logo search
Бортфелд ЛФК

Улучшение координации движений

При широком понимании координации движений как умения управлять своими движениями нужно ставить перед больными специальные задания, в которых тренировались бы преимущественно отдельные компоненты. Сюда могут быть отнесены: а) упражнения на совершенствование ритма движений, б) упражнения на развитие пространственных отношений, в) упражнения на сочетание движений разного характера, г) упражнения с предметами, д) упражнения в лазании, е) упражнения в равновесии.

Как уже указывалось выше, эти упражнения рассчитаны на самостоятельно передвигающихся детей, главным образом при гемипарезах, легких нарушениях при парапарезах, три- и тетрапарезах, а также для ходячих с легкой степенью гиперкинетических движений и атаксии.

Совершенствование ритма движений. Для этой группы детей характерны не только упражнения с выполнением какого-либо ритма движения при соответствующем подкреплении данного ритма (барабан, бубен, метроном, разные музыкальные инструменты и пр.), что было характерно и для предыдущей задачи, но и более сложные упражнения. При этом детям предъявляется требование самостоятельного выполнения больным заданного ритма. Например, дети вместе с руководителем повторяют хлопками заданный ритм (4/4), а затем руководитель прекращает хлопки, а больные должны их продолжить до сигнала, сохраняя заданный ритм.

Воспитание чувства ритма может проводиться и при групповом чтении каких-либо стихов или пении при сопровождении текста определенными движениями. Приведем наиболее простой пример. «Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы играть. Раз-два, раз-два — вот и кончилась игра». На первую строчку: «Раз, два, три, четыре, пять» — дети выполняют ритмичные хлопки. На слова: «начинаем мы играть» — они поворачиваются на месте на 180 + 180°. На слова: «Раз-два, раз-два — вот и кончилась игра» — дети маршируют на месте с остановкой на слове «игра».

Применяется ходьба под песню, под общий счет занимающихся, равномерная ходьба с акцентом на каком-либо счете, например на счет 3. Этот счет акцентируется либо более громким голосом, либо ударом соответствующей ноги об пол.Наиболее сложными являются упражнения с переменой ритма. Например, в начале ходьбы детям дается ритм 4/4, а затем 1/2, при этом они должны замедлить и удлинить шаги.

Все эти задания могут быть завершены простейшими танцевальными ритмами галопа, польки, вальса с выполнением соответствующих упрощенных танцевальных шагов. Опыт показывает, что разучивание элементов танца положительно сказывается на улучшении походки, которая становится более ритмичной и плавной.

Развитие пространственных отношений. Эти упражнения рассчитаны на: 1) ориентировку в пространстве по отношению к каким-либо предметам и 2) ориентировку в пространстве при повышенной и уменьшенной площади опоры.

Первая группа упражнений включает измерение расстояния шагами и на глаз, сохранение направления на ориентир с закрытыми глазами, точное попадание при бросках в цель с разных расстояний и на разной высоте цели и т. п.

Вторая группа включает упражнения на вставание и спуск со скамейки и выполнение упражнений стоя на гимнастической скамейке, на табурете, лазание по гимнастической стенке с остановками, поворотами, передвижения по наклонной скамейке, поставленной под разными углами, переход со скамейки на гимнастическую стенку на разной высоте, висение лицом вперед на гимнастической стенке на разной высоте, спрыгивание со скамейки, с 1—4-й рейки гимнастической стенки и т. д.

Сочетание движений разного характера. Эти упражнения главным образом состоят из несложных комбинаций типа вольных упражнений на 4—8 счетов.

Например: исходное положение — стоя, руки в стороны. Счет 1 — мах руки вниз и вверх, поставить руки в стороны, левую ногу — назад на носок; счет 2 и 3 — руки плавно вверх, хлопок, смотреть на руки; счет 4 — руки плавно в стороны, приставить ногу; счет 5—8 — повторить то же, но с движением другой ноги.

Или: исходное положение — сидя верхом на гимнастической скамейке, руки на пояс. Счет 1 — встать над скамейкой, ноги врозь; счет 2—3 — поставить правую, левую ногу на скамейку; счет 4 — стоя на скамейке, руки в стороны; счет 5—6 — спустить правую, левую ноги со скамейки; счет 7 — поставить руки на пояс; счет 8 — сесть на скамейку.

Упражнения с предметами. Большое место в этих упражнениях отводится разным видам бросков и ловли мяча. При этом могут быть использованы набивные, волейбольные, надувные, резиновые разных размеров, теннисные, хоккейные мячи, мячи с петлей, подвешенные на веревке, и т. д.

Применяются: катание мячей в разных направлениях, на разное расстояние, с попаданием в цель; разные способы бросков и ловли так называемой «школы мяча», в основном броски вверх, в пол, вперед, отбивание мяча в пол и вверх; попадание в цели разной формы, расположенные на разных уровнях; некоторые приемы игры в волейбол в виде подготовительных игр, таких, как «мяч в кругу», «мяч через сетку», и волейбол с упрощенными правилами и с уменьшением размеров площадки.

Рекомендуются некоторые приемы баскетбола: ведение мяча, передача мяча на ходу, броски в кольцо; игровые задания с элементарными комбинациями защиты и нападения в одно кольцо.

Кроме перечисленных выше упражнений, могут применяться различные гимнастические комбинации движений с палкой в сочетании с движениями рук, туловища и пр.

Упражнения с обручем могут производиться на месте и с передвижением, с использованием перемещения обруча в разных направлениях, пролезания в обруч, подбрасывания его и ловли, катания, перешагивания и пр.

Упражнения в лазании. Помимо приведенных выше упражнений для воспитания пространственных представлений производится непосредственное обучение способам лазания на гимнастической стенке — одностороннему и разностороннему. Они применяются как самостоятельные упражнения и в комбинации с висениями, остановками, переменами направления и способа лазания.

Висения и раскачивания могут применяться и на других снарядах (кольца, трапеция), так же как и упоры (смешанные и чистые) на низкой перекладине, буме и брусьях. Разумеется, что все эти упражнения должны даваться с учетом индивидуальных особенностей, постепенно и последовательно подводя детей к более сложным упражнениям.

Упражнения в равновесии. Эти упражнения, как уже говорилось ранее, применяются в самом начале обучения при решении всех поставленных ранее задач. Но там они, скорее, отражали освоение больным того или иного положения тела. Здесь же упражнения в равновесии выступают как самостоятельные — на уменьшенной и повышенной опоре, на месте и при передвижении. Могут быть рекомендованы передвижения по доске и рейке гимнастической скамейки вперед, боком, назад, с остановками, поворотами, вставанием на колено, с переносом каких-либо предметов, с расхождением идущих навстречу друг другу и т. д.

В зимнее время, если позволяют условия, нужно использовать финские сани и обучение ходьбе на лыжах.

Обучение плаванью, так же как и специальные упражнения в воде, также должно широко использоваться для всех детей при отсутствии каких-либо противопоказаний.

Все рекомендованные упражнения для решения поставленной задачи улучшения координации движений рассчитаны также и на то, чтобы хотя бы в какой-либо степени подойти к программе физического воспитания в детском саду и в школе.

Разумеется, что это в первую очередь относится к работе с детьми в таких учреждениях, как санатории, и главным образом в специальных интернатах, где обучаются такие больные.

К сожалению, в массовых школах в подавляющем большинстве эти дети даже с незначительной степенью нарушений остаются за бортом системы физического воспитания, не включаясь, как правило, даже во вспомогательные группы. А между тем они очень нуждаются в этом, — разумеется, с учетом их двигательных возможностей.