Электрофизиологическое исследование сердца у детей
Высокоинформативный современный метод исследования функции ритмогенеза и ее нарушений. Может использоваться для решения следующих задач:
– исследование потенциальной готовности сердца к возникновению нарушений ритма, т.е. оценка риска кардиогенных угрожающих состояний при врожденных и приобретенных заболеваниях сердца,
– исследование механизма и купирование тахиаритмий,
– оценка функции синусового узла,
– оценка свойств атриовентрикулярного проведения импульса.
Это один из относительно агрессивных методов исследования, так как требует введения в полость сердца одного или нескольких зондов–электродов для эндокардиальной электростимуляции сердца и регистрации внутрисердечных электрограмм. Под наркозом проводят пункцию крупных вен и под рентгенологическим или ультразвуковым контролем устанавливают зонды–электроды в различных отделах сердца. Суть электрофизиологического исследования заключается в проведении программированной электрокардиостимуляции в сочетании с одновременной регистрацией электрограмм различных отделов сердца и ЭКГ нескольких отведении. Одновременная регистрация электрограммы из верхней части правого предсердия, из области расположения предсердно-желудочкового пучка и наружной ЭКГ позволяет измерить интервалы, отражающие проведение синусового импульса по проводящей системе сердца. Программа стимуляции обычно включает в себя следующие «ступеньки», или этапы
1. Стимуляция предсердий сериями импульсов повышающейся частоты, начиная от частоты, слегка превышающей частоту пульса больного, и до 200 и более импульсов в минуту. Каждая частота используется от нескольких секунд до 1 мин, редко более.
2. Стимуляция предсердий одиночными преждевременными импульсами с различным интервалом сцепления. Преждевременный стимул включается после каждого восьмого предсердного комплекса, а интервал сцепления прогрессивно уменьшается.
3. Преждевременная стимуляция предсердий на фоне постоянной стимуляции с частотой 100–140 уд/мин.
4. Стимуляция предсердий двумя и более преждевременными импульсами.
5. Повторение программы (пункты 1–4), стимулируя желудочки.
Учитывая наличие явных возрастных особенностей в самых сущностных механизмах формирования электрических потенциалов и их распространения по мышечному синцитию в детском возрасте, можно предполагать, что в раннем возрасте показатели, получаемые при электрофизиологическом исследовании, могут быть отличными от получаемых у взрослых. Это может быть иллюстрировано следующими данными (табл. 14.31).
Таблица 14.31. Характеристика проводящей системы сердца у детей
Элементы проводящей системы | Дети | Взрослые | ||
до 3 лет | 3–8 лет | 9–18 лет | ||
Синусовый узел: |
|
|
|
|
абсолютное время восстановления функции, мс |
| 1280 |
| 1100 |
корригированное время восстановления функции, мс |
| 250 |
| 525 |
Проведение по предсердиям: |
|
|
|
|
Р–А– интервал, мс | 19±9 | 20±7 | 24±7 | 42±11 |
Рефракторный период, мс: |
|
|
|
|
эффективный |
| 190 | 180 | 235 |
функциональный |
| 200 | 240 | 274 |
Предсердно-желудочковый узел: |
|
|
|
|
А–Н-интервал, мс | 69±18 | 83±19 | 84±17 | 73±12 |
Рефракторный период, мс: |
|
|
|
|
эффективный |
| 240 | 240 | 289 |
функциональный |
| 310 | 376 | 406 |
Предсердно-желудочковый пучок: |
|
|
|
|
Н–V-интервал, мс | 32±8 | 33±11 | 38±7 | 40±4 |
Примечание: Р–А – время проведения по правому предсердию; А–Н– время проведения по атриовентрикулярному узлу; Н–V – время проведения по системе Гиса–Пуркинье.
По существу все указанные возможности использования электрофизиологического исследования в клинике являются принципиально новыми для детской кардиологии, однако особенную роль играет электрофизиологическое исследование при изучении функции синусового узла, в диагностике и дифференциальной диагностике «синдрома слабости (дисфункции) синусового узла». Мерилом нормы и патологии здесь чаще всего является «время восстановления функции синусового узла» – или максимальная продолжительность паузы после прерывания частой стимуляции предсердий. Кроме того, электрофизиологическое исследование сделало возможным «острый» подбор различных лекарственных препаратов на высоте индуцированного у больного приступа и, соответственно, самый быстрый и надежный индивидуальный выбор лекарственных средств для купирования приступов аритмии.
Можно говорить о новом рождении электрофизиологического исследования, и прежде всего – в педиатрической клинике, в связи с тем, что многие из возможностей этого метода можно реализовать существенно менее агрессивной техникой его проведения. Это – модификация метода, при которой вместо внутрисердечных электродов применяют один пищеводный электрод. Методика чреспищеводного электрофизиологического исследования позволяет при существенно большей безопасности решать следующие задачи:
1. Оценить функцию синусового узла.
2. Определить эффективный рефракторный период предсердий.
3. Определить эффективный рефракторный период атриовентрикулярного соединения.
4. Измерить скорость проведения возбуждения по атриовентрикулярному соединению.
5. Диагностировать «бинодальную болезнь».
6. Оказать помощь при некоторых нарушениях ритма сердца у детей.
- Анатомо-физиологические особенности детского организма. Методы исследования и семиотика основных поражений сердечно–сосудистая система Развитие и функции сердца у плода
- Кровообращение новорожденного
- Анатомические и физиологические особенности сердца, сосудов и гемодинамики у детей
- Методы исследования детей с поражениями (болезнями) сердца и сосудов
- Исследование (измерение) артериального давления
- Рентгенографическое исследование
- Особенности экг–исследования детей
- Мониторирование экг
- Катетеризация сердца (зондирование и ангиография)
- Электрофизиологическое исследование сердца у детей
- Особенности фонокардиограммы у детей
- Кардиоинтервалография
- Тахоосциллография
- Сфигмография
- Реокардиография
- Поликардиография
- Ультразвуковое исследование сердца
- Ядерно-магнитный резонанс
- Фосфатная магнитно-ядерная спектроскопия и радионуклидные методы
- Газы крови и их реакция на дыхание кислородом
- Функциональные пробы сердечно–сосудистой системы
- Виды физических нагрузок при пробах (по н.А. Шалкову)
- Синдромы основных поражений сердца Изменения ритма сердца
- Невоспалительные формы поражений сердца у новорожденных
- Миокардиты
- Эндокардиты
- Перикардиты
- Приобретенные пороки сердца
- Врожденные пороки сердца
- I. Пороки со сбросом крови слева направо (артериально-венозный сброс):
- II. Пороки с венозно-артериальным сбросом и артериальной гипоксемией:
- III. Пороки с препятствием кровотоку (с синдромом шлюза);
- Синдром сердечной недостаточности
- Тотальное нарушение гемодинамики и микроциркуляции при шоке
- Рецидивирующая острая сосудистая недостаточность
- Хроническая артериальная гипотензия, или «гипотоническая болезнь»
- Артериальная гипертензия
- Педиатрические аспекты атеросклероза
- Американская Академия Педиатрии nsep. Показания к обследованию на липиды крови (скрининг и мониторирование), 1991 г.
- 50 А.В. Мазурин, и.М. Воронцов "Пропедевтика детских болезней"