБ), 1 дБ = 0,1 Б.
При наличии в помещении нескольких источников звука суммарный уровень звукового давления:
(5)
где п – количество источников шума; Li – слагаемые уровни шума.
Если же имеется п одинаковых источников шума с уровнем Li , то общий уровень звукового давления
, (6)
Суммирование уровней звукового давления производится согласно СНиП 23-03-2003.
Спектр шума
Важной характеристикой звука является зависимость его уровня от частоты (f). Нижняя граница восприятия человеком звука составляет около 20 Гц, а верхняя – около 20000 Гц. Зависимость уровня звука от частоты называется спектром шума.
Определение интенсивности звука для каждой частоты потребовало бы бесконечного числа измерений, поэтому весь возможный диапазон частот разделяют на октавы. Октавная полоса частот – полоса частот, в которой верхняя граничная частота (fв) в 2 раза больше нижней (fн). Для каждой октавы подсчитывают среднегеометрическое значение частоты:
.
Граничные и среднегеометрические (в этих границах) частоты приведены в табл. 1.
Таблица 1
- Введение
- Лабораторная работа 1 Оценка содержания радионуклидов урана в природных минералах
- Вопросы для самостоятельной подготовки
- Библиографический список
- Лабораторная работа 2 Определение параметров воздуха рабочей зоны и защита от тепловых воздействий
- 1. Общие сведения
- Содержание работы
- Лабораторная работа 3 Исследование параметров микроклимата рабочей зоны производственных помещений
- Физиологическое действие метеорологических условий на организм человека
- Гигиеническое нормирование производственного микроклимата
- Допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений
- Допустимые величины интенсивности теплового облучения поверхности тела работающих от производственных источников
- Рекомендуемые величины интегрального показателя тепловой нагрузки среды (тнс-индекса) для профилактики перегревания организма
- Приборы для измерения параметров микроклимата
- Методы и средства нормализации производственного микроклимата
- Выбор расположения и способов установки светильников
- Устройство и принцип работы установки
- Устройство и принцип работы пульсметра-люксметра “тка-пкм”
- Указания мер безопасности
- Лабораторная работа 5 Исследование средств звукоизоляции
- Граничные и среднегеометрические частоты октавных полос
- Расчет требуемой звукоизолирующей способности от воздушного шума
- Звукоизоляция r некоторых строительных конструкций
- Описание лабораторного стенда
- Порядок выполнения лабораторной работы
- Содержание отчета
- Контрольные вопросы
- Лабораторная работа 6 «Исследование звукоизолирующего кожуха»
- 1. Общие сведения
- 1.1. Физические основы снижения шума кожухами
- 1.2. Пути проникновения шума через кожухи
- 1.3. Расчет снижения шума кожухом
- 1.3.1. Шумовые характеристики машины
- 1.3.2. Требуемое снижение уровней звукового давления
- 1.3.3. Требуемая звукоизоляция стенок кожуха
- 1.3.4. Эксплуатационные требования к звукоизолирующим кожухам
- Результаты измерений
- 1. Общие сведения
- 1.1. Применение звукопоглощающих облицовок и штучных (объемных) конструкций для снижения шума
- 1.2. Расчет акустических характеристик помещения
- 1.3. Характеристики звукопоглощающих конструкций
- Результаты измерений
- Классификация вибрации
- Воздействие вибрации на организм человека
- Нормирование вибрации
- Защита от вибрации
- Устройство и принцип работы установки
- Указания мер безопасности
- Подготовка вибростенда к работе и порядок ее проведения
- Вопросы к лабораторной работе
- Лабораторная работа №9 Защита от сверхвысокочастотного освещения
- 3. Отчет о лабораторной работе
- Лабораторная работа № 10 Обучение навыкам сердечно-лёгочной и мозговой реанимации на тренажере «Максим 3-0ie
- 1. Учебный режим
- 2. Режим реанимации одним спасателем («2-15»).
- 3. Режим реанимации двумя спасателями («1-5»).
- 4. Режим сердечно-легочной реанимации, предложенный Европейским Советом по реанимации (erc) («2-30»).
- 5. Режим сердечно-легочной реанимации, предложенный Европейским Советом по реанимации (erc) («30-2»)
- Лабораторная работа № 11 Методы и средства защиты воздушной среды от газообразных загрязнений
- 1. Вредные вещества. Основные понятия и определения
- 2. Основные способы очистки воздуха от газовых загрязнений
- 3. Устройство и принцип работы стенда
- 4. Требования безопасности
- 5. Подготовка к работе и порядок ее проведения
- 6. Устройство и работа насоса - пробоотборника
- Содержание отчета
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Лабораторная работа №12 Анализ поражения током в трехфазных электрических сетях напряжение до 1 кВ
- Содержание работы
- Описание лабораторного стенда
- Порядок выполнения работы Нормальный режим работы сети
- Содержание отчета о лабораторной работе.
- Описание лабораторной установки
- Порядок выполнения работы
- Содержание отчета о лабораторной работе
- Лабораторная работа № 3 Исследование защитного заземления в электроустановках напряжением до 1 кВ
- Содержание работы
- Описание лабораторного стенда
- Порядок выполнения работы
- Содержание отчета о лабораторной работе
- Лабораторные работы по теме «электробезопасность»
- Теоретическая часть
- Причины производственного электротравматизма
- 2. Классификация сетей. Схемы включения человека в сеть
- Трехфазная четырехпроводная сеть с глухозаземленной нейтралью
- Трехфазная трехпроводная сеть с изолированной нейтралью
- Аварийный режим работы сетей
- Содержание
- Содержание