logo
Бортфелд ЛФК

Улучшение общей подвижности

Решение этой задачи является существенным для обогащения двигательных возможностей больного в целом. Основной смысл заключается в том, чтобы помочь ребенку использовать изученные им основные двигательные навыки, применяя их в различных сочетаниях и в различных условиях. Сюда могут быть отнесены самые разнообразные перемены положений тела в комбинации с захватами, бросками предметов, задания на равновесие, преодоление каких-либо препятствий и пр. Здесь же могут применяться различные комбинации элементарных движений по суставам. В зависимости от степени подготовленности ребенка могут даваться игровые задания с включением уже усвоенного материала. Выполнение всех этих заданий рассчитывается на закрепление двигательных навыков с учетом скорости и точности их выполнения.

Решение этой задачи во многом совпадает с улучшением координации движений, но все же имеет свою специфику. В данном случае акцент ставится на закрепление определенных двигательных навыков, и материал рассчитан главным образом на группу «неходячих» детей. В решении следующей задачи — улучшении координации движений — предусматривается главным образом развитие координационных механизмов у детей, самостоятельно передвигающихся.

Так называемые «неходящие» дети, т. е. дети, не могущие самостоятельно передвигаться, составляют сложную группу больных с разной степенью развития их двигательных возможностей.

Поэтому желательно выделить две основные подгруппы, две ступени развития их двигательных возможностей, в соответствии с тяжестью заболевания: а) дети, не умеющие самостоятельно сидеть; б) дети, не умеющие самостоятельно стоять и ходить.

Каждая из этих групп требует особого плана обучения.

Улучшение общей подвижности у детей, не умеющих самостоятельно сидеть. Эта группа последовательно обучается: стабилизации положения головы, туловища, поворотам тела, элементарным движениям по суставам, ползанию, стоянию и передвижению на четвереньках, сидению с фиксацией и опорой и самостоятельному сидению с воспитанием правильной осанки, ритмичности, плавности движений.

Основными средствами для улучшения подвижности этой группы больных являются: упражнения на ско- рость и точность выполнения уже усвоенных навыков, как-то: последовательные повороты тела в положении лежа на месте и с передвижением в определенном направлении; те же повороты на скорость и точность выполнения с предметом в руках (резиновая игрушка, мяч и др.); комбинация поворотов лежа со вставанием на четвереньки, ползанием; ползание разными способами на скорость с сохранением направления при передвижении и равновесия; подползание под предметами (стул, скамейка), передвижение между предметами (набивные мячи, булавы и т. п.); ползание с переменой направления по сигналу; перелезание через гимнастическую скамейку; перемещение с пола на гимнастическую скамейку, садясь на нее верхом и т. д.

Могут быть использованы элементарные движения верхних конечностей поочередно, вместе и в сочетании с движениями головы, с использованием различных предметов. Например: последовательное выполнение 2— 3 движений (цепь, движений), элементарные движения с предметами (флажки, палки, кольца, детские обручи и пр.), рекомендуются и упражнения с подвешенным на веревке мячом и с малыми набивными (ватными) мячами, резиновыми игрушками и т. д.

Все движения вначале производятся в исходном положении лежа на спине, а затем, по мере освоения разных способов сидения, — и в исходных положениях сидя (по-турецки, верхом на скамейке и т. д.). При выполнении всех упражнений рекомендуется широкое применение игровых заданий (музыкальное сопровождение, подсчет, использование барабана, бубна и т. д.) для воспитания ритма.

Улучшение общей подвижности у детей, не умеющих стоять и ходить. Предполагается, что эта группа больных уже в основном умеет выполнять программу предыдущей группы: поворачиваться лежа в разных направлениях, ползать разными способами, сидеть без опоры на полу, на скамейке верхом, производить перемену положений тела. Если этот материал хорошо усвоен детьми, то надо переходить к следующему этапу; если же нет, то нужно восполнить имеющиеся пробелы, так как каждый из этих пробелов обязательно скажется в той или иной степени при овладении больным более сложными ступенями развития двигательной сферы.Упражнения с данной группой больных будут в основном составлять вставание на колени из положения стоя на четвереньках и из разных положений лежа и сидя на скамейке и т. д. Исходное положение стоя на коленях будет одним из основных для выполнения различных элементарных движений руками и головой, а также упражнений с предметами (палки, мячи и пр.). В дальнейшем те же упражнения выполняются стоя на одном колене, а по мере освоения самостоятельного стояния — в положении стоя.

Тренировка сохранения равновесия в разных условиях при перемене положения центра тяжести тела и сохранения равномерной опоры на обе конечности являются также ведущими упражнениями для этой группы больных. При этом могут быть использованы различные переходы из положения лежа в положение стоя, на скорость и точность исполнения, вставание на возвышение, лазание по гимнастической стенке, ходьба по лестнице с различными заданиями, передвижение в разные стороны с опорой и т. д.

Комбинации элементарных движений могут выполняться не только с движениями конечностей и головы, но и с перемещением туловища в разных исходных положениях, включая и положение стоя. В упражнениях с предметами большое внимание уделяется различным способам бросков и ловли мячей, разных по размеру и весу, в разных исходных положениях.

Все изложенные выше упражнения и методические указания в равной степени относятся как к групповым, так и к индивидуальным занятиям.

Особое значение для решения задач улучшения общей подвижности группы неходячих детей имеют игровые задания и простейшие игры, особенно при проведении групповых занятий. Приведем примеры.

  1. «Мяч в круге». В исходном положении лежа на животе, или сидя по-турецки, или стоя на четвереньках, на коленях. Все играющие располагаются по кругу. Баскетбольный или волейбольный мяч отбивается руками так, чтобы не выпустить его за пределы круга. Если мяч уйдет за круг, то штрафное очко получает тот игрок, с правой стороны которого был пропущен мяч.

  1. «Футбол в круге». В исходном положении сидя с вытянутыми ногами к центру круга игроки отбивают мяч ногами, стараясь не выпустить его за пределы круга или забить в «ворота», т. е. в промежуток между играющими. Можно ввести правила, ограничивающие или, наоборот, расширяющие возможности передвижения для играющих. При последнем варианте может быть разрешено ползание, а игровая площадка увеличена.

  1. Эстафеты в разных исходных положениях (сидя на полу, на гимнастической скамейке) с передачей разных предметов различными способами.

  2. Гонка мяча на четвереньках до определенной черты, или с обводкой предметов в виде эстафеты, или как индивидуальное задание.

  3. «Стрелки». Играющие, кроме одного (водящего), сидят на гимнастической скамейке напротив ковра (дорожки), у каждого в руке маленький мяч или небольшой мешочек с песком. Водящий должен проползти любым способом по ковру и увернуться от бросаемых в него мячей, применяя при этом любые движения. Играющие становятся водящими по очереди. За каждое попадание «стрелок» получает очко. Выигрывает тот, кто больше всех наберет очков.

  4. «На разведку» (игровое задание, учитывается индивидуально). Играющий должен проползти определенное расстояние, преодолев установленные препятствия. Например, перелезть через гимнастическую скамейку, проползти под стул, между булавами и т. д., взять в определенном месте флажок и вернуться обратно. Учитывается время выполнения задания. Показавший лучший результат с меньшим числом ошибок считается победителем.