logo search
Бортфелд ЛФК

Глава XIII специальное оборудование и инвентарь для занятий физическими упражнениями

Специальное оборудование и инвентарь для занятий физическими упражнениями играют важную роль в организации групповых и индивидуальных занятий. Особенно существенными являются приспособления при обучении стоянию и ходьбе, а также для улучшения ручных действий. Приведем опыт изготовления специального оборудования и инвентаря в санатории «Комарово». Эти приспособления выполнялись в основном собственными силами, с активным участием членов родительского комитета и отдельных родителей, помогавших в изготовлении особо сложных деталей. Это важно

отметить потому, что каждое учреждение для детей с двигательными нарушениями церебрального происхождения может подобным путем сделать для себя ряд приспособлений.

Предлагаемый материал систематизирован по 3 группам: 1) оборудование и инвентарь, используемые в групповых и индивидуальных занятиях для выполнения различных упражнений; 2) инвентарь и приспособления для улучшения ручных действий и 3) оборудование, инвентарь и приспособления при обучении сидению, стоянию и ходьбе.

В первую группу нужно прежде всего отнести оправдавшее себя на практике сочетание большого ковра с укороченной гимнастической стенкой. Эта комбинация широко используется для неходячих детей, которые вначале весь урок проводят на ковре.

«Ковер» был сделан из сшитых матрацев; могут быть использованы и гимнастические маты. Для занятий постилаются сшитые простыни, а когда ковер свободен, то сверху накрывается цветной тканью. Одним концом он прилегает к стене и к прикрепленной на ней укороченной гимнастической стенке, с другой — подвернут в виде валика, что используется в ряде упражнений.

Укороченная гимнастическая стенка или «станок» из параллельных шестов используются в самых разнообразных упражнениях. На ней крепятся разные приспособления в виде блоков, подвесных велосипедов, подвесного щита для опоры ног, наклонные плоскости и т. п. Укороченная гимнастическая стенка используется при обучении стоянию на коленях, вставанию с пола, для смешанных висов, упоров и др. Над верхней рейкой на определенном расстоянии устанавливаются резиновые игрушки различной формы, которые служат ориентиром для детей при выполнении различных упражнений и перемещений на ковре.

Для групповых занятий на воздухе сделаны деревянные помосты в комбинации с укороченной гимнастической стенкой; на помост летом расстилается ковер или ковровые дорожки.

В этот комплекс основного оборудования входят подвесные мячи, находящиеся в сетках. Каждый мяч может быть легко спущен и закреплен на любой высоте. Подвесные мячи в самых разнообразных вариан- тах широко используются в групповых и индивидуальных занятиях. Кроме того, при проведении занятий используется обычное гимнастическое оборудование и инвентарь: стенки, скамейки, палки, мячи разных размеров и др.

Кроме обычных упражнений в лазании и висении, гимнастическая стенка широко используется для подвесных снарядов.

При проведении занятий с детьми, страдающими гиперкинезами, применяется кушетка с прибитыми ремнями для закрепления конечностей.

«Станок», рекомендованный М. Б. Эйдиновой, представляет собой фанерный щит, обтянутый ватным одеялом, войлоком, с матерчатым чехлом. Крепления для ног в виде ремешков или лямок размещаются на уровне середины бедра и голени, а для рук — на середине плеча и предплечья. Могут быть сделаны лямки, идущие крест-накрест через туловище и руки и через нижние конечности. На нижнем конце «станка» прибита опорная доска для ступней ног. На ней сделаны ремешки для крепления или могут быть прибиты ботинки.

«Станок» может быть использован для работы в домашних условиях и в лечебных учреждениях. Если к верхнему его краю приделать два крюка, то его можно подвешивать как наклонную или вертикальную плоскость при обучении стоянию.

На рис. 34 заснят мальчик в костюме с карманами для груза. Костюм состоит из брюк с лямками и куртки. По мере надобности могут быть использованы отдельные части костюма, как и весь костюм в целом.

«Платформы», оправдавшие себя на практике в санатории для детей с церебральными параличами № 26 г. Москвы, описаны И. Я. Смуглиным (1967). Они представляют собой небольшие деревянные площадки на колесах. Размер платформы и ее высота зависят от возраста и роста ребенка. Они изготовляются с таким расчетом, чтобы тело ребенка с фиксированными и часто с разведенными ногами свободно располагалось на площадке. Плечевой пояс и голова находятся вне опоры. Ребенок должен опираться на руки для того, чтобы передвигаться. Другой вариант с укороченной платформой, когда опора имеется только под туловищем; при этом ребенок получает возможность опираться не только на руки, но и на ноги. Таким образом, больной, уложенный и фиксированный лямками на платформе, может передвигаться по площадке, используя для передвижения только руки, либо и руки и ноги.

Ко второй группе приспособлений для улучшения ручных действий относятся различные игрушки: резиновые, ватные, пластмассовые — от самых мягких до самых плотных; мешочки, неплотно набитые песком, размером 12 X 6 или 18 X 9 см. Все они используются для различных ручных действий и в первую очередь для захвата и бросков. Применяются также мячи: малые резиновые, ватные, среднего и большого размера, разного веса; экспандеры, блоки, кольца, различные «строители», пирамидки для снимания и надевания колец, «грибки» и более тонкая мозаика для вдевания в отверстия различных по форме фигурок, построения различных «заборчиков», «домиков» и др. Применяются также гимнастические палки, булавы; для висения используются разные гимнастические снаряды.

Рис. 34. Отягощенный костюм.

Особо надо остановиться на специальном простом приспособлении, дающем возможность фиксировать пальцы, кисть и предплечье ребенка и методиста, — разумеется, если размеры рук близки. Для этой цели может быть использована или обыкновенная перчатка соответствующего размера, или специальное приспособление. Оно может быть изготовлено следующим образом. На полоску мягкой материи нашиваются круглые резинки с таким расчетом, чтобы было по два кольца на каждый палец для основной и средней фаланги, одно кольцо на уровне середины ладони и два на предплечье, выше лучезапястного сустава. В эти резиновые кольца снизу продеваются пальцы, кисть и предплечье ребенка, а сверху — методиста. Такое приспособление дает возможность производить любые совместные движения кистью и пальцами, руководимые движениями руки методиста.

Следующий прибор рассчитан на тренировку супинации предплечья. Он представляет собой смонтированный на подвесной доске круг с делениями по окружности. В центре прибита дверная ручка, при помощи которой больной вращает круг в нужном направлении. Перемещающаяся вместе с ручкой стрелка показывает число делений, определяющих угол движения (рис. 35). Таким образом, этот прибор может служить и для измерения амплитуды движения. Прибор может быть установлен на любую высоту благодаря приделанным на верхней стороне крюкам.

К третьей группе относятся приспособления при обучении сидению. Для этого должен быть приспособлен стул, а также даны способы фиксации больного.

Для фиксации ребенка можно рекомендовать комбинезон. Комбинезон надевается на больного и привязывается к стулу завязками. Может быть фиксация длинным лифчиком.

В «Комарово» для специальной посадки больных приспосабливаются обычные стулья с прибитыми ручками — подлокотниками и накладными столиками из фанеры.

Для фиксации ног применяется тяжелая доска с креплением стоп ремнями или прибитыми к доске ботинками (рис. 36).

При изготовлении приспособлений на любые виды мебели для сидения важно учитывать следующее: длина сидения должна соответствовать длине бедра; если длина сидения больше, то надо подставить вторую спинку (ящик, доску), чтобы длина сидения соответствовала размеру.

При посадке больного надо стараться соблюдать, чтобы углы между туловищем и бедром, голенью и стопой приближались к 90°. Руководствуясь этими соображе-

ниями, должна устанавливаться высота подставки под ноги.

Высота столика должна приходиться на уровне груди, края столика обязательно должны доходить до спинки стула, с достаточной шириной, чтобы ребенок мог

Рис. 35. Прибор для тренировки и измерения супинации предплечья.

свободно положить локти. В середине столика делается полукруглая вырезка для туловища.

Существует много вариантов специальных кресел, особенно для детей, страдающих гиперкинезами, с наличием непроизвольных движений головы. В этих случаях к спинке кресла, о котором мы говорили, монтируется приспособление, на котором закрепляется петля Глиссона, сделанная из мягкого материала. Для этой же цели может применяться «подголовник» (ширмочки) из пластмассы, прикрепляемой к спинке кресла. Подголовник может быть изготовлен из пластмассы или из фанеры. Способ изготовления из пластмассы: в листе пластмассы делаются надрезы; поперечный надрез делается на уровне и на ширине шеи ребенка с таким расчетом, чтобы ниже разреза пластмасса доходила до поясничного отдела позвоночника ребенка, а сверху была несколько выше головы.От середины поперечного разреза делается вверх продольный, на 2—3 см выше уровня, головы, а затем от него делаются вновь поперечные разрезы, параллельно нижнему. Разрезы делаются с обеих сторон. Полученные две половинки отгибаются, образуя как бы ширмы над квадратным отверстием. Весь щит и «ширмы» об-

Рис. 36. Сидение на приспособленном стуле с прибитыми ручками, подставкой для ног, с накладным столиком; ноги фиксированы прибитой к доске обувью. К спинке стула приделана «стойка» для крепления петли Глиссона.

клеиваются пенопластом. Голова ребенка с подложенной подушкой помещается в образовавшееся отверстие и удерживается в среднем положении «ширмами», а щит подкладывается под спину. Так подголовник используется в положении лежа. На кресло он может быть прикреплен к удлиненной спинке.

Приспособления для обучения стоянию и ходьбе разнообразны. Стол-стоялка может быть изготовлен из любого стола. Для этой цели в одном месте крышки выпиливается полукруглое отверстие в соответствии с размерами тела ребенка. При этом край стола спиливается так, что ребенок может быть свободно поставлен внутрь образовавшегося полукруга, соединяемого прибитым к краям стола ремнем с пряжкой. Стол-стоялка устойчив, удобен для различного рода занятий и игр. При тренировке в стоянии в случае необходимости дети снабжаются «лыжами» или доской с прибитой обувью, задними шинками и т. д. При обучении стоянию может быть использована и обычная мебель.

Переносные брусья — очень удобный снаряд для обучения стоянию и начальным упражнениям при освоении ходьбы. Переносные брусья монтируются на прочной доске, размеры могут быть разными, исходя из высоты роста обучающихся при опоре на полусогнутые руки.

Брусья сверху представляют собой прямоугольник, так как длинные стороны соединяются. Одну из коротких сторон надо сделать открывающейся, чтобы можно было легче ставить ребенка в брусья.

Параллельные фиксированные брусья могут быть использованы в самых разнообразных вариантах: длинные брусья с изменяющейся высотой, с постоянной высотой; они могут быть расположены по прямой, под углом и т. д.; могут быть съемными и закрепляться с помощью крюков на концах каждого бруса.

Для детей, не могущих полноценно пользоваться руками для опоры, или при наличии значительных гиперкинезов рекомендуется фанерный круг, передвигающийся по брусьям вместе с ребенком. Круг изготовляется из плотной фанеры, обтягивается материалом или клеенкой. Внутренний размер круга должен быть таков, чтобы ребенок мог свободно его надеть на нижнюю грудную часть туловища. Ширина круга должна соответствовать ширине брусьев с таким расчетом, чтобы штыри или скобы, сделанные с двух сторон круга, были расположены снаружи брусьев и плотно к ним прилегали, но свободно перемещались. Таким образом, при передвижении ребенка круг будет скользить и больной, находясь в круге, будет передвигаться в брусьях без опоры рук.

Некоторые брусья могут быть оборудованы для более четкой отработки шага. Для этого на доске под брусьями прокладываются вдоль и поперек водопроводные трубы, ограничивающие и направляющие постановку стоп. На эти трубы на равном расстоянии (в соответствии с длиной шага ребенка) кладутся плоские рейки, перешагивая через которые, больной должен будет соблю-

Рис. 37. «Лыжи» без палок с креплением стоп ремнями.

Рис. 38. Обучение ходьбе на «подвесной дороге».

дать одинаковую длину шага. Упражнения в стоянии и обучение шагам на месте могут производиться в «станке», вертикально закрепленном на стенке, ребенок фиксируется лифчиком, комбинезоном или лямками.

«Лыжи» — это тяжелые дощечки, на которые прибиты пяточные и носковые ремни для крепления стоп. «Лыжи» соединены между собой ремнями, ограничивающими шаг и помогающими сохранять направление при перемещениях нижних конечностей. «Лыжи» без палок применяются при обучении ходьбе, при этом вместо ремней может быть прибита обувь (рис. 37).

При необходимости фиксации коленных суставов при ходьбе на «лыжах» и при обучении стоянию применяются «задние шинки», изготавливаемые из пластмассы. Они обтягиваются трикотажем и прибинтовываются на задней поверхности, занимая нижнюю половину бедра и верхнюю половину голени.

Обучение стоянию и ходьбе с фиксацией за туловище выполняется на подвесной «дороге», рекомендованной А. Я. Ханякиной для детей с последствиями полиомиелита (1961). «Подвесная дорога» может монтироваться разными способами, но смысл ее заключается в следующем. Фиксирующие ребенка приспособления состоят из пояса и ремней. Одни ремни идут через пах к поясу, а другие — от пояса вверх и закрепляются на сделанном из толстой проволоки кольце. Это кольцо подвешено к ролику, который передвигается, скользя по тросу или по рельсу, со свободным поворотом в обратную сторону (рис. 38).

При этом создаются новые условия для сохранения равновесия, подготавливающие к самостоятельной ходьбе. При замене нижних ремней более длинными, закрепленными на широком поясе, надетом на ребенке, «подвесная дорога» используется для обучения стоянию на четвереньках и ползанию.

При передвижении на «подвесной дороге» можно обучать ребенка ходьбе на костылях, с тростями и самостоятельной ходьбе. Для большей устойчивости на «подвесной дороге» приспосабливают передвигающуюся также на ролике впереди ребенка горизонтальную палку, за которую он держится.

При обучении детей, страдающих гиперкинезами, применяется утяжеленная обувь с закладкой свинцовой

стельки, которая утяжеляет обувь, с различным распределением веса по контуру стопы. Чаще вес увеличивается на пятке, что придает большую устойчивость и облегчает постановку стопы полностью на грунт. Таким же образом могут утяжеляться «лыжи». Все эти виды утяжеленной обуви могут сочетаться с обучением ходьбе на «подвесной дороге» в брусьях.

При обучении самостоятельной ходьбе широко применяется также передвижение за каким-либо устойчивым предметом, как стул с достаточной устойчивостью и возможностью передвижения в помещении и на улице. При наличии гиперкинетических движений дети обучаются ходьбе на костылях или тростях, имеющих широкую основу, в сочетании с утяжеленными лыжами, соединенными ограничительными ремнями.

Кроме обычных костылей, применяются «канадские костыли», т. е. обычные костыли, но со снятым верхом. На уровне верхней трети предплечья костыли соединяются круговым ремнем, на который производится опора предплечий.

Для тренировки равновесия и равномерной опоры применяют различные специальные приспособления.

«Качалка» — доска, прибитая к закругленной толстой планке, на которую встает больной. Доска с боков заканчивается рейками для удержания стоп от соскальзывания, когда выполняется упражнение. Спереди в центре прибита палка, которая при правильной установке ребенка находится в вертикальном положении и служит для контроля.