Особенности фонокардиограммы у детей
Фонокардиограмма (ФКГ) позволяет объективно оценить тоны сердца и выявить дополнительные шумы. В структуре I тона выделяют 3 компонента, в структуре II тона – 2 компонента. Первый компонент I тона является мышечным и характеризует сокращение предсердий; второй – обусловлен напряжением створок закрывшихся клапанов, предсердно-желудочковых, а конечный низкоамплитудный компонент – вибрацией миокарда желудочков, стенок аорты и легочной артерии. У детей с закономерностью обнаруживается расщепление I тона, его клапанного компонента, разделение его на два с интервалом между ними 0,02–0,03 с, что объясняется асинхронным закрытием и напряжением двустворчатого и трехстворчатого клапанов. Основные высокоамплитудные компоненты II тона отражают последовательное возникновение напряжения сначала в полулунных клапанах аорты, затем – в легочной артерии. Расщепление II тона отражает асинхронизм напряжения этих клапанов и часто регистрируется у детей. Расстояние между главными компонентами II тона у здоровых детей не превышает 0,03 – 0,04 с.
Особенностью ФКГ у детей является сравнительно высокая частота регистрации III тона сердца, который записывается на низких частотах с преимущественным выявлением на верхушке сердца (у 60 – 70% детей).
Нередко регистрируется и IV (предсердный) тон сердца, также низкочастотный. Он выявляется преимущественно в третьем межреберье слева от грудины у 1/3 детей. V тон, значение которого пока дискутируется, записывается у 6% детей над областью верхушки сердца. Особенностью является также высокая частота обнаружения малых, или функциональных, шумов. У детей дошкольного возраста наиболее типичными являются систолические шумы, регистрируемые с наибольшей амплитудой во втором межреберье у левого края грудины в первом среднечастотном диапазоне. Этот систолический шум имеет малую амплитуду, занимает первую треть систолы, часто непосредственно примыкает к I тону. У старших школьников систолические шумы с аналогичными характеристиками чаще регистрируются у верхушки сердца и в V точке. Как при аускультации, так и при записи фонокардиограммы строгое разграничение этих шумов от шумов поражения миокарда невозможно. Для этого необходим анализ всех клинических и лабораторных данных.
Органические шумы, возникающие при пороках сердца, описываются в связи с локализацией (в систоле или диастоле) по высоте их амплитуды и по форме. Локализация шума определяется по их отношению к зубцам одновременно записанной ЭКГ. Шумы, возникающие между I тоном и окончанием зубца Т ЭКГ, относятся к систолическим; шумы, локализованные за зубцом Т ЭКГ или за II тоном ФКГ, являются диастолическими. Амплитуда шумов оценивается в сравнении с амплитудой I тона. Если амплитуда шума меньше половины амплитуды тона, то шум считается низкоамплитудным, если его амплитуда от половины до полной амплитуды тона – среднеамплитудным; если он выше I тона – высокоамплитудным. По форме записи шумы могут быть убывающими, нарастающими, веретенообразными, ромбовидными, лентовидными (рис. 14.10).
На основе данных ФКГ регистрируют длительность механической систолы сердца, которая равна интервалу от первой высокой вибрации I тона до начала II тона. По сопоставлению данных ЭКГ и ФКГ вычисляют длительность электромеханической систолы – от зубца Q до начала II тона. Интервал от начала зубца Q до первой высокой осцилляции I тона (рис. 14.11) называют фазой преобразования. Увеличение длительности этой фазы считается признаком энергетически–динамической недостаточности функции сердечной мышцы.
Отношение длительности механической систолы к длительности электрической систолы составляет у здоровых детей от 79 до 98%, а в среднем – 89±.3%.
- Анатомо-физиологические особенности детского организма. Методы исследования и семиотика основных поражений сердечно–сосудистая система Развитие и функции сердца у плода
- Кровообращение новорожденного
- Анатомические и физиологические особенности сердца, сосудов и гемодинамики у детей
- Методы исследования детей с поражениями (болезнями) сердца и сосудов
- Исследование (измерение) артериального давления
- Рентгенографическое исследование
- Особенности экг–исследования детей
- Мониторирование экг
- Катетеризация сердца (зондирование и ангиография)
- Электрофизиологическое исследование сердца у детей
- Особенности фонокардиограммы у детей
- Кардиоинтервалография
- Тахоосциллография
- Сфигмография
- Реокардиография
- Поликардиография
- Ультразвуковое исследование сердца
- Ядерно-магнитный резонанс
- Фосфатная магнитно-ядерная спектроскопия и радионуклидные методы
- Газы крови и их реакция на дыхание кислородом
- Функциональные пробы сердечно–сосудистой системы
- Виды физических нагрузок при пробах (по н.А. Шалкову)
- Синдромы основных поражений сердца Изменения ритма сердца
- Невоспалительные формы поражений сердца у новорожденных
- Миокардиты
- Эндокардиты
- Перикардиты
- Приобретенные пороки сердца
- Врожденные пороки сердца
- I. Пороки со сбросом крови слева направо (артериально-венозный сброс):
- II. Пороки с венозно-артериальным сбросом и артериальной гипоксемией:
- III. Пороки с препятствием кровотоку (с синдромом шлюза);
- Синдром сердечной недостаточности
- Тотальное нарушение гемодинамики и микроциркуляции при шоке
- Рецидивирующая острая сосудистая недостаточность
- Хроническая артериальная гипотензия, или «гипотоническая болезнь»
- Артериальная гипертензия
- Педиатрические аспекты атеросклероза
- Американская Академия Педиатрии nsep. Показания к обследованию на липиды крови (скрининг и мониторирование), 1991 г.
- 50 А.В. Мазурин, и.М. Воронцов "Пропедевтика детских болезней"