Овладение умениями и практическими навыками:
Врач-интерн должен уметь:
– Оформлять учетно-отчетную документацию (обменная карта, санаторно-курортная карта, амбулаторная карта гинекологической больной и др.).
– Проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам.
– Обосновать показания к госпитализации.
– Выявить женщин группы "повышенного риска".
– Участвовать в профосмотрах.
– Овладеть современными методами контрацепции.
– Знать особенности лечения гинекологических больных в амбулаторных условиях.
– Иметь представления о влиянии производственных факторов на специфические функции женского организма.
– Проводить санитарно-просветительную работу в условиях женской консультации, МСЧ.
– Знать стандарты акушерско-гинекологической помощи (Приказ №323 от 5.11.98 г.).
Изучение теоретических вопросов должно включать:
1. Организационные принципы работы женской консультации, формы учетно-отчетной документации.
2. Диспансеризацию беременных, показания к госпитализации.
3. Организацию гинекологической помощи.
4. Современные методы контрацепции.
5. Вопросы использования современной медицинской аппаратуры в акушерстве и гинекологии.
6. Санитарно-просветительную работу.
7. Анализ материнской, перинатальной и гинекологической заболеваемости и смертности в ЛПУ.
8. Показатели работы женской консультации.
Тема: ТЕЧЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ РОДОВ. ПРОФИЛАКТИКА ОСЛОЖНЕНИЙ
Цель семинара:
Представить современные данные по ведению родов у женщин группы риска и профилактике возможных осложнений.
Задачи семинара:
1. Выявить знания факторов риска по развитию осложнений беременности и родов.
2. Разобрать методы подготовки к родам.
3. Оценить значение физиопсихопрофилактической подготовки к родам.
4. Ознакомить с современными методами оценки сократительной деятельности матки.
5. Проверить знания по фантомному курсу (биомеханизм родов при разгибательных предлежаниях и асинклитических вставлениях).
6. Оценка "зрелости" шейки матки по баллам.
Содержание семинара:
Ведение партограмм и их значение в оценке аномальной родовой деятельности.
Понятие о прелиминарном периоде. Фазы развития первого периода родов (латентная, активная, замедления).
Классификация аномальной родовой деятельности по МКБ Х.
Оценка состояния плода в родах.
Профилактика кровотечения.
Темы докладов:
1. Современное представление о развитии родовой деятельности (роль плода в развязывании родовой деятельности).
2. Роль простагландинов в подготовке шейки матки к родам. Коммерческие препараты простагландинов Е2и F2б.
3. Дифференциальная диагностика гипертонической и гипотонической дисфункции сократительной деятельности матки в родах.
4. Виды корригирующей терапии аномальной родовой деятельности.
Контроль знаний.
Овладение умениями и практическими навыками:
Врач-интерн должен:
– Овладеть методами оценки готовности организма женщины к родам.
– Уметь оценить результаты лабораторных исследований.
– Оценить предполагаемую массу плода.
– Оценить характер родовой деятельности с помощью хронометража схваток, оценки данных наружной и внутренней гистерографии.
– Овладеть навыками лечения различных форм аномалий родовой деятельности.
– Оценить компенсаторные возможности плода с помощью данных мониторного наблюдения.
– Наложить акушерские щипцы.
– Вскрыть плодный пузырь.
– Произвести перинео- или эпизиотомию.
– Произвести эпизиорафию (виды наложения швов).
Изучение теоретических вопросов:
1. Первичная слабость родовой деятельности.
2. Вторичная слабость родовой деятельности.
3. Дискоординированная родовая деятельность.
4. Быстрые и стремительные роды.
5. Беременность и роды при крупном плоде.
6. Родоразрешающие операции (акушерские щипцы).
Тема: КРОВОТЕЧЕНИЯ В ПОСЛЕДОВОМ И РАННЕМ
ПОСЛЕРОДОВОМ ПЕРИОДАХ
Цель семинара:
Расширить и углубить знания врачей-интернов по вопросам этиологии, патогенеза, диагностики, клиники акушерских кровотечений.
Задачи семинара:
1. Проверить знания по основным причинам развития акушерских кровотечений в последовом и раннем послеродовом периодах.
2. Проверить знания по клинической симптоматике аномалий прикрепления плаценты.
3. Разобрать дифференциальную диагностику гипотонических и коагулопатических кровотечений.
4. Изучить современные принципы профилактики и лечения гипотонических кровотечений, а также кровотечений,обусловленных гипоафибриногенемией.
5. Обосновать особенности инфузионно-трансфузионной терапии (переливание компонентов крови; кристаллоидных и коллоидных растворов; растворов крахмала; свежезамороженной плазмы и др.).
Содержание семинара:
Этиология, патогенез, частота акушерских кровотечений в последовом и раннем послеродовом периодах. Клиника, диагностика, тактика при травмах родовых путей, аномалиях прикрепления плаценты, задержке части последа в полости матки, нарушении сократительной деятельности матки, патологии системы гемостаза.
Темы докладов:
1. Аномалии прикрепления плаценты, причины, клиника, диагностика, врачебная тактика.
2. Гипотонические кровотечения в послеродовом периоде; причины, методы остановки.
3. Причины и патогенез массивных кровотечений. Методы лечения (перевязка магистральных сосудов и др.). Реабилитация женщин, перенесших массивную кровопотерю в родах.
Контроль знаний.
Овладение умениями и практическими навыками:
– Вскрытие плодного пузыря.
– Ручное обследование матки и комбинированный (наружновнутренний) массаж матки.
– Применение медикаментозных препаратов (метилэргометрин, простагландины Е2и F2б).
– Переливание компонентов крови и кровезамещающих растворов.
– Ассистенция на операциях кесарева сечения.
– Ассистенция на операциях надвлагалищной ампутации и экстирпации матки.
Тема: ВНЕМАТОЧНАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ
Цель семинара:
Расширить и углубить знания врачей-интернов по диагностике и лечению внематочной беременности, по восстановлению репродуктивной функции женщины.
Задачи семинара:
1. Проверить знания по клинике трубного аборта и разрыва трубы.
2. Представить новые методы диагностики нарушенной внематочной беременности, алгоритм обследования при подозрении на ненарушенную и нарушенную внематочную беременность.
3. Провести дифференциальный диагноз внематочной беременности с другими экстрагенитальными и генитальными заболеваниями.
4. Научить хирургическим методам лечения изучаемой патологии.
5. Обосновать принципы и особенности инфузионно-трансфузионной терапии.
Содержание семинара:
Этиология, патогенез и частота внематочной беременности. Формы внематочной беременности (трубная, яичниковая, межсвязочная, брюшная, в рудиментарном роге матки, сочетание маточной и внематочной беременности). Клиника, диагностика и лечебная тактика при прогрессирующей внематочной беременности и нарушенной внематочной беременности (по типу разрыва трубы и по типу трубного аборта). Диагностика и тактика врача при редких формах внематочной беременности (яичниковая, беременность в рудиментарном роге матки). Эндоскопические методы лечения. Особенности оперативного вмешательства при внематочной беременности в зависимости от формы (удаление трубы, резекция трубы с последующей пластикой, удаление рудиментарного рога матки). Ведение послеоперационного периода и реабилитация больных после операции по поводу внематочной беременности.
Темы докладов:
1. Новые представления о причинах возникновения внематочной беременности (гиперстимуляция овуляции, гиперпролактинемия, гормональные нарушения и др.).
2. Алгоритм обследования при подозрении на внематочную беременность.
3. Особенности ультразвуковой картины ненарушенной внематочной беременности.
4. Разбор 2-3 историй болезни нарушенной и ненарушенной внематочной беременности.
Контроль знаний.
Овладение умениями и практическими навыками:
Врач-интерн должен владеть:
– Выскабливанием матки.
– Пункцией заднего свода.
– Тубэктомией.
– Уметь интерпретировать данные ультразвукового исследования.
– Гистологическим исследованием соскоба эндометрия.
– Данными лапароскопии.
– Принимать участие в проведении лапароскопии.
– Кульдоскопией.
– Консервативно-пластическими операциями на маточных трубах.
Тема: ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖЕНСКИХ
ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ ЭТИОЛОГИИ
Цель семинара:
Научить врачей-интернов диагностировать различные формы воспалительных гинекологических заболеваний, назначать лечение в зависимости от стадии воспалительного процесса.
Задачи семинара:
1. Разобрать нозологические формы воспалительных заболеваний женских половых органов (вульвиты, вагиниты, вагинозы, кольпиты, цервициты, эндомиометриты, сальпингоофориты, воспаление тазовой брюшины).
2. Изучить основные методы диагностики воспалительных заболеваний женских половых органов неспецифической этиологии, а также особенности клиники.
3. Представить основные методы лечения острых, подострых и хронических воспалительных процессов.
4. Разобрать вопросы дифференциальной диагностики воспалительных заболеваний женских половых органов неспецифической этиологии с другими патологическими состояниями женской половой системы.
5. Представить методы реабилитации.
Содержание семинара:
Частота, этиологические особенности и патогенез неспецифических воспалительных заболеваний женских половых органов. Классификация по этиологии, клиническому течению, локализации воспалительного процесса. Клиника, диагностика и лечение острых, подострых и хронических воспалительных процессов. Дифференциальная диагностика воспалительных заболеваний женских половых органов неспецифической этиологии с другими генитальными и экстрагенитальными заболеваниями (внематочная беременность, апоплексия яичника, аппендицит и др.). Клинический разбор больной.
Темы докладов:
1. Клиника, диагностика и лечение пельвиперитонита.
2. Неотложная помощь при остром воспалении придатков матки и тазовой брюшины. Показания к хирургическому лечению. Лечение серозных и гнойных образований придатков матки.
3. Лечение больных с хроническими воспалениями придатков матки.
4. Дифференциальная диагностика воспаления придатков матки с внематочной беременностью, аппендицитом, апоплексией яичника.
Контроль знаний.
Овладение умениями и практическими навыками:
Врач-интерн должен уметь:
– Владеть методами обследования больных с воспалительными заболеваниями женских половых органов.
– Техникой выскабливания матки и цервикального канала шейки матки.
– Пункцией заднего свода влагалища.
– Оценить данные лабораторных и специальных методов исследования, ультразвуковой диагностики.
– Взять материал для бактериологического и бактериоскопического исследования.
– Произвести кольпотомию.
– Оценить степень тяжести состояния больных.
– Составить программу антибактериальной, дезинтоксикационной, противовоспалительной терапии.
Тема: МИОМА МАТКИ
Цель семинара:
Совершенствовать знания врачей-интернов по диагностике и лечению миомы матки у больных различных возрастных групп (репродуктивный, пременопаузальный, постменопаузальный возраст).
Задачи семинара:
1. Разобрать современную классификацию миомы матки (простая, пролиферирующая, пресаркоматозная, редкие формы).
2. Представить алгоритм обследования и дифференциальную диагностику с другими формами патологии матки (аденомиоз).
3. Обучить современным методам гормональной консервативной терапии (агонисты гонадотропинов и др.).
4. Разобрать обоснование хирургических методов лечения миомы матки.
5. Рассмотреть вопросы реабилитации репродуктивной функции после консервативной миомэктомии.
Содержание семинара:
Этиопатогенетические варианты развития миомы матки. Современные методы диагностики опухолей матки (УЗИ, эндоскопия, рентгенологические, гистологические и др.). Клинические проявления миомы матки и их осложнения. Гормональные методы лечения миомы матки. Техника и объем хирургического лечения. Особенности предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных. Дальнейшая восстановительная терапия. Миома матки и беременность.
Темы докладов:
1. Этиопатогенез, классификация, особенности клиники различных форм миомы матки.
2. Методы диагностики.
3. Показания к хирургическому лечению миомы матки. Разновид- ности операций.
4. Современные представления о методах консервативного лечения миомы матки.
5. Миома матки и беременность (группы риска. Осложнения в I-II-III триместрах развития. Профилактика осложнений. Методы родоразрешения).
Овладение умениями и практическими навыками:
Врач –интерн должен уметь:
– Углубленно собрать анамнез.
– Владеть методиками обследования (бимануальное и ректовагинальное).
– Брать мазки на цитологическое исследование.
– Произвести раздельное диагностическое выскабливание цервикального канала шейки матки и матки.
– Провести лапароскопию (принять участие).
– Провести гистероскопию (принять участие).
– Владеть методом ультразвуковой диагностики.
– Овладеть принципами дооперационной подготовки и послеоперационного ведения больных.
– Ознакомиться с техникой консервативной миомэктомии, надвлагалищной ампутации и экстирпации матки при миоме матки.
– Ассистировать на операциях по поводу хирургического лечения больных с миомой матки.
– Оценить факторы риска при сочетании миомы матки и беременности.
– Произвести кольпоскопию.
- Министерство здравоохранения Российской Федерации
- Содержание
- Введение
- Пояснительная записка
- Формы подготовки врача специалиста
- I. Интернатура
- Организация и обучение в системе первичной годичной послевузовской подготовки (интернатуры)
- II. Клиническая ординатура
- III. Повышение квалификации (усовершенствование) практического врача акушера-гинеколога
- Положение о враче специалисте акушере-гинекологе
- Функциональные обязанности врача специалиста акушера-гинеколога
- Права врача специалиста акушера-гинеколога
- Ответственность врача специалиста акушера-гинеколога
- Квалификационные требования, предъявляемые к врачу-специалисту акушеру-гинекологу
- Квалификационная характеристика
- Перечень умений и практических навыков врача-интерна* Акушерство
- Пренатальная диагностика
- Гинекология
- Перечень умений и практических навыков врача-специалиста акушера-гинеколога Акушерство
- Пренатальная диагностика
- Гинекология и онкогинекология
- Методические указания к преподаванию послевузовской учебной программы подготовки врача-специалиста по акушерству и гинекологии
- Семинары
- Практические занятия
- Методическая разработка (унифицированная) лекции, семинара, практического занятия
- Требования к кадровому обеспечению учебного процесса подготовки врача специалиста акушера-гинеколога
- Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса
- Контроль обучения
- Учебный план первичной специализации (интернатуры)
- Учебно-тематический план первичной специализации (интернатура)
- Учебный план
- Учебно-тематический план клинической ординатуры
- Учебно-тематический план клинической ординатуры
- Учебный план аттестационного (сертификационного) цикла по специальности "Акушерство и гинекология"
- Учебный план аттестационного (сертификационного) цикла по специальности "Акушерство и гинекология"
- Учебный план цикла общего усовершенствования (уо) (переподготовки) по специальности "Акушерство и гинекология"
- Учебный план
- УЧебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- I. Учебная программа подготовки
- I. Организация акушерско-гинекологической помощи в России
- Модуль I. Акушерство
- I.1. Основные методы обследования в акушерстве и гинекологии
- I.2. Физиология беременности
- I.3. Патология беременности
- I.4. Невынашивание беременности
- I.5. Перенашивание беременности
- I.12. Внематочная (эктопическая беременность)
- I.13. Физиология родов
- I.14. Патология родов
- I.15. Тазовые предлежания плода
- I.16. Узкий таз в современном акушерстве
- I.17. Аномалии родовой деятельности
- I.18. Роды крупным плодом
- I.19. Первые поздние роды (30 лет и старше)
- I.20. Миома матки и беременность
- I.21. Кровотечения во время беременности и родов
- I.22. Двс-синдром в акушерстве и гинекологии
- I.23. Шок и терминальные состояния в акушерстве
- I.24. Эмболия околоплодными водами
- I.25. Акушерский травматизм матери и плода
- I.26. Оперативное акушерство
- I.27. Кесарево сечение в современном акушерстве
- I.28. Обезболивание в акушерстве
- I.29. Физиология и патология послеродового периода
- I.30. Перинатальная охрана плода и новорожденного
- I.31. Беременность и экстрагенитальные заболевания
- Модуль II. Гинекология
- II.1. Физиология репродуктивной системы
- II.2. Воспалительные заболевания женских половых органов
- II.3. Нарушения развития и функции репродуктивной системы
- II.4. Гиперпластические и дистрофические процессы
- II.5. Миома матки
- II.6. Генитальный эндометриоз
- II.7. Доброкачественные опухоли и опухолевидные образования
- II.8. Аномалии положения внутренних половых органов
- Модуль III. Эндокринология в акушерстве и гинекологии
- III.1. Беременность, роды и послеродовый период
- III.2. Нейроэндокринные механизмы регуляции
- Модуль IV. Онкогинекология
- I. Клиническая трансфузиология
- II. Анестезиология и реаниматология в акушерстве и гинекологии
- III. Клиническая фармакология
- 1. Лекарственные препараты, применяемые при патологии сердечно-сосудистой системы.
- 1.1. Сердечные.
- 1.4. Препараты, понижающие сосудистый тонус.
- 2. Противоинфекционные средства.
- 2.1. Антибиотики.
- 3. Лекарственные средства, используемые при синдроме бронхиальной обструкции.
- 3.1. Бронходилататоры.
- 4. Лекарственные средства, применяемые при нарушении функции органов пищеварения.
- 5. Лекарственные средства при эндокринных заболеваниях.
- 6. Лекарственные препараты, воздействующие на кровь и кроветворные органы.
- 7. Наркотические анальгетики.
- 8. Противовоспалительные средства.
- 9. Антигистаминные препараты.
- 10. Витамины. Фундаментальные дисциплины
- Вопросы общей патологии
- Генетика в акушерстве и гинекологии
- Элективы
- II. Обязательный минимум содержания
- Обязательный минимум
- Обязательный минимум
- Экзаменационные тесты для клинических интернов
- 008. Условиями развития резус-конфликта являются
- 013. Характерным осложнением во втором периоде родов
- 015. Беременность 32-33 нед. По данным узи – неполное предлежание
- 016. Беременная 25 лет. Срок беременности 17-18 недель.
- 022. Повторнородящая 36 лет. В анамнезе – два искусственных аборта
- 064. В каких случаях показана ножевая биопсия шейки матки
- 093. Патогенез миомы матки связывают
- 094. При лечении хронического воспалительного процесса гениталий
- 095. Дифференциальный диагноз перекрута ножки опухоли яичника
- Эталоны ответов к экзаменационным тестам для клинических интернов
- Экзаменационные тесты для клинических ординаторов
- Эталоны ответов к экзаменационным тестам для клинических ординаторов
- Контрольные вопросы для циклов повышения квалификации Тестовый контроль
- Эталоны ответов
- Темы рефератов
- Список обязательной и рекомендуемой литературы
- 12. Белоусов ю.Б., Моисеев в.С., Лепахин в.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия: Руководство для врачей. – м.: Универсум, 1993.
- 20. Глезер м.Г., Глезер г.А. Справочник по фармакотерапии сердечно-сосудистых заболеваний. – 1996.
- 29. Елисеев о.М. Сердечно–сосудистые заболевания у беременных. – м.: Медицина, 1983.
- 30. Ершов ф.И. Антивирусные препараты: Справочник. – м.: Медицина, 1998.
- 62. Ольбинская л.И., Вартанова о.А., Захарова в.Л. Медикаментозное лечение нарушений липидного обмена. – м.: мма им. И.М. Сеченова. – 1998.
- Список нормативных документов
- Трехлетний учебный план первичной специализации
- Примерные темы лекций для интернов
- Гинекология
- Примерное тематическое содержание леционного курса
- Примерные темы семинаров по акушерству для интернов
- Примерные темы семинаров по гинекологии для интернов
- Примерное тематическое содержание семинаров
- Овладение умениями и практическими навыками:
- Примерные темы лекций для клинических ординаторов
- Примерные темы семинаров для клинических ординаторов
- Примерное тематическое содержание семинаров
- Темы рефератов для освоения программы врача специалиста акушера-гинеколога
- Циклы усовершенствования
- Примерные темы методических разработок семинаров