logo
на будущее / 040101 акуш

Примерное тематическое содержание семинаров

по акушерству и гинекологии для клинических ординаторов

Тема: ГЕСТОЗ

Цель семинара:

Углубить знания по этиопатогенезу гестоза, освоить классификацию, методы диагностики, лечения, ведение беременных при данной патологии, принципам родоразрешения, оказанию неотложной помощи при тяжелых формах гестоза.

Задачи семинара:

Углубление и расширение знаний по вопросам современного течения гестоза; в освоении основных методов обследования беременных с дан­ной патологией; выборе правильного метода лечения и оказании неотложной помощи при тяжелых формах гестозов. Изучение состояния плода при этой патологии, отдаленных последствий для матери и ребенка.

Содержание семинара:

Современные представления об этиологии и патогенезе гестоза. Современная классификация гестоза. Новые и новейшие методы диагностики различных форм гестоза. Особенности течения гестоза. Современные методы диагностики состояния плода при гестозе.Состояние фетоплацентарной системы при гестозе. Современные принципы ведения беременных с различными формами гестоза,лечения, родоразрешения. Профилак­тика и раннее выявление гестоза.

Темы докладов:

1. Современное представление об этиологии и патогенезе гестоза.

2. Новые и новейшие методы диагностики различных форм гестоза.

3. Современные методы оценки состояния плода и фетоплацентарного комплекса.

4. Принципы терапии тяжелых форм гестозов.

5. Принципы родоразрешения при различных формах гестоза. Показания к досрочному родоразрешению.

6. Клинический разбор больной или рецензия на историю болезни с гестозом.

Контроль знаний.

Совершенствование и овладение умениями и практическими

навыками:

– Уметь оценить и интерпретировать данные клинико-лабораторных ис­следований.

– Оценить и интерпретировать данные методов оценки состояния плода и фетоплацентарного комплекса.

– Уметь назначить адекватную интенсивную терапию гестоза.

– Уметь оказать неотложную помощь при тяжелых формах гестоза.

– Уметь правильно и своевременно решать вопрос о сроках и методах родоразрешения при гестозе.

– Уметь провести дифференциальный диагноз гестоза с другими заболеваниями (гипертоническая болезнь, гломерулонефрит и др.).

Тема: ВЕДЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ

ПРИ ЭКСТРАГЕНИТАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Цель семинара:

Расширить и углубить знания клинических ординаторов по ведению беременных, рожениц и родильниц с экстрагенитальной патологией (по­роки сердца, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, заболевания по­чек, заболевания печени).

Задачи семинара:

При углублении и расширении знаний клинических ординаторов по вопросу экстрагенитальной патологии и беременности следует рассмотреть:

– клинику заболеваний;

– новые и новейшие способы диагностики;

– современные подходы к патогенетически обоснованной терапии;

– влияние экстрагенитальной патологии и проводимой терапии на течение беременности, состояние плода, организм матери;

– современные принципы родоразрешения беременных с экстрагенитальной патологией;

– отдаленные последствия для матери и плода.

Содержание семинара:

Частота экстрагенитальных заболеваний у беременных. Особенности обследования беременных с той или иной экстрагенитальной патологией. Степень риска при наличии беременности на фоне экстрагенитальных за­болеваний. Ведение беременности, родов, послеродового периода у женщин с экстрагенитальной патологией. Влияние экстрагенитальной патологии матери на состояние плода и новорожденного.

Темы докладов:

1. Пороки сердца и беременность.

2. Гипертоническая болезнь и беременность.

3. Ведение беременности и родов при сахарном диабете.

4. Заболевания почек и беременность.

5. Заболевания печени и беременность.

Контроль знаний.

Совершенствование и овладение умениями и практическими

навыками:

Клинический ординатор должен уметь:

– Грамотно выполнять пальпацию, перкуссию, аускультацию.

– Правильно оценивать данные лабораторных и специальных методов исследования.

– Выделять беременных в группы "риска" в зависимости от степени риска.

– Выбрать оптимальные способы прерывания беременности разных сроков по медицинским показаниям.

– Иметь четкое представление о врачебной тактике в отношении экстрагенитальных заболеваний и беременности.

– Оказать неотложную помощь при острой сердечно-сосудистой недостаточности, гипертоническом кризе, обострении пиелонефрита и др.

– Провести дифференциальную диагностику экстрагенитальных заболеваний и осложнений беременности.

Тема: УЗКИЙ ТАЗ В СОВРЕМЕННОМ АКУШЕРСТВЕ

Цель семинара:

Углубить и расширить знания по диагностике анатомически и клинически узкого таза, ведению родов.

Задачи семинара:

Научить диагностике различных форм анатомически узкого таза, клинически узкого таза, а также осложнений со стороны матери и плода при этой патологии.

Содержание семинара:

Определение понятия: "анатомически" и "клинически узкий таз". Современная классификация по форме и степени сужения. Диагностика. Тактика ведения беременности и родов при анатомически узком тазе. Особенности биомеханизма родов при различных формах и степенях сужения анатомически узкого таза. Клинически узкий таз: диагностика, тактика ведения родов, определение абсолютного и относительного клинического несоответствия. Возможные осложнения для матери и плода при клинически узком тазе, их профилактика.

Темы докладов:

1. Анатомически узкий таз. Формы и степени сужения. Классификация. Диагностика. Биомеханизмы родов при различных формах анатомически узкого таза.

2. Клинически узкий таз. Диагностика. Тактика ведения родов при клинически узком тазе. Осложнения для матери и плода.

3. Анализ исходов родов при узком тазе (разбор истории родов) для матери и плода.

Контроль знаний.

Совершенствование и овладение умениями и практическими

навыками:

Клинический ординатор должен уметь:

– Диагностировать анатомически узкий таз, его формы и степени суже­ния.

– Определять признаки клинически узкого таза в родах.

– Выявлять осложнения, возникающие в родах, при клинически узком тазе.

– Освоить технику операции кесарева сечения.

Тема: "ОСТРЫЙ ЖИВОТ" ГЕНИТАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Цель семинара:

Углубить и расширить знания по диагностике, дифференциальной диагностике и врачебной тактике при острых заболеваниях гениталий.

Задачи семинара:

Научить диагностике, дифференциальной диагностике и врачебной тактике при "остром животе".

Содержание семинара:

Классификация острых заболеваний гениталий, обусловленных внут­рибрюшным кровотечением, острыми гнойными воспалительными процессами гениталий и др. Диагностика, дифференциальная диагностика, клиника "острого живота", врачебная тактика.

Темы докладов:

1. Причины, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика "острого живота".

2. Дифференциальная диагностика внематочной беременности и ап­пендицита.

3. Дифференциальная диагностика пельвиперитонита и разлитого перитонита, показания к хирургическому лечению.

4. Рецензия на историю болезни с клиникой "острого живота".

Контроль знаний.

Совершенствование и овладение умениями и практическими

навыками:

– Владеть методами обследования больных с воспалительными заболеваниями гениталий.

– Техникой выскабливания матки и цервикального канала.

– Пункцией заднего свода влагалища.

– Самостоятельно оперировать (тубэктомия, овариоэктомия).

– Оценить данные лабораторных и специальных методов исследования.

– Проведение обследования больных с подозрением на генитальный ту­беркулез.

Тема: ВЕДЕНИЕ НЕОСЛОЖНЕННОГО И ОСЛОЖНЕННОГО

ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОГО ПЕРИОДА

Цель семинара:

Углубить знания по особенностям течения послеоперационного периода, возможным осложнениям, их профилактике и лечению.

Задачи семинара:

Углубить знания клинических ординаторов по особенностям течения послеоперационного периода, клинической диагностики и дифференциальной диагностики возможных осложнений с другими соматическими и хирургическими заболеваниями.

Содержание семинара:

Течение неосложненного послеоперационного периода. Профилакти­ка возможных осложнений в раннем и позднем послеоперационном периодах, диагностика, лечение, реабилитация.

Темы докладов:

1. Нарушения функции кишечника в послеоперационном периоде, причины, диагностика, лечение.

2. Послеоперационные инфильтраты малого таза, диагностика, лечение.

3. Рецензия истории болезни или разбор больной с послеоперационным осложнением.

Контроль знаний.

Совершенствование и овладение умениями и практическими

навыками:

Клинический ординатор должен освоить:

– Методы обследования послеоперационной больной.

– Дополнительные методы обследования (лапароскопию, пункцию задне­го свода влагалища, флебографию).

– Уметь проводить анализ клинико-рентгенологического, клинико-лапа­роскопического методов исследования.

– Произвести экстирпацию матки, перевязку подвздошных сосудов.

Тема: НЕЙРОЭНДОКРИННЫЕ СИНДРОМЫ В ГИНЕКОЛОГИИ

Цель семинара:

Углубить знания по нарушениям менструальной и детородной функции у больных с нейроэндокринными синдромами.

Задача семинара:

Изучение этиопатогенеза нейроэндокринных гинекологических синдромов (вирильного, климактерического, посткастрационного и др.).

Содержание семинара:

Классификация функциональных и органических нарушений со сто­роны гениталий при нейроэндокринном синдроме, диагностика, дифференциальная диагностика, коррекция нарушений.

Темы докладов:

1. Склерокистоз яичников, этиопатогенез, диагностика, лечение.

2. Посткастрационный синдром (патогенез, клиника, современные методы лечения).

3. Климактерический синдром (клиника, профилактика, лечение).

Контроль знаний.

Совершенствование и овладение умениями и практическими

навыками:

– Поставить диагноз распространенных форм нейроэндокринных синдромов.

– Дифференциальный диагноз нейроэндокринных синдромов (склеро­кистозные яичники, адреногенитальный синдром) с гормонопродуциру­ющими опухолями яичников и надпочечников и болезнью Иценко–Кушинга, синдромом аменореи-галактореи, конституционным гирсутизмом.

– Патогенетическое обоснование методов лечения различных форм синдрома склерокистозных яичников и АГС.

– Интерпретировать особенности клинических признаков, гормональных, рентгенологических, ультразвуковых методов исследования, гормональных функциональных проб при различных формах синдрома склерокистозных яичников. А также АГС.

Тема: ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МАТОЧНЫЕ КРОВОТЕЧЕНИЯ.

ОКАЗАНИЕ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ

Цель семинара:

Углубить знания клинических ординаторов по этиопатогенезу. Лечению дисфункциональных маточных кровотечений, протекающих по ановуляторному и овуляторному типу. Обратить внимание на правильность трактовки тестов функциональной диагностики и дифференциальный ди­агноз.

Задачи семинара:

Углубление знаний клинических ординаторов по нейрогуморальной регуляции менструального цикла, в изучении этиопатогенеза нарушений менструального цикла и дисфункциональных маточных кровотечений, а также методам диагностики и лечения (симптоматического, гормонального, физиотерапевтического, хирургического).

Содержание семинара:

Нейрогуморальная регуляция менструального цикла. Ювенильные кровотечения. Оказание неотложной помощи. Кровотечения репродуктив­ного периода. Кровотечения климактерического периода.

Темы докладов:

1. Менструальный цикл и его нейрогуморальная регуляция.

2. Биологическое действие стероидных гормонов.

3. Значение тестов функциональной диагностики в гинекологичес­кой эндокринологии.

4. Гистологическое исследование соскобов эндометрия и оценка по­лученных результатов

5. Методы лечения дисфункциональных маточных кровотечений в различных возрастных периодах (ювенильный, репродуктивный, климак­терический).

Контроль знаний.

Совершенствование и овладение умениями и практическими

навыками:

Клинический ординатор должен освоить:

Взятие мазков содержимого влагалища для цитологического исследования.

Анализ полученных данных по тестам функциональной диагностики.

Технику гистероскопии, лапароскопии, гистеросальпингографии.

Выскабливание матки и цервикального канала шейки матки.

Оценить данные лабораторных исследований, результатов гистологического исследования слизистой оболочки матки.

Анализ рентгенограмм.

Методы лечения дисфункциональных маточных кровотечений в зависимости от возраста больной.

Тема: ПРЕДРАКОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И РАК ШЕЙКИ МАТКИ

Цель семинара:

Изучить особенности фоновых, предраковых заболеваний и рака шейки матки. Освоить рациональные формы профилактики и ранней ди­агностики этих заболеваний и методы лечения.

Задачи семинара:

Обучение клинических ординаторов умению тщательного целенаправленного сбора анамнеза, освоить клинику, диагностику, современные наиболее рациональные методы лечения.

Содержание семинара:

Комплексная диагностика фоновых и предраковых заболеваний шей­ки матки. Принципы лечения фоновых и предраковых заболеваний шейки матки. Классификация. Клиника. Диагностика рака шейки матки. Со­временные методы лечения. Критерии эффективности лечения.

Темы докладов:

1. Фоновые и предраковые заболевания шейки матки. Значение ци­тологического скрининга и кольпоскопии.

2. Морфогенез рака шейки матки и профилактика заболевания

3. Лечение рака шейки матки, осложнения при различных методах лечения и их профилактика.

4. Разбор истории болезни или больной с раком шейки матки.

Совершенствование и овладение умениями и практическими

навыками:

Освоить технику взятия материала для онкоцитологического исследования.

Освоить технику кольпоскопии.

Освоить технику получения материала для гистологического исследования.

Овладеть методом ректо-вагинального исследования.

Уметь составить план лечения больной с раком шейки матки.

Освоить принципы предоперационной подготовки больных и ухода за больными в послеоперационном периоде.

Освоить методы профилактики и лечения осложнений лучевой терапии.

Самостоятельно проводить электрокоагуляцию и конусовидную электроэксцизию шейки матки.

Ассистировать и выполнять экстирпацию матки.

Тема: ПРЕДРАКОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И РАК ТЕЛА МАТКИ.

ТРОФОБЛАСТИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ

Цель семинара:

Изучить особенности предраковых заболеваний и патогенетические варианты рака тела матки для обоснования рациональных профилактических лечебных мероприятий. Изучить особенности клинического течения пузырного заноса и хорионэпителиомы, основные принципы лечения этих заболеваний.

Задачи семинара:

Углубление и расширение знаний клинических ординаторов по вопросам диагностики предраковых заболеваний тела матки. Клинической симптоматики, диагностики и методов лечения рака тела матки и трофо­бластической болезни.

Содержание семинара:

Методы диагностики и принципы лечения предраковых заболеваний тела матки. Клиника и диагностика рака тела матки. Принципы лечения в зависимости от стадии и патогенетического варианта. Пузырный занос. Клиническая симптоматика, лечение в зависимости от формы пузырного заноса. Хорионэпителиома матки. методы диагностики и лечения.

Темы докладов:

1. Гиперпластические процессы эндометрия.

2. Современные подходы к лечению рака тела матки.

3. Вопросы этиопатогенеза трофобластической болезни.

4. Клиника, диагностика, лечение трофобластической болезни.

5. Разбор истории болезни или больной с раком тела матки или трофобластической болезнью.

Контроль знаний.

Совершенствование и овладение умениями и практическими

навыками:

Освоить методы диагностики заболеваний и рака тела матки, доброкачественной и злокачественной формы трофобластической болезни:

 цитологическое исследование;

 раздельное выскабливание тела матки и цервикального канала

шейки матки;

 гистероскопию;

 ректовагинальное исследование.

Участвовать в проведении лимфографии, пельвиографии, урографии.

Уметь интерпретировать данные радиоиммунологического исследования хорионического гонадотропина, хорионического соматотропина, эстрогенов.

Составить план лечения больных различными формами рака тела мат­ки и трофобластической болезни.

Освоить принципы химиотерапии при пузырном заносе и хорионэпителиомы матки, принципы гормонотерапии при раке тела матки.

Участвовать в операциях надвлагалищной ампутации матки; экстирпации матки и расширенной экстирпации матки.

При обучении по программе первичной специализации учащемуся рекомендуют выбрать 8-10 тем из 105 предлагаемых для написания рефератов. Лучшие рефераты докладывают и обсуждают на семинарских заня­тиях. Оценка реферата, выполнение сроков подготовки учитывается в об­щем итоговом экзамене.

Написание реферата позволяет приобщить врача к поиску новейшей литературы, обобщить данные нескольких литературных источников, изу­чить монографии и научные статьи по тому или иному вопросу.

В конце реферата следует представить список изученной литературы.

Ниже приведены 105 тем рефератов, рекомендуемых как дополнение к усвоению общей программы подготовки врача специалиста акушера-гинеколога.