Модуль IV. Онкогинекология
IV.1. Организация онкологической помощи в России
Структура онкологической помощи, врач-онкогинеколог, значение классификаций в диагностике и лечении онкогинекологических больных.
IV.2. Современные представления о возникновении
новообразований женских половых органов
Общие сведения о генетике, цитогенетике, иммунологии опухолей. Понятие об органоспецифичности злокачественных новообразований. Вирусная, гормональная, иммунологическая, полиэтиологическая теория. Механизмы канцерогенеза. Дисплазия, предрак и рак. Значение фоновых процессов в формировании предрака.
IV.3. Онкогинекологическая настороженность
врача акушера-гинеколога
Группы риска, значение возраста, оценка анамнестических данных, наследственность, преморбидный фон, основы первичной и вторичной профилактики онкогинекологических заболеваний, особенности этики и деонтологии у онкогинекологических больных.
IV.4. Особенности диагностики при подозрении
на онкогинекологическую патологию
Лучевая, эндоскопическая диагностика, серологические опухолевые маркеры.
Локализация опухоли, гистологическое строение и дифференцировка опухоли, пути метастазирования, состояние лимфатической системы и окружающих органов.
IV.5. Кольпоскопическое обследование при фоновых
и предраковых заболеваниях шейки матки:
Простая, расширенная кольпоскопия.
Доброкачественные и злокачественные кольпоскопические картины.
Значение кольпоскопии для выбора места биопсии и динамического наблюдения.
IV.6. Гистероскопия
Диагностические возможности. Показания. Техника.
IV.7. Современные методы лечения
онкогинекологических больных:
Хирургический – виды операций у онкогинекологических больных.
Химиотерапия – основные лекарственные препараты, механизм их действия, показания и противопоказания.
Гормонотерапия – препараты, механизм действия, показания.
Общие представления о лучевой терапии в онкогинекологии. Комбинированное лечение.
IV.8. Рак шейки матки
Ранняя диагностика (клиника, методы диагностики). Роль вирусов (ВПЧ, ВПГ-2, ЦМВ) и других факторов риска. Преинвазивный и микроинвазивный рак. Классификация по стадиям TNM. Хирургические методы лечения. Лучевая и комбинированная терапия.
IV.9. Рак тела матки
Факторы риска. Международная гистологическая классификация (ВОЗ). Роль и место анамнестических данных. Клиника, диагностика (цитологическая, морфологическая, рентгенологическая, эндоскопическая, радионуклидная, ультразвуковая, гистероскопия, прицельная биопсия). Классификация по стадиям TNM. Методы диагностики: гистерография, цитология. Общие принципы лечения (хирургическое, гормоно- и химиотерапия).
IV.10. Злокачественные опухоли яичников
Факторы риска. Методы диагностики. Гистологическая классификация ВОЗ (1996). "Пограничные" опухоли яичников. Гистологическая дифференцировка опухоли (высоко-, умеренно- и низкодифференцированные).Методы лечения.
IV.11. Рак молочной железы
Онкологическая настороженность врача акушера-гинеколога. Клиническая анатомия молочной железы. Роль дисгормональных нарушений в организме женщины. Клиническая симптоматика и диагностика (анамнез, осмотр, пальпация, УЗИ, маммография). Дифференциальная диагностика.
Избранные вопросы смежных дисциплин
К основной программе добавлены вопросы смежных дисциплин: "Клиническая трансфузиология", "Анестезиология и реаниматология", "Клиническая фармакология".
В деятельности акушера-гинеколога большое место занимают вопросы трансфузиологии, связанные с необходимостью переливания компонентов крови (компонентная терапия), плазмазамещающих, солевых, коллоидных растворов, белковых кровезаменителей, растворов аминокислот.
Однако, вмешательство во внутреннюю среду организма, его гемостаз и иммунную систему, является сложным и весьма небезопасным. Каждая трансфузия не может считаться безопасной для больного. В ряде случаев она чревата серьезным риском. Поэтому при ее назначении врач должен быть уверен в необходимости трансфузии, взвесить соотношение ожидаемого лечебного эффекта и перспективного риска.
Врач акушер-гинеколог должен иметь необходимый объем знаний в области клинической трансфузиологии, подтвержденный наличием документа по трансфузиологии.
Специальное обучение по вопросам трансфузиологии врач должен пройти на кафедре "Клинической трансфузиологии" по программе, приближенной к особенностям основной профессии (в данном случае акушерство и гинекология).
Многие заболевания и осложнения в акушерско-гинекологической практике требуют также использования обезболивающих средств и знание методов обезболивания, принятия быстрых и четких решений при возникновении экстренных и критических ситуаций.
Нередко в операционной, родильном зале возникают экстремальные ситуации, когда жизнь пациентки определяется не часами, а минутами (тромбоэмболия легочной артерии, анафилактический, геморрагический и септический шок, разрыв матки, тотальная отслойка плаценты, ранение крупного сосуда и др.)
Профессиональная компетентность в вопросах трансфузиологии, анестезиологии и реаниматологии, позволит врачу акушеру-гинекологу владеть общей ситуацией, сориентироваться в принятии срочных мер, быстро наладить коллективную квалифицированную помощь. И хотя добиться совершенства в медицине невозможно, к нему нужно стремиться.
Жизненно важным шагом в этом направлении является подготовка акушера-гинеколога по указанным смежным дисциплинам. Рано или поздно в его практике возникают нестандартные ситуации, кризисные осложнения, поэтому необходим постоянный тренинг, анализ, разбор, моделирование, ролевые игры и виртуальные инсценировки.
Понять патологический процесс с точки зрения фундаментальной медицины (общая патология) и патогенетически обосновать назначенное лечение и профилактику заболевания (осложнения во время беременности и родов) являются основанием для включения в программу подготовки специалиста акушера-гинеколога раздела "Клинической фармакологии". Особенно важно знать принципы выбора лекарственных препаратов во время беременности (эмбриотоксичность, тератогенность, переход через плаценту, развитие вторичных аномалий и функциональных нарушений у плода).
- Министерство здравоохранения Российской Федерации
- Содержание
- Введение
- Пояснительная записка
- Формы подготовки врача специалиста
- I. Интернатура
- Организация и обучение в системе первичной годичной послевузовской подготовки (интернатуры)
- II. Клиническая ординатура
- III. Повышение квалификации (усовершенствование) практического врача акушера-гинеколога
- Положение о враче специалисте акушере-гинекологе
- Функциональные обязанности врача специалиста акушера-гинеколога
- Права врача специалиста акушера-гинеколога
- Ответственность врача специалиста акушера-гинеколога
- Квалификационные требования, предъявляемые к врачу-специалисту акушеру-гинекологу
- Квалификационная характеристика
- Перечень умений и практических навыков врача-интерна* Акушерство
- Пренатальная диагностика
- Гинекология
- Перечень умений и практических навыков врача-специалиста акушера-гинеколога Акушерство
- Пренатальная диагностика
- Гинекология и онкогинекология
- Методические указания к преподаванию послевузовской учебной программы подготовки врача-специалиста по акушерству и гинекологии
- Семинары
- Практические занятия
- Методическая разработка (унифицированная) лекции, семинара, практического занятия
- Требования к кадровому обеспечению учебного процесса подготовки врача специалиста акушера-гинеколога
- Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса
- Контроль обучения
- Учебный план первичной специализации (интернатуры)
- Учебно-тематический план первичной специализации (интернатура)
- Учебный план
- Учебно-тематический план клинической ординатуры
- Учебно-тематический план клинической ординатуры
- Учебный план аттестационного (сертификационного) цикла по специальности "Акушерство и гинекология"
- Учебный план аттестационного (сертификационного) цикла по специальности "Акушерство и гинекология"
- Учебный план цикла общего усовершенствования (уо) (переподготовки) по специальности "Акушерство и гинекология"
- Учебный план
- УЧебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- I. Учебная программа подготовки
- I. Организация акушерско-гинекологической помощи в России
- Модуль I. Акушерство
- I.1. Основные методы обследования в акушерстве и гинекологии
- I.2. Физиология беременности
- I.3. Патология беременности
- I.4. Невынашивание беременности
- I.5. Перенашивание беременности
- I.12. Внематочная (эктопическая беременность)
- I.13. Физиология родов
- I.14. Патология родов
- I.15. Тазовые предлежания плода
- I.16. Узкий таз в современном акушерстве
- I.17. Аномалии родовой деятельности
- I.18. Роды крупным плодом
- I.19. Первые поздние роды (30 лет и старше)
- I.20. Миома матки и беременность
- I.21. Кровотечения во время беременности и родов
- I.22. Двс-синдром в акушерстве и гинекологии
- I.23. Шок и терминальные состояния в акушерстве
- I.24. Эмболия околоплодными водами
- I.25. Акушерский травматизм матери и плода
- I.26. Оперативное акушерство
- I.27. Кесарево сечение в современном акушерстве
- I.28. Обезболивание в акушерстве
- I.29. Физиология и патология послеродового периода
- I.30. Перинатальная охрана плода и новорожденного
- I.31. Беременность и экстрагенитальные заболевания
- Модуль II. Гинекология
- II.1. Физиология репродуктивной системы
- II.2. Воспалительные заболевания женских половых органов
- II.3. Нарушения развития и функции репродуктивной системы
- II.4. Гиперпластические и дистрофические процессы
- II.5. Миома матки
- II.6. Генитальный эндометриоз
- II.7. Доброкачественные опухоли и опухолевидные образования
- II.8. Аномалии положения внутренних половых органов
- Модуль III. Эндокринология в акушерстве и гинекологии
- III.1. Беременность, роды и послеродовый период
- III.2. Нейроэндокринные механизмы регуляции
- Модуль IV. Онкогинекология
- I. Клиническая трансфузиология
- II. Анестезиология и реаниматология в акушерстве и гинекологии
- III. Клиническая фармакология
- 1. Лекарственные препараты, применяемые при патологии сердечно-сосудистой системы.
- 1.1. Сердечные.
- 1.4. Препараты, понижающие сосудистый тонус.
- 2. Противоинфекционные средства.
- 2.1. Антибиотики.
- 3. Лекарственные средства, используемые при синдроме бронхиальной обструкции.
- 3.1. Бронходилататоры.
- 4. Лекарственные средства, применяемые при нарушении функции органов пищеварения.
- 5. Лекарственные средства при эндокринных заболеваниях.
- 6. Лекарственные препараты, воздействующие на кровь и кроветворные органы.
- 7. Наркотические анальгетики.
- 8. Противовоспалительные средства.
- 9. Антигистаминные препараты.
- 10. Витамины. Фундаментальные дисциплины
- Вопросы общей патологии
- Генетика в акушерстве и гинекологии
- Элективы
- II. Обязательный минимум содержания
- Обязательный минимум
- Обязательный минимум
- Экзаменационные тесты для клинических интернов
- 008. Условиями развития резус-конфликта являются
- 013. Характерным осложнением во втором периоде родов
- 015. Беременность 32-33 нед. По данным узи – неполное предлежание
- 016. Беременная 25 лет. Срок беременности 17-18 недель.
- 022. Повторнородящая 36 лет. В анамнезе – два искусственных аборта
- 064. В каких случаях показана ножевая биопсия шейки матки
- 093. Патогенез миомы матки связывают
- 094. При лечении хронического воспалительного процесса гениталий
- 095. Дифференциальный диагноз перекрута ножки опухоли яичника
- Эталоны ответов к экзаменационным тестам для клинических интернов
- Экзаменационные тесты для клинических ординаторов
- Эталоны ответов к экзаменационным тестам для клинических ординаторов
- Контрольные вопросы для циклов повышения квалификации Тестовый контроль
- Эталоны ответов
- Темы рефератов
- Список обязательной и рекомендуемой литературы
- 12. Белоусов ю.Б., Моисеев в.С., Лепахин в.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия: Руководство для врачей. – м.: Универсум, 1993.
- 20. Глезер м.Г., Глезер г.А. Справочник по фармакотерапии сердечно-сосудистых заболеваний. – 1996.
- 29. Елисеев о.М. Сердечно–сосудистые заболевания у беременных. – м.: Медицина, 1983.
- 30. Ершов ф.И. Антивирусные препараты: Справочник. – м.: Медицина, 1998.
- 62. Ольбинская л.И., Вартанова о.А., Захарова в.Л. Медикаментозное лечение нарушений липидного обмена. – м.: мма им. И.М. Сеченова. – 1998.
- Список нормативных документов
- Трехлетний учебный план первичной специализации
- Примерные темы лекций для интернов
- Гинекология
- Примерное тематическое содержание леционного курса
- Примерные темы семинаров по акушерству для интернов
- Примерные темы семинаров по гинекологии для интернов
- Примерное тематическое содержание семинаров
- Овладение умениями и практическими навыками:
- Примерные темы лекций для клинических ординаторов
- Примерные темы семинаров для клинических ординаторов
- Примерное тематическое содержание семинаров
- Темы рефератов для освоения программы врача специалиста акушера-гинеколога
- Циклы усовершенствования
- Примерные темы методических разработок семинаров