1. Онтогенез.Основные закономерности роста и развития организма человека. Периодизация онтогенеза.
Онтогенез - (от греч. óntos —сущее и genesis - происхождение), индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до конца жизни. В онтогенезе человека выделяют два периода: до рождения(внутриутробный, пренатальный ) и после рождения(внеутробный, постнатальный)
Таблица – Периодизация онтогенеза
Периоды | Фазы | Возрастной интервал | |||
Пренатальный | Начальный (предимплантационный) |
| 1-я неделя | ||
Эмбриональный |
| 2–8-ая недели | |||
Фетальный |
| с 9 недели до рождения | |||
Постнатальный | Новорожденный |
| 1–10 сут | ||
Грудной |
| 11 сут–1 год | |||
Детство | Раннее | 1–3 года | |||
Первое | 4–7 лет | ||||
Второе | 8–12 лет – мальчики 8–11 лет - девочки | ||||
Подростковый |
| 13–16 лет – мальчики 12–15 лет - девочки | |||
Юношеский |
| 17 – 21 год – юноши 16 – 20 лет - девушки | |||
Зрелость | Первая | 22 – 35 лет мужчины 21 – 35 лет женщины | |||
Вторая | 36 – 60 лет мужчины 35 – 55 лет женщины | ||||
Пожилой |
| 61 –75 лет мужчины 56 – 75 лет женщины | |||
Старческий |
| 75 – 90 лет оба пола | |||
Долгожительство |
| 90 лет и более, оба пола |
Пренатальный период продолжается от момента образования зиготы до начала родовой деятельности. Обычно он соответствует продолжительности доношенной беременности и составляет 9 календарных месяцев, или 10 лунных месяцев, или 40 недель, или 280 дней.
Постнатальный период-период от рождения до смерти. У человека постнатальный период условно разделяют на 12 периодов (возрастная периодизация).
Основные закономерности роста и развития организма человека.
Рост и развитие — важнейшие процессы, обусловливающие морфологические и функциональные изменения организма в восходящей фазе онтогенеза. Рост - количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и массы отдельных его клеток благодаря их делению.
Развитие - это качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают за счет дифференцировочных процессов (увеличения разнообразия клеточных структур) и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма.
Закономерности роста и развития:
Необратимость. Человек не может вернуться к тем особенностям строения, которые были у него в детстве или младенчестве.
Постепенность. Человек в своем развитии проходит ряд этапов, совершающих последовательно один за другим. Пропустить какой-либо из этапов при нормальном развитии организм не может. Так, прежде чем прорежутся постоянные зубы, у человека должны появиться, а затем через определенное время выпасть молочные зубы.
Гетерохронность - изменение пропорций тела с возрастом. (от греч. — другой, — время) — рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей и подростков происходит гетерохронно (то есть не одновременно и неравномерно). Порядок развития и совершенствования органов зависит от их «нужности» и «полезности» для организма ребенка.
Гармоничность развития характеризуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма детей и подростков соответствуют требованиям, предъявляемым к ним со стороны окружающей среды.
- 2. Общие свойства живых организмов.
- 3. Понятие гомеостаза.
- 4. Характеристика уровней организации живой природы.
- 4. Живой организм как система.
- Тема 1. Закономерности роста и развития организма человека.
- 1. Онтогенез.Основные закономерности роста и развития организма человека. Периодизация онтогенеза.
- 2. Внутриутроутробное развитие организма человека. Критические периоды внутриутробного развития.
- 3. Постнатальный онтогенез.
- Тема 2. Индивидуальные типологические особенности организма человека.
- 2. Понятие «конституция». Конституциональные признаки. Соматотип. Конституциональные схемы. Практическое значение учения о конституции.
- 3.Аномалии индивидуального развития. Типы врожденных пороков развития. Причины и профилактика врожденных пороков развития. Недоношенные дети и проблемы дефектологии.
- Тема 3. Обмен веществ организма и его нарушения. Гомеостаз. Восстановление функций.
- 1. Основные закономерности деятельности организма как целого: нейрогуморальная регуляция, саморегуляция, гомеостаз. Биологическая надёжность и принципы ее обеспечения.
- 2. Понятие о компенсации, ее механизмы. Стадии развития компенсаторно-приспособительных реакций. Декомпенсация.
- 3. Понятие о реактивности и резистентности. Виды реактивности. Значение реактивности в патологии.
- Тема 4. Учение о болезнях
- 1. Понятие «болезнь». Признаки болезни. Классификации болезней.
- 2. Понятие «этиология». Причины и условия возникновения болезней. Этиологические факторы внешней среды. Пути внедрения болезнетворных факторов в организм и пути их распространения в организме.
- 3. Объективные и субъективные признаки болезней. Симптомы и синдромы.
- 4. Понятие «патогенез». Понятие о патологическом процессе и патологическом состоянии. Патологическое состояние как причина возникновения дефектов.
- 5. Периоды болезни. Исходы болезней. Понятие об осложнениях и рецидивах болезней. Факторы, влияющие на развитие болезни.
- 6. Мкб и мкф: цель, концепция.
- Тема 5. Воспаление и опухоли
- 1.Понятие «воспаление». Причины воспаления. Местные и общие признаки воспаления. Виды воспаления.
- 3. Понятие об опухоли. Общая характеристика опухолей. Строение опухолей. Опухоли как причина возникновения дефектов психики, слуха, зрения, речи.
- Тема 6. Высшая Нервная Деятельность
- 2.Функциональные системы п.К. Анохина. Принцип гетерохронности развития. Внутрисистемная и межсистемная гетерохрония.
- 3. Учение и.П. Павлова об условном и безусловном рефлексе. Сравнительная характеристика условного и безусловного рефлекса. Факторы, необходимые для формирования условного рефлекса.
- 4. Безусловное торможение. Сущность внешнего и запредельного торможения. Условное торможение, его виды.
- 5.Первая и вторая сигнальные системы. Эволюционное значение второй сигнальной системы. Условно-рефлекторная природа второй сигнальной системы.
- Тема 7. Эндокринная система
- 2. Гипофиз, строение и функциональные особенности. Гормоны гипофиза. Гипофункция и гиперфункция гипофиза. Гипофизарная регуляция ростовых процессов и ее нарушение.
- 3. Эпифиз, физиология и патофизиология
- 5. Околощитовидные железы, физиология и патофизиология.
- 6. Вилочковая железа, ее функции. Вилочковая железа как эндокринный орган, ее изменение в онтогенезе.
- 7. Надпочечники. Физиологическое действие гормонов мозгового и коркового слоя. Роль гормонов надпочечников в стрессовых ситуациях и процессе адаптации. Патофизиология надпочечников.
- 8. Поджелудочная железа. Островковый аппарат поджелудочной железы. Физиология и патофизиология поджелудочной железы.
- Тема 8. Система крови
- 1. Понятие о внутренней среде организма, ее значение. Морфологический и биохимический состав крови, ее физико-химические свойства. Сдвиги физико-химических показателей крови и ее состава.
- 2. Эритроциты, их функциональное значение. Группы крови. Понятие о резус-факторе.
- 3. Анемия, ее виды. Гемолитическая болезнь как причина нарушений психики, речи и двигательных расстройств.
- 4. Лейкоциты, их функциональное значение. Виды лейкоцитов и лейкоцитарная формула. Понятие о лейкоцитозе и лейкопении
- 5. Тромбоциты, их функциональное значение. Процесс свертывания крови. Свертывающая и противосвертывающая системы крови.
- Тема 9. Иммунитет
- 2. Понятие об иммунодефиците. Врожденный и приобретенный иммунодефицит. Иммунодефицитные состояния.
- 3. Понятие об аллергии. Аллергены. Механизмы аллергических реакций. Аллергические заболевания и их профилактика.
- Тема 10. Сердечно-сосудистая система
- 2. Фазы сердечных сокращений. Систолический и минутный объемы крови.
- 3. Свойства сердечной мышцы. Электрокардиография. Характеристика зубцов и отрезков электрокардиограммы.
- 4. Проводящая система сердца. Понятие об аритмии и экстрасистолии. Регуляция деятельности сердца.
- 5. Пороки сердца. Причины и профилактика врожденных и приобретенных пороков сердца.
- 6. Местные расстройства кровообращения. Артериальная и венозная гиперемия, ишемия, тромбоз, эмболия: сущность процессов, проявления и последствия для организма.
- Тема 11. Дыхательная система
- 2. Понятие о гипоксии. Виды гипоксии. Структурно-функциональные нарушения при гипоксии.
- 3. Компенсаторно-приспособительные реакции организма при гипоксии
- 4. Проявления нарушений внешнего дыхания. Изменение частоты, глубины и периодичности дыхательных движений.
- 4. Газовый ацидоз обусловливает:
- 2. Причины нарушения системы пищеварения. Нарушения аппетита. Нарушения секреторной и моторной функции пищеварительного тракта.
- Характеристика расстройств секреторной функции желудка:
- В результате нарушений моторики желудка возможно развитие синдрома раннего насыщения, изжоги, тошноты, рвоты и демпинг-синдрома.
- 3. Жировой и углеводный обмен, регуляция.
- 4. Обмен воды и минеральных веществ, регуляции
- 5. Патология белкового обмена. Понятие об атрофии и дистрофии.
- 6. Патология углеводного обмена.
- 7. Патология жирового обмена. Ожирение, его виды, профилактика.
- 8. Патология водно-солевого обмена
- Тема 14. Терморегуляция
- 2. Понятие о гипо- и гипертермии, стадии развития
- 3. Лихорадка, ее причины. Стадии лихорадки. Значение лихорадки
- Тема 15. Выделительная система
- 1. Общая схема системы мочеобразования и мочевыделения. Нефрон – основная структурная и функциональная единица почек. Мочеобразование, его фазы.
- 2. Основные причины нарушения системы мочеобразования. Почечная недостаточность
- 1. Общая схема системы мочеобразования и мочевыделения. Нефрон – основная структурная и функциональная единица почек. Мочеобразование, его фазы.
- 2. Основные причины нарушения системы мочеобразования. Почечная недостаточность.
- Тема 16. Опорно-двигательный аппарат. Мышечная система
- 2. Мышечная система. Основные группы мышц человека. Статическая и динамическая работа мышц. Роль мышечных движений в развитии организма. Понятие об осанке. Профилактика нарушений осанки
- 3. Патология опорно-двигательного аппарата. Деформации черепа, позвоночника, конечностей. Профилактика нарушений.