logo
Бортфелд ЛФК

Коррекция сенсорных расстройств

Примеры упражнений при наличии функциональных расстройств для развития осязания и стереогноза, улучшения глазодвигательной функции, полей зрения и вестибулярного анализатора.

1. При нарушении активного непрерывного осязания рекомендуются упражнения в ощупывании предметов разной формы: а) с обведением по контуру одним пальцем плоского предмета с помощью методиста и самостоятельно и б) при совместном захвате предмета с помощью специального приспособления, соединяющего кисть и пальцы методиста и больного (см. главу XIII).

При коррекции стереогноза по методике Л. А. Даниловой применяются упражнения: а) для определения фактуры разных предметов с закрытыми глазами, сначала лучшей, а затем худшей рукой; б) для развития способности определения формы разных предметов на ощупь также сначала лучшей, а затем худшей рукой; в) упражнения на определение формы различных геометрических тел по следующим признакам: по величине (высокий, низкий), по толщине (плоский, объемный), по форме (треугольник, квадрат и др.).

II. При функциональных нарушениях глазодвигательной функции и ограничении полей зрения предлагаются следующие упражнения:

а) Упражнения с прослеживанием взором за перемещающимся предметом на уровне глаз выше и ниже. Голова остается неподвижной.

б) Предмет неподвижен, расположен в центре. Необходимо сохранить фиксацию взора на предмете при различных изменениях положения головы: вверх, вниз, в стороны.

в) Комбинации этих упражнений с быстрым перемещением предмета в противоположном направлении, с замедленным передвижением по окружности, с внезапными остановками и т. д.

г) Упражнения на тренировку зрительного контроля за ручными действиями с перестановкой предметов вверх, вниз, с перекладыванием их на разное расстояние, которое должно определяться при помощи глазомера.

д) Упражнения на тренировку полей зрения с определением больным показываемых ему предметов при постепенном удалении их от центральной точки, на которую смотрит больной. В процессе упражнения предметы могут быть заменены неожиданно для больного, что поможет контролировать правильность ответа на вопрос,

видит ли он предмет и какой. Перемещаемые в разных направлениях предметы вначале показываются с одной стороны, другой глаз закрыт, а затем с двух сторон при открытых глазах. В начале даются предметы белого цвета, а затем даются цветные.

III. При всех формах заболевания детским церебральным параличом, в первую очередь для детей малоподвижных, с недостаточно развитой опорностью и реакциями равновесия, а также с наличием гиперкинезов, не могущих самостоятельно ходить, — рекомендуются упражнения, способствующие усилению влияния вестибулярного анализатора.

Наиболее характерными будут являться упражнения с переменой темпа при различных изменениях положений тела, для улучшения опорности конечностей, устойчивости при нарушении условий равновесий, качания в разных направлениях, вращения. Примеры упражнений:

а) Последовательные повороты тела в положении лежа, вслед за поворотом головы, с сохранением направления и с разной скоростью.

б) Лежа на коленях у методиста с фиксацией ног, опускание туловища с опорой рук на пол и возвращение в исходное положение, при удержании головы в среднем положении, или с выполнением заданий на изменение положений головы.

в) «Тачка» — передвижение на руках, методист поддерживает ноги. То же с «опрокидыванием тачки» — методист перекрещивает ноги и больной производит поворот на 360°, возвращаясь в исходное положение.

г) Боковые кувырки из положения стоя на четвереньках.

д) Быстрая перемена положений тела, в пределах возможностей больного.

е) Упражнения на тренировку равновесия в играх и на подвесной дороге с преодолением препятствий.

ж) Качание и закручивание на качелях (3—5 раз в каждую сторону со скоростью 10 раз за 5 сек).

з) Вращения на кресле Барани, или на специально приспособленном кресле с той же дозировкой, что и на качелях, голова опущена, глаза закрыты.

ПРИЛОЖЕНИЕ II