В результате нарушений моторики желудка возможно развитие синдрома раннего насыщения, изжоги, тошноты, рвоты и демпинг-синдрома.
Тема 13. Обмен веществ
1. Понятие об обмене веществ и энергии. Анаболические и катаболические процессы, их взаимосвязь. Основной и общий обмен веществ.
2. Белковый обмен и его регуляция.
3. Жировой и углеводный обмен, регуляция.
4. Обмен воды и минеральных веществ, регуляции
5. Патология белкового обмена. Понятие об атрофии и дистрофии.
6. Патология углеводного обмена.
7. Патология жирового обмена. Ожирение, его виды, профилактика.
8. Патология водно-солевого обмена
1. Понятие об обмене веществ и энергии. Анаболические и катаболические процессы, их взаимосвязь. Основной и общий обмен веществ.
Обмен веществ и энергии - это совокупность физических, химических и физиологических процессов превращения веществ и энергии в живых организмах, а также обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой.
На клеточном уровне эти преобразования осуществляются через сложные последовательности реакций, называемые путями метаболизма, и могут включать тысячи разнообразных реакций. Метаболизм можно разделить на два взаимосвязанных, но разнонаправленных процесса: анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция).
Анаболизм - это совокупность процессов биосинтеза органических веществ (компонентов клетки и других структур органов и тканей). Он обеспечивает рост, развитие, обновление биологических структур, а также накопление энергии (синтез макроэргов).
Катаболизм - это совокупность процессов расщепления сложных молекул до более простых веществ с использованием части из них в качестве субстратов для биосинтеза и расщеплением другой части до конечных продуктов метаболизма с образованием энергии. Процессы анаболизма и катаболизма находятся в организме в состоянии динамического равновесия. Преобладание анаболических процессов над катаболическими приводит к росту, накоплению массы тканей, а преобладание катаболических процессов ведет к частичному разрушению тканевых структур. Состояние равновесного или неравновесного соотношения анаболизма и катаболизма зависит от возраста (в детском возрасте преобладает анаболизм, у взрослых обычно наблюдается равновесие, в старческом возрасте преобладает катаболизм), состояния здоровья, выполняемой организмом физической или психоэмоциональной нагрузки.
Основным обменом называется количество энергии, которое тратит организм при полном мышечном покое, через 12—14 часов после приема пищи и при окружающей температуре 20—22 °С. Основной обмен поддерживает жизнь организма на самом низком уровне деятельности нервной системы, сердца, дыхательного аппарата, пищеварения, желез внутренней секреции, выделительных процессов, покоя скелетных мышц. Ведущая роль в обмене веществ принадлежит функциональному состоянию нервной системы, регулированию ею уровня обмена веществ в органах и тканях, поддерживающему относительное постоянство состава белков, химического состава крови, температуры и т. д. относительно независимо от изменений внешней среды, при разных условиях жизни. Существенно влияет на основной обмен также деятельность желез внутренней секреции
Общий обмен веществ — происходит в обычных условиях жизни. Он значительно выше основного обмена и зависит главным образом от деятельности скелетных мышц, а также увеличения деятельности внутренних органов. Килокалории, расходуемые при этом сверх основного обмена, называются моторными калориями. Чем интенсивнее мышечная деятельность, тем больше моторных калорий и тем выше общий обмен веществ. При умственном труде общий обмен веществ увеличивается незначительно — на 2—3 %, а если умственный труд сопровождается мышечной деятельностью — на 10—20 %.
2. Белковый обмен и его регуляция.
Обмен белков в организме может существенно изменяться под влиянием различных структур центральной нервной системы, включая кору больших полушарий. Однако ведущая роль в регуляции белкового обмена принадлежит гуморальным факторам — анаболическим гормонам (гормону роста, инсулину, тироксину, стероидным гормонам).
Гормон роста — полипептид, выделяемый передней долей гипофиза. Он стимулирует синтез РНК и белка практически во всех тканях организма. Однако характер его действия и мишени меняются по мере роста организма.
Инсулин, помимо углеводного обмена, регулирует и обмен белков. При повышении содержания аминокислот в крови он стимулирует их поступление в клетки, усиливает анаболизм тканевых белков и подавляет катаболизм аминокислот.
Тироксин — гормон щитовидной железы. Его действие проявляется в периоды, когда организм нуждается в повышении процессов синтеза белка. Он также стимулирует рост и дифференцировку тканей, обладает специфическим усиливающим действием на синтез окислительных митохондриальных ферментов.
Эстрогены — стероидные гормоны, образующиеся в женском организме (в яичниках) и стимулирующие синтез РНК и белка в клетках матки. Андрогены — мужские стероидные гормоны, образующиеся в яичках. По сравнению с женскими стероидами мужские оказывают более широкое влияние, так как стимулируют синтез РНК и белков во многих тканях организма, включая клетки поперечно-полосатых мышц.
Из ряда катаболических гормонов влияние на обмен белков оказывают глюкокортикоиды, вырабатывающиеся корой надпочечников. Эти гормоны усиливают расщепление белков в клетках различных тканей и тормозят синтез белка. В то же время они стимулируют синтез белка в печени
- 2. Общие свойства живых организмов.
- 3. Понятие гомеостаза.
- 4. Характеристика уровней организации живой природы.
- 4. Живой организм как система.
- Тема 1. Закономерности роста и развития организма человека.
- 1. Онтогенез.Основные закономерности роста и развития организма человека. Периодизация онтогенеза.
- 2. Внутриутроутробное развитие организма человека. Критические периоды внутриутробного развития.
- 3. Постнатальный онтогенез.
- Тема 2. Индивидуальные типологические особенности организма человека.
- 2. Понятие «конституция». Конституциональные признаки. Соматотип. Конституциональные схемы. Практическое значение учения о конституции.
- 3.Аномалии индивидуального развития. Типы врожденных пороков развития. Причины и профилактика врожденных пороков развития. Недоношенные дети и проблемы дефектологии.
- Тема 3. Обмен веществ организма и его нарушения. Гомеостаз. Восстановление функций.
- 1. Основные закономерности деятельности организма как целого: нейрогуморальная регуляция, саморегуляция, гомеостаз. Биологическая надёжность и принципы ее обеспечения.
- 2. Понятие о компенсации, ее механизмы. Стадии развития компенсаторно-приспособительных реакций. Декомпенсация.
- 3. Понятие о реактивности и резистентности. Виды реактивности. Значение реактивности в патологии.
- Тема 4. Учение о болезнях
- 1. Понятие «болезнь». Признаки болезни. Классификации болезней.
- 2. Понятие «этиология». Причины и условия возникновения болезней. Этиологические факторы внешней среды. Пути внедрения болезнетворных факторов в организм и пути их распространения в организме.
- 3. Объективные и субъективные признаки болезней. Симптомы и синдромы.
- 4. Понятие «патогенез». Понятие о патологическом процессе и патологическом состоянии. Патологическое состояние как причина возникновения дефектов.
- 5. Периоды болезни. Исходы болезней. Понятие об осложнениях и рецидивах болезней. Факторы, влияющие на развитие болезни.
- 6. Мкб и мкф: цель, концепция.
- Тема 5. Воспаление и опухоли
- 1.Понятие «воспаление». Причины воспаления. Местные и общие признаки воспаления. Виды воспаления.
- 3. Понятие об опухоли. Общая характеристика опухолей. Строение опухолей. Опухоли как причина возникновения дефектов психики, слуха, зрения, речи.
- Тема 6. Высшая Нервная Деятельность
- 2.Функциональные системы п.К. Анохина. Принцип гетерохронности развития. Внутрисистемная и межсистемная гетерохрония.
- 3. Учение и.П. Павлова об условном и безусловном рефлексе. Сравнительная характеристика условного и безусловного рефлекса. Факторы, необходимые для формирования условного рефлекса.
- 4. Безусловное торможение. Сущность внешнего и запредельного торможения. Условное торможение, его виды.
- 5.Первая и вторая сигнальные системы. Эволюционное значение второй сигнальной системы. Условно-рефлекторная природа второй сигнальной системы.
- Тема 7. Эндокринная система
- 2. Гипофиз, строение и функциональные особенности. Гормоны гипофиза. Гипофункция и гиперфункция гипофиза. Гипофизарная регуляция ростовых процессов и ее нарушение.
- 3. Эпифиз, физиология и патофизиология
- 5. Околощитовидные железы, физиология и патофизиология.
- 6. Вилочковая железа, ее функции. Вилочковая железа как эндокринный орган, ее изменение в онтогенезе.
- 7. Надпочечники. Физиологическое действие гормонов мозгового и коркового слоя. Роль гормонов надпочечников в стрессовых ситуациях и процессе адаптации. Патофизиология надпочечников.
- 8. Поджелудочная железа. Островковый аппарат поджелудочной железы. Физиология и патофизиология поджелудочной железы.
- Тема 8. Система крови
- 1. Понятие о внутренней среде организма, ее значение. Морфологический и биохимический состав крови, ее физико-химические свойства. Сдвиги физико-химических показателей крови и ее состава.
- 2. Эритроциты, их функциональное значение. Группы крови. Понятие о резус-факторе.
- 3. Анемия, ее виды. Гемолитическая болезнь как причина нарушений психики, речи и двигательных расстройств.
- 4. Лейкоциты, их функциональное значение. Виды лейкоцитов и лейкоцитарная формула. Понятие о лейкоцитозе и лейкопении
- 5. Тромбоциты, их функциональное значение. Процесс свертывания крови. Свертывающая и противосвертывающая системы крови.
- Тема 9. Иммунитет
- 2. Понятие об иммунодефиците. Врожденный и приобретенный иммунодефицит. Иммунодефицитные состояния.
- 3. Понятие об аллергии. Аллергены. Механизмы аллергических реакций. Аллергические заболевания и их профилактика.
- Тема 10. Сердечно-сосудистая система
- 2. Фазы сердечных сокращений. Систолический и минутный объемы крови.
- 3. Свойства сердечной мышцы. Электрокардиография. Характеристика зубцов и отрезков электрокардиограммы.
- 4. Проводящая система сердца. Понятие об аритмии и экстрасистолии. Регуляция деятельности сердца.
- 5. Пороки сердца. Причины и профилактика врожденных и приобретенных пороков сердца.
- 6. Местные расстройства кровообращения. Артериальная и венозная гиперемия, ишемия, тромбоз, эмболия: сущность процессов, проявления и последствия для организма.
- Тема 11. Дыхательная система
- 2. Понятие о гипоксии. Виды гипоксии. Структурно-функциональные нарушения при гипоксии.
- 3. Компенсаторно-приспособительные реакции организма при гипоксии
- 4. Проявления нарушений внешнего дыхания. Изменение частоты, глубины и периодичности дыхательных движений.
- 4. Газовый ацидоз обусловливает:
- 2. Причины нарушения системы пищеварения. Нарушения аппетита. Нарушения секреторной и моторной функции пищеварительного тракта.
- Характеристика расстройств секреторной функции желудка:
- В результате нарушений моторики желудка возможно развитие синдрома раннего насыщения, изжоги, тошноты, рвоты и демпинг-синдрома.
- 3. Жировой и углеводный обмен, регуляция.
- 4. Обмен воды и минеральных веществ, регуляции
- 5. Патология белкового обмена. Понятие об атрофии и дистрофии.
- 6. Патология углеводного обмена.
- 7. Патология жирового обмена. Ожирение, его виды, профилактика.
- 8. Патология водно-солевого обмена
- Тема 14. Терморегуляция
- 2. Понятие о гипо- и гипертермии, стадии развития
- 3. Лихорадка, ее причины. Стадии лихорадки. Значение лихорадки
- Тема 15. Выделительная система
- 1. Общая схема системы мочеобразования и мочевыделения. Нефрон – основная структурная и функциональная единица почек. Мочеобразование, его фазы.
- 2. Основные причины нарушения системы мочеобразования. Почечная недостаточность
- 1. Общая схема системы мочеобразования и мочевыделения. Нефрон – основная структурная и функциональная единица почек. Мочеобразование, его фазы.
- 2. Основные причины нарушения системы мочеобразования. Почечная недостаточность.
- Тема 16. Опорно-двигательный аппарат. Мышечная система
- 2. Мышечная система. Основные группы мышц человека. Статическая и динамическая работа мышц. Роль мышечных движений в развитии организма. Понятие об осанке. Профилактика нарушений осанки
- 3. Патология опорно-двигательного аппарата. Деформации черепа, позвоночника, конечностей. Профилактика нарушений.