2. Понятие «конституция». Конституциональные признаки. Соматотип. Конституциональные схемы. Практическое значение учения о конституции.
Конституция человека -совокупность гено- и фенотипических свойств и особенностей(морфологических, биохимических, психологических, функциональных) организма, относительно устойчивых, складывающихся в определенных природных и социальных условиях, обеспечивающих возможности его защитных приспособлений и определяющих своеобразие реакций на действие раздражителя.
Конституциональные признаки рассматриваются как комплекс, т. е. характеризуются функциональным единством. В этот комплекс следует включать:
• морфологические характеристики организма (телосложение);
• физиологические показатели;
• психические свойства личности.
Разработке конституциональных схем посвящена работа огромного числа антропологов, медиков и психологов. Среди них Г. Виола, Л. Мануврие, К. Сиго, И.Б. Галант, В.Г. Штефко и А.Д. Островский, Э.Кречмер, ,У. Шелдон, Б. Хит и Л. Картер, В.П. Чтецов, М.И. Уткина и многие другие.
Конституциональная схема представляет своеобразную систему координат (из 2-х, 3-х и более осей изменчивости), в которой должны найти свое место прежде всего наиболее типичные (нормальные) из возможных вариантов сочетания признаков.
Соматическая конституция — особенности телосложения.
Соматотип — тип телосложения — определяемый на основании антропометрических измерений (соматотипировании), генотипически обусловленный, конституционный тип, характеризующийся уровнем и особенностью обмена веществ (преимущественным развитием мышечной, жировой или костной ткани), склонностью к определенным заболеваниям, а также психофизиологическими отличиями.
Конституциональная схема Гиппократа. Различал конституцию плохую и хорошую, сильную и слабую, сухую и влажную, упругую и вялую.
Конституциональная схема Павлова. В основе которой лежит характер нервных процессов возбуждения и торможения. В зависимости от особенностей высшей нервной деятельности он выделил такие конституциональные типы: -сильный, уравновешенный, возбудимый (холерик по Гиппократу); - сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник по Гиппократу); - сильный, уравновешенный, спокойный (флегматик по Гиппократу); - слабый (меланхолик по Гиппократу).
Конституциональная схема Черноруцкого. На основе изучения расположения органов, их формы, особенностей метаболизма предложил различать три типа конституции: астенический, нормостенический и гиперстенический. У астеников обычно более длинные лёгкие, малое сердце, пониженное артериальное давление, высокий обмен веществ, повышенные функции гипофиза, щитовидной и половых желёз, пониженная функция надпочечников, склонность к смещению органов вниз. Для гиперстеников характерно высокое стояние диафрагмы, горизонтальное расположение сердца, короткие, но широкие лёгкие, гиперсекреция надпочечников, повышенное кровяное давление, высокое содержание в крови гемоглобина и эритроцитов. У нормостеников все показатели колеблются в пределах средних величин.
Конституциональная схема Штефко-Островского предложили схему конституциональной диагностики для детей. Авторы выделили пять нормальных типов: астеноидный, дигестивный, торакальный, мышечный, абдоминальный. В основу этой конституциональной схемы положены жироотложение, степень развития мускулатуры и форма грудной клетки. Схема применима как для мальчиков, так и для девочек.
Практическое значение учения о конституции. К настоящему времени накоплено большое число клинических наблюдений, указывающих на определенное соотношение между конституциональными особенностями организма, возникновением и течением некоторых заболеваний. Подчеркивается значение конституциональных факторов в хирургической практике. Выявление типологических особенностей больных имеет важное значение для выбора метода обезболивания при операциях, дозы наркотиков. Важно учитывать тип конституции для профилактики многих заболеваний, а ее своевременное проведение может предупредить развитие болезни. Учение о конституции человека приобретает практическое значение и для решении вопросов спортивной медицины.
- 2. Общие свойства живых организмов.
- 3. Понятие гомеостаза.
- 4. Характеристика уровней организации живой природы.
- 4. Живой организм как система.
- Тема 1. Закономерности роста и развития организма человека.
- 1. Онтогенез.Основные закономерности роста и развития организма человека. Периодизация онтогенеза.
- 2. Внутриутроутробное развитие организма человека. Критические периоды внутриутробного развития.
- 3. Постнатальный онтогенез.
- Тема 2. Индивидуальные типологические особенности организма человека.
- 2. Понятие «конституция». Конституциональные признаки. Соматотип. Конституциональные схемы. Практическое значение учения о конституции.
- 3.Аномалии индивидуального развития. Типы врожденных пороков развития. Причины и профилактика врожденных пороков развития. Недоношенные дети и проблемы дефектологии.
- Тема 3. Обмен веществ организма и его нарушения. Гомеостаз. Восстановление функций.
- 1. Основные закономерности деятельности организма как целого: нейрогуморальная регуляция, саморегуляция, гомеостаз. Биологическая надёжность и принципы ее обеспечения.
- 2. Понятие о компенсации, ее механизмы. Стадии развития компенсаторно-приспособительных реакций. Декомпенсация.
- 3. Понятие о реактивности и резистентности. Виды реактивности. Значение реактивности в патологии.
- Тема 4. Учение о болезнях
- 1. Понятие «болезнь». Признаки болезни. Классификации болезней.
- 2. Понятие «этиология». Причины и условия возникновения болезней. Этиологические факторы внешней среды. Пути внедрения болезнетворных факторов в организм и пути их распространения в организме.
- 3. Объективные и субъективные признаки болезней. Симптомы и синдромы.
- 4. Понятие «патогенез». Понятие о патологическом процессе и патологическом состоянии. Патологическое состояние как причина возникновения дефектов.
- 5. Периоды болезни. Исходы болезней. Понятие об осложнениях и рецидивах болезней. Факторы, влияющие на развитие болезни.
- 6. Мкб и мкф: цель, концепция.
- Тема 5. Воспаление и опухоли
- 1.Понятие «воспаление». Причины воспаления. Местные и общие признаки воспаления. Виды воспаления.
- 3. Понятие об опухоли. Общая характеристика опухолей. Строение опухолей. Опухоли как причина возникновения дефектов психики, слуха, зрения, речи.
- Тема 6. Высшая Нервная Деятельность
- 2.Функциональные системы п.К. Анохина. Принцип гетерохронности развития. Внутрисистемная и межсистемная гетерохрония.
- 3. Учение и.П. Павлова об условном и безусловном рефлексе. Сравнительная характеристика условного и безусловного рефлекса. Факторы, необходимые для формирования условного рефлекса.
- 4. Безусловное торможение. Сущность внешнего и запредельного торможения. Условное торможение, его виды.
- 5.Первая и вторая сигнальные системы. Эволюционное значение второй сигнальной системы. Условно-рефлекторная природа второй сигнальной системы.
- Тема 7. Эндокринная система
- 2. Гипофиз, строение и функциональные особенности. Гормоны гипофиза. Гипофункция и гиперфункция гипофиза. Гипофизарная регуляция ростовых процессов и ее нарушение.
- 3. Эпифиз, физиология и патофизиология
- 5. Околощитовидные железы, физиология и патофизиология.
- 6. Вилочковая железа, ее функции. Вилочковая железа как эндокринный орган, ее изменение в онтогенезе.
- 7. Надпочечники. Физиологическое действие гормонов мозгового и коркового слоя. Роль гормонов надпочечников в стрессовых ситуациях и процессе адаптации. Патофизиология надпочечников.
- 8. Поджелудочная железа. Островковый аппарат поджелудочной железы. Физиология и патофизиология поджелудочной железы.
- Тема 8. Система крови
- 1. Понятие о внутренней среде организма, ее значение. Морфологический и биохимический состав крови, ее физико-химические свойства. Сдвиги физико-химических показателей крови и ее состава.
- 2. Эритроциты, их функциональное значение. Группы крови. Понятие о резус-факторе.
- 3. Анемия, ее виды. Гемолитическая болезнь как причина нарушений психики, речи и двигательных расстройств.
- 4. Лейкоциты, их функциональное значение. Виды лейкоцитов и лейкоцитарная формула. Понятие о лейкоцитозе и лейкопении
- 5. Тромбоциты, их функциональное значение. Процесс свертывания крови. Свертывающая и противосвертывающая системы крови.
- Тема 9. Иммунитет
- 2. Понятие об иммунодефиците. Врожденный и приобретенный иммунодефицит. Иммунодефицитные состояния.
- 3. Понятие об аллергии. Аллергены. Механизмы аллергических реакций. Аллергические заболевания и их профилактика.
- Тема 10. Сердечно-сосудистая система
- 2. Фазы сердечных сокращений. Систолический и минутный объемы крови.
- 3. Свойства сердечной мышцы. Электрокардиография. Характеристика зубцов и отрезков электрокардиограммы.
- 4. Проводящая система сердца. Понятие об аритмии и экстрасистолии. Регуляция деятельности сердца.
- 5. Пороки сердца. Причины и профилактика врожденных и приобретенных пороков сердца.
- 6. Местные расстройства кровообращения. Артериальная и венозная гиперемия, ишемия, тромбоз, эмболия: сущность процессов, проявления и последствия для организма.
- Тема 11. Дыхательная система
- 2. Понятие о гипоксии. Виды гипоксии. Структурно-функциональные нарушения при гипоксии.
- 3. Компенсаторно-приспособительные реакции организма при гипоксии
- 4. Проявления нарушений внешнего дыхания. Изменение частоты, глубины и периодичности дыхательных движений.
- 4. Газовый ацидоз обусловливает:
- 2. Причины нарушения системы пищеварения. Нарушения аппетита. Нарушения секреторной и моторной функции пищеварительного тракта.
- Характеристика расстройств секреторной функции желудка:
- В результате нарушений моторики желудка возможно развитие синдрома раннего насыщения, изжоги, тошноты, рвоты и демпинг-синдрома.
- 3. Жировой и углеводный обмен, регуляция.
- 4. Обмен воды и минеральных веществ, регуляции
- 5. Патология белкового обмена. Понятие об атрофии и дистрофии.
- 6. Патология углеводного обмена.
- 7. Патология жирового обмена. Ожирение, его виды, профилактика.
- 8. Патология водно-солевого обмена
- Тема 14. Терморегуляция
- 2. Понятие о гипо- и гипертермии, стадии развития
- 3. Лихорадка, ее причины. Стадии лихорадки. Значение лихорадки
- Тема 15. Выделительная система
- 1. Общая схема системы мочеобразования и мочевыделения. Нефрон – основная структурная и функциональная единица почек. Мочеобразование, его фазы.
- 2. Основные причины нарушения системы мочеобразования. Почечная недостаточность
- 1. Общая схема системы мочеобразования и мочевыделения. Нефрон – основная структурная и функциональная единица почек. Мочеобразование, его фазы.
- 2. Основные причины нарушения системы мочеобразования. Почечная недостаточность.
- Тема 16. Опорно-двигательный аппарат. Мышечная система
- 2. Мышечная система. Основные группы мышц человека. Статическая и динамическая работа мышц. Роль мышечных движений в развитии организма. Понятие об осанке. Профилактика нарушений осанки
- 3. Патология опорно-двигательного аппарата. Деформации черепа, позвоночника, конечностей. Профилактика нарушений.