Примерное тематическое содержание семинаров
по акушерству и гинекологии для клинических ординаторов
Тема: ГЕСТОЗ
Цель семинара:
Углубить знания по этиопатогенезу гестоза, освоить классификацию, методы диагностики, лечения, ведение беременных при данной патологии, принципам родоразрешения, оказанию неотложной помощи при тяжелых формах гестоза.
Задачи семинара:
Углубление и расширение знаний по вопросам современного течения гестоза; в освоении основных методов обследования беременных с данной патологией; выборе правильного метода лечения и оказании неотложной помощи при тяжелых формах гестозов. Изучение состояния плода при этой патологии, отдаленных последствий для матери и ребенка.
Содержание семинара:
Современные представления об этиологии и патогенезе гестоза. Современная классификация гестоза. Новые и новейшие методы диагностики различных форм гестоза. Особенности течения гестоза. Современные методы диагностики состояния плода при гестозе.Состояние фетоплацентарной системы при гестозе. Современные принципы ведения беременных с различными формами гестоза,лечения, родоразрешения. Профилактика и раннее выявление гестоза.
Темы докладов:
1. Современное представление об этиологии и патогенезе гестоза.
2. Новые и новейшие методы диагностики различных форм гестоза.
3. Современные методы оценки состояния плода и фетоплацентарного комплекса.
4. Принципы терапии тяжелых форм гестозов.
5. Принципы родоразрешения при различных формах гестоза. Показания к досрочному родоразрешению.
6. Клинический разбор больной или рецензия на историю болезни с гестозом.
Контроль знаний.
Совершенствование и овладение умениями и практическими
навыками:
– Уметь оценить и интерпретировать данные клинико-лабораторных исследований.
– Оценить и интерпретировать данные методов оценки состояния плода и фетоплацентарного комплекса.
– Уметь назначить адекватную интенсивную терапию гестоза.
– Уметь оказать неотложную помощь при тяжелых формах гестоза.
– Уметь правильно и своевременно решать вопрос о сроках и методах родоразрешения при гестозе.
– Уметь провести дифференциальный диагноз гестоза с другими заболеваниями (гипертоническая болезнь, гломерулонефрит и др.).
Тема: ВЕДЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ
ПРИ ЭКСТРАГЕНИТАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Цель семинара:
Расширить и углубить знания клинических ординаторов по ведению беременных, рожениц и родильниц с экстрагенитальной патологией (пороки сердца, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, заболевания почек, заболевания печени).
Задачи семинара:
При углублении и расширении знаний клинических ординаторов по вопросу экстрагенитальной патологии и беременности следует рассмотреть:
– клинику заболеваний;
– новые и новейшие способы диагностики;
– современные подходы к патогенетически обоснованной терапии;
– влияние экстрагенитальной патологии и проводимой терапии на течение беременности, состояние плода, организм матери;
– современные принципы родоразрешения беременных с экстрагенитальной патологией;
– отдаленные последствия для матери и плода.
Содержание семинара:
Частота экстрагенитальных заболеваний у беременных. Особенности обследования беременных с той или иной экстрагенитальной патологией. Степень риска при наличии беременности на фоне экстрагенитальных заболеваний. Ведение беременности, родов, послеродового периода у женщин с экстрагенитальной патологией. Влияние экстрагенитальной патологии матери на состояние плода и новорожденного.
Темы докладов:
1. Пороки сердца и беременность.
2. Гипертоническая болезнь и беременность.
3. Ведение беременности и родов при сахарном диабете.
4. Заболевания почек и беременность.
5. Заболевания печени и беременность.
Контроль знаний.
Совершенствование и овладение умениями и практическими
навыками:
Клинический ординатор должен уметь:
– Грамотно выполнять пальпацию, перкуссию, аускультацию.
– Правильно оценивать данные лабораторных и специальных методов исследования.
– Выделять беременных в группы "риска" в зависимости от степени риска.
– Выбрать оптимальные способы прерывания беременности разных сроков по медицинским показаниям.
– Иметь четкое представление о врачебной тактике в отношении экстрагенитальных заболеваний и беременности.
– Оказать неотложную помощь при острой сердечно-сосудистой недостаточности, гипертоническом кризе, обострении пиелонефрита и др.
– Провести дифференциальную диагностику экстрагенитальных заболеваний и осложнений беременности.
Тема: УЗКИЙ ТАЗ В СОВРЕМЕННОМ АКУШЕРСТВЕ
Цель семинара:
Углубить и расширить знания по диагностике анатомически и клинически узкого таза, ведению родов.
Задачи семинара:
Научить диагностике различных форм анатомически узкого таза, клинически узкого таза, а также осложнений со стороны матери и плода при этой патологии.
Содержание семинара:
Определение понятия: "анатомически" и "клинически узкий таз". Современная классификация по форме и степени сужения. Диагностика. Тактика ведения беременности и родов при анатомически узком тазе. Особенности биомеханизма родов при различных формах и степенях сужения анатомически узкого таза. Клинически узкий таз: диагностика, тактика ведения родов, определение абсолютного и относительного клинического несоответствия. Возможные осложнения для матери и плода при клинически узком тазе, их профилактика.
Темы докладов:
1. Анатомически узкий таз. Формы и степени сужения. Классификация. Диагностика. Биомеханизмы родов при различных формах анатомически узкого таза.
2. Клинически узкий таз. Диагностика. Тактика ведения родов при клинически узком тазе. Осложнения для матери и плода.
3. Анализ исходов родов при узком тазе (разбор истории родов) для матери и плода.
Контроль знаний.
Совершенствование и овладение умениями и практическими
навыками:
Клинический ординатор должен уметь:
– Диагностировать анатомически узкий таз, его формы и степени сужения.
– Определять признаки клинически узкого таза в родах.
– Выявлять осложнения, возникающие в родах, при клинически узком тазе.
– Освоить технику операции кесарева сечения.
Тема: "ОСТРЫЙ ЖИВОТ" ГЕНИТАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Цель семинара:
Углубить и расширить знания по диагностике, дифференциальной диагностике и врачебной тактике при острых заболеваниях гениталий.
Задачи семинара:
Научить диагностике, дифференциальной диагностике и врачебной тактике при "остром животе".
Содержание семинара:
Классификация острых заболеваний гениталий, обусловленных внутрибрюшным кровотечением, острыми гнойными воспалительными процессами гениталий и др. Диагностика, дифференциальная диагностика, клиника "острого живота", врачебная тактика.
Темы докладов:
1. Причины, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика "острого живота".
2. Дифференциальная диагностика внематочной беременности и аппендицита.
3. Дифференциальная диагностика пельвиперитонита и разлитого перитонита, показания к хирургическому лечению.
4. Рецензия на историю болезни с клиникой "острого живота".
Контроль знаний.
Совершенствование и овладение умениями и практическими
навыками:
– Владеть методами обследования больных с воспалительными заболеваниями гениталий.
– Техникой выскабливания матки и цервикального канала.
– Пункцией заднего свода влагалища.
– Самостоятельно оперировать (тубэктомия, овариоэктомия).
– Оценить данные лабораторных и специальных методов исследования.
– Проведение обследования больных с подозрением на генитальный туберкулез.
Тема: ВЕДЕНИЕ НЕОСЛОЖНЕННОГО И ОСЛОЖНЕННОГО
ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОГО ПЕРИОДА
Цель семинара:
Углубить знания по особенностям течения послеоперационного периода, возможным осложнениям, их профилактике и лечению.
Задачи семинара:
Углубить знания клинических ординаторов по особенностям течения послеоперационного периода, клинической диагностики и дифференциальной диагностики возможных осложнений с другими соматическими и хирургическими заболеваниями.
Содержание семинара:
Течение неосложненного послеоперационного периода. Профилактика возможных осложнений в раннем и позднем послеоперационном периодах, диагностика, лечение, реабилитация.
Темы докладов:
1. Нарушения функции кишечника в послеоперационном периоде, причины, диагностика, лечение.
2. Послеоперационные инфильтраты малого таза, диагностика, лечение.
3. Рецензия истории болезни или разбор больной с послеоперационным осложнением.
Контроль знаний.
Совершенствование и овладение умениями и практическими
навыками:
Клинический ординатор должен освоить:
– Методы обследования послеоперационной больной.
– Дополнительные методы обследования (лапароскопию, пункцию заднего свода влагалища, флебографию).
– Уметь проводить анализ клинико-рентгенологического, клинико-лапароскопического методов исследования.
– Произвести экстирпацию матки, перевязку подвздошных сосудов.
Тема: НЕЙРОЭНДОКРИННЫЕ СИНДРОМЫ В ГИНЕКОЛОГИИ
Цель семинара:
Углубить знания по нарушениям менструальной и детородной функции у больных с нейроэндокринными синдромами.
Задача семинара:
Изучение этиопатогенеза нейроэндокринных гинекологических синдромов (вирильного, климактерического, посткастрационного и др.).
Содержание семинара:
Классификация функциональных и органических нарушений со стороны гениталий при нейроэндокринном синдроме, диагностика, дифференциальная диагностика, коррекция нарушений.
Темы докладов:
1. Склерокистоз яичников, этиопатогенез, диагностика, лечение.
2. Посткастрационный синдром (патогенез, клиника, современные методы лечения).
3. Климактерический синдром (клиника, профилактика, лечение).
Контроль знаний.
Совершенствование и овладение умениями и практическими
навыками:
– Поставить диагноз распространенных форм нейроэндокринных синдромов.
– Дифференциальный диагноз нейроэндокринных синдромов (склерокистозные яичники, адреногенитальный синдром) с гормонопродуцирующими опухолями яичников и надпочечников и болезнью Иценко–Кушинга, синдромом аменореи-галактореи, конституционным гирсутизмом.
– Патогенетическое обоснование методов лечения различных форм синдрома склерокистозных яичников и АГС.
– Интерпретировать особенности клинических признаков, гормональных, рентгенологических, ультразвуковых методов исследования, гормональных функциональных проб при различных формах синдрома склерокистозных яичников. А также АГС.
Тема: ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МАТОЧНЫЕ КРОВОТЕЧЕНИЯ.
ОКАЗАНИЕ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ
Цель семинара:
Углубить знания клинических ординаторов по этиопатогенезу. Лечению дисфункциональных маточных кровотечений, протекающих по ановуляторному и овуляторному типу. Обратить внимание на правильность трактовки тестов функциональной диагностики и дифференциальный диагноз.
Задачи семинара:
Углубление знаний клинических ординаторов по нейрогуморальной регуляции менструального цикла, в изучении этиопатогенеза нарушений менструального цикла и дисфункциональных маточных кровотечений, а также методам диагностики и лечения (симптоматического, гормонального, физиотерапевтического, хирургического).
Содержание семинара:
Нейрогуморальная регуляция менструального цикла. Ювенильные кровотечения. Оказание неотложной помощи. Кровотечения репродуктивного периода. Кровотечения климактерического периода.
Темы докладов:
1. Менструальный цикл и его нейрогуморальная регуляция.
2. Биологическое действие стероидных гормонов.
3. Значение тестов функциональной диагностики в гинекологической эндокринологии.
4. Гистологическое исследование соскобов эндометрия и оценка полученных результатов
5. Методы лечения дисфункциональных маточных кровотечений в различных возрастных периодах (ювенильный, репродуктивный, климактерический).
Контроль знаний.
Совершенствование и овладение умениями и практическими
навыками:
Клинический ординатор должен освоить:
– Взятие мазков содержимого влагалища для цитологического исследования.
– Анализ полученных данных по тестам функциональной диагностики.
– Технику гистероскопии, лапароскопии, гистеросальпингографии.
– Выскабливание матки и цервикального канала шейки матки.
– Оценить данные лабораторных исследований, результатов гистологического исследования слизистой оболочки матки.
– Анализ рентгенограмм.
– Методы лечения дисфункциональных маточных кровотечений в зависимости от возраста больной.
Тема: ПРЕДРАКОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И РАК ШЕЙКИ МАТКИ
Цель семинара:
Изучить особенности фоновых, предраковых заболеваний и рака шейки матки. Освоить рациональные формы профилактики и ранней диагностики этих заболеваний и методы лечения.
Задачи семинара:
Обучение клинических ординаторов умению тщательного целенаправленного сбора анамнеза, освоить клинику, диагностику, современные наиболее рациональные методы лечения.
Содержание семинара:
Комплексная диагностика фоновых и предраковых заболеваний шейки матки. Принципы лечения фоновых и предраковых заболеваний шейки матки. Классификация. Клиника. Диагностика рака шейки матки. Современные методы лечения. Критерии эффективности лечения.
Темы докладов:
1. Фоновые и предраковые заболевания шейки матки. Значение цитологического скрининга и кольпоскопии.
2. Морфогенез рака шейки матки и профилактика заболевания
3. Лечение рака шейки матки, осложнения при различных методах лечения и их профилактика.
4. Разбор истории болезни или больной с раком шейки матки.
Совершенствование и овладение умениями и практическими
навыками:
– Освоить технику взятия материала для онкоцитологического исследования.
– Освоить технику кольпоскопии.
– Освоить технику получения материала для гистологического исследования.
– Овладеть методом ректо-вагинального исследования.
– Уметь составить план лечения больной с раком шейки матки.
– Освоить принципы предоперационной подготовки больных и ухода за больными в послеоперационном периоде.
– Освоить методы профилактики и лечения осложнений лучевой терапии.
– Самостоятельно проводить электрокоагуляцию и конусовидную электроэксцизию шейки матки.
– Ассистировать и выполнять экстирпацию матки.
Тема: ПРЕДРАКОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И РАК ТЕЛА МАТКИ.
ТРОФОБЛАСТИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ
Цель семинара:
Изучить особенности предраковых заболеваний и патогенетические варианты рака тела матки для обоснования рациональных профилактических лечебных мероприятий. Изучить особенности клинического течения пузырного заноса и хорионэпителиомы, основные принципы лечения этих заболеваний.
Задачи семинара:
Углубление и расширение знаний клинических ординаторов по вопросам диагностики предраковых заболеваний тела матки. Клинической симптоматики, диагностики и методов лечения рака тела матки и трофобластической болезни.
Содержание семинара:
Методы диагностики и принципы лечения предраковых заболеваний тела матки. Клиника и диагностика рака тела матки. Принципы лечения в зависимости от стадии и патогенетического варианта. Пузырный занос. Клиническая симптоматика, лечение в зависимости от формы пузырного заноса. Хорионэпителиома матки. методы диагностики и лечения.
Темы докладов:
1. Гиперпластические процессы эндометрия.
2. Современные подходы к лечению рака тела матки.
3. Вопросы этиопатогенеза трофобластической болезни.
4. Клиника, диагностика, лечение трофобластической болезни.
5. Разбор истории болезни или больной с раком тела матки или трофобластической болезнью.
Контроль знаний.
Совершенствование и овладение умениями и практическими
навыками:
– Освоить методы диагностики заболеваний и рака тела матки, доброкачественной и злокачественной формы трофобластической болезни:
цитологическое исследование;
раздельное выскабливание тела матки и цервикального канала
шейки матки;
гистероскопию;
ректовагинальное исследование.
– Участвовать в проведении лимфографии, пельвиографии, урографии.
– Уметь интерпретировать данные радиоиммунологического исследования хорионического гонадотропина, хорионического соматотропина, эстрогенов.
– Составить план лечения больных различными формами рака тела матки и трофобластической болезни.
– Освоить принципы химиотерапии при пузырном заносе и хорионэпителиомы матки, принципы гормонотерапии при раке тела матки.
– Участвовать в операциях надвлагалищной ампутации матки; экстирпации матки и расширенной экстирпации матки.
При обучении по программе первичной специализации учащемуся рекомендуют выбрать 8-10 тем из 105 предлагаемых для написания рефератов. Лучшие рефераты докладывают и обсуждают на семинарских занятиях. Оценка реферата, выполнение сроков подготовки учитывается в общем итоговом экзамене.
Написание реферата позволяет приобщить врача к поиску новейшей литературы, обобщить данные нескольких литературных источников, изучить монографии и научные статьи по тому или иному вопросу.
В конце реферата следует представить список изученной литературы.
Ниже приведены 105 тем рефератов, рекомендуемых как дополнение к усвоению общей программы подготовки врача специалиста акушера-гинеколога.
- Министерство здравоохранения Российской Федерации
- Содержание
- Введение
- Пояснительная записка
- Формы подготовки врача специалиста
- I. Интернатура
- Организация и обучение в системе первичной годичной послевузовской подготовки (интернатуры)
- II. Клиническая ординатура
- III. Повышение квалификации (усовершенствование) практического врача акушера-гинеколога
- Положение о враче специалисте акушере-гинекологе
- Функциональные обязанности врача специалиста акушера-гинеколога
- Права врача специалиста акушера-гинеколога
- Ответственность врача специалиста акушера-гинеколога
- Квалификационные требования, предъявляемые к врачу-специалисту акушеру-гинекологу
- Квалификационная характеристика
- Перечень умений и практических навыков врача-интерна* Акушерство
- Пренатальная диагностика
- Гинекология
- Перечень умений и практических навыков врача-специалиста акушера-гинеколога Акушерство
- Пренатальная диагностика
- Гинекология и онкогинекология
- Методические указания к преподаванию послевузовской учебной программы подготовки врача-специалиста по акушерству и гинекологии
- Семинары
- Практические занятия
- Методическая разработка (унифицированная) лекции, семинара, практического занятия
- Требования к кадровому обеспечению учебного процесса подготовки врача специалиста акушера-гинеколога
- Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса
- Контроль обучения
- Учебный план первичной специализации (интернатуры)
- Учебно-тематический план первичной специализации (интернатура)
- Учебный план
- Учебно-тематический план клинической ординатуры
- Учебно-тематический план клинической ординатуры
- Учебный план аттестационного (сертификационного) цикла по специальности "Акушерство и гинекология"
- Учебный план аттестационного (сертификационного) цикла по специальности "Акушерство и гинекология"
- Учебный план цикла общего усовершенствования (уо) (переподготовки) по специальности "Акушерство и гинекология"
- Учебный план
- УЧебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- I. Учебная программа подготовки
- I. Организация акушерско-гинекологической помощи в России
- Модуль I. Акушерство
- I.1. Основные методы обследования в акушерстве и гинекологии
- I.2. Физиология беременности
- I.3. Патология беременности
- I.4. Невынашивание беременности
- I.5. Перенашивание беременности
- I.12. Внематочная (эктопическая беременность)
- I.13. Физиология родов
- I.14. Патология родов
- I.15. Тазовые предлежания плода
- I.16. Узкий таз в современном акушерстве
- I.17. Аномалии родовой деятельности
- I.18. Роды крупным плодом
- I.19. Первые поздние роды (30 лет и старше)
- I.20. Миома матки и беременность
- I.21. Кровотечения во время беременности и родов
- I.22. Двс-синдром в акушерстве и гинекологии
- I.23. Шок и терминальные состояния в акушерстве
- I.24. Эмболия околоплодными водами
- I.25. Акушерский травматизм матери и плода
- I.26. Оперативное акушерство
- I.27. Кесарево сечение в современном акушерстве
- I.28. Обезболивание в акушерстве
- I.29. Физиология и патология послеродового периода
- I.30. Перинатальная охрана плода и новорожденного
- I.31. Беременность и экстрагенитальные заболевания
- Модуль II. Гинекология
- II.1. Физиология репродуктивной системы
- II.2. Воспалительные заболевания женских половых органов
- II.3. Нарушения развития и функции репродуктивной системы
- II.4. Гиперпластические и дистрофические процессы
- II.5. Миома матки
- II.6. Генитальный эндометриоз
- II.7. Доброкачественные опухоли и опухолевидные образования
- II.8. Аномалии положения внутренних половых органов
- Модуль III. Эндокринология в акушерстве и гинекологии
- III.1. Беременность, роды и послеродовый период
- III.2. Нейроэндокринные механизмы регуляции
- Модуль IV. Онкогинекология
- I. Клиническая трансфузиология
- II. Анестезиология и реаниматология в акушерстве и гинекологии
- III. Клиническая фармакология
- 1. Лекарственные препараты, применяемые при патологии сердечно-сосудистой системы.
- 1.1. Сердечные.
- 1.4. Препараты, понижающие сосудистый тонус.
- 2. Противоинфекционные средства.
- 2.1. Антибиотики.
- 3. Лекарственные средства, используемые при синдроме бронхиальной обструкции.
- 3.1. Бронходилататоры.
- 4. Лекарственные средства, применяемые при нарушении функции органов пищеварения.
- 5. Лекарственные средства при эндокринных заболеваниях.
- 6. Лекарственные препараты, воздействующие на кровь и кроветворные органы.
- 7. Наркотические анальгетики.
- 8. Противовоспалительные средства.
- 9. Антигистаминные препараты.
- 10. Витамины. Фундаментальные дисциплины
- Вопросы общей патологии
- Генетика в акушерстве и гинекологии
- Элективы
- II. Обязательный минимум содержания
- Обязательный минимум
- Обязательный минимум
- Экзаменационные тесты для клинических интернов
- 008. Условиями развития резус-конфликта являются
- 013. Характерным осложнением во втором периоде родов
- 015. Беременность 32-33 нед. По данным узи – неполное предлежание
- 016. Беременная 25 лет. Срок беременности 17-18 недель.
- 022. Повторнородящая 36 лет. В анамнезе – два искусственных аборта
- 064. В каких случаях показана ножевая биопсия шейки матки
- 093. Патогенез миомы матки связывают
- 094. При лечении хронического воспалительного процесса гениталий
- 095. Дифференциальный диагноз перекрута ножки опухоли яичника
- Эталоны ответов к экзаменационным тестам для клинических интернов
- Экзаменационные тесты для клинических ординаторов
- Эталоны ответов к экзаменационным тестам для клинических ординаторов
- Контрольные вопросы для циклов повышения квалификации Тестовый контроль
- Эталоны ответов
- Темы рефератов
- Список обязательной и рекомендуемой литературы
- 12. Белоусов ю.Б., Моисеев в.С., Лепахин в.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия: Руководство для врачей. – м.: Универсум, 1993.
- 20. Глезер м.Г., Глезер г.А. Справочник по фармакотерапии сердечно-сосудистых заболеваний. – 1996.
- 29. Елисеев о.М. Сердечно–сосудистые заболевания у беременных. – м.: Медицина, 1983.
- 30. Ершов ф.И. Антивирусные препараты: Справочник. – м.: Медицина, 1998.
- 62. Ольбинская л.И., Вартанова о.А., Захарова в.Л. Медикаментозное лечение нарушений липидного обмена. – м.: мма им. И.М. Сеченова. – 1998.
- Список нормативных документов
- Трехлетний учебный план первичной специализации
- Примерные темы лекций для интернов
- Гинекология
- Примерное тематическое содержание леционного курса
- Примерные темы семинаров по акушерству для интернов
- Примерные темы семинаров по гинекологии для интернов
- Примерное тематическое содержание семинаров
- Овладение умениями и практическими навыками:
- Примерные темы лекций для клинических ординаторов
- Примерные темы семинаров для клинических ординаторов
- Примерное тематическое содержание семинаров
- Темы рефератов для освоения программы врача специалиста акушера-гинеколога
- Циклы усовершенствования
- Примерные темы методических разработок семинаров