logo search
Учебные планы, программы и нормативная документация дисциплин / ФГОС ВПО 040103 Анестезиология и реаниматология (квалификация - врач, специальность - анестезиолог-реаниматолог)

Пояснительная записка.

Профессиональный уровень теоретической и практической подготовки специалистов в области анестезиологии и реаниматологии в нашей стране не в полной мере соответствует современным требованиям. В России существует несколько вариантов подготовки. Для выпускников медицинских ВУЗов возможна первичная специализация в клинческой интернатуре (1 год), либо в клинической ординатуре (2 года). Такая подготовка проводится как на базе кафедр ВУЗов, так и на базе городских больниц. При этом обучение на базе городских больниц ориентировано в первую очередь на приобретение практических навыков и не подразумевает, как правило, базисной теоретической подготовки, знаний по клинической патофизиологии и клинической фармакологии. Однако, в нашей стране практикуется и специализации анестезиологов-реаниматологов за более короткий срок

(4--5 месяцев?!). Такой практики в настоящее время нет ни в одной стране мира. Продолжительность обучения в разных странах сегодня составляет: 6 лет - в Германии, 5 лет - в Англии, 4 года в - США и Швейцарии. Даже в Непале анестезиологов-реаниматологов обучают не менее одного года. Помимо 5-месячной первичной специализации, достаточно распространена практика подготовки на рабочем месте, которая может составлять всего лишь 1-2 месяца. Такое положение обусловило поиск новых путей преподавания анестезиологии-реаниматологии, являющейся мультидисциплинарной специальностью. Среди медицинских работников в России анестезиологи-реаниматологи по количеству занимают 5-е место (после педиаторов, терапевтов, акушеров-гинекологов и хирургов).

Наиболее современной и оригинальной, является программа непрерывной трехлетней подготовки, разработанная сотрудниками кафедры анестезиологии и реаниматологии ФППО ММА им И.М. Сеченова (академик РАМН А.А.Бунятян, профессор А.В.Мещеряков, профессор М.А.Выжигина).

В основу создания стандарта приняты рекомендации Европейской Академии анестезиологии и Американской Ассоциации анестезиологов, Институтов анестезиологии городов Бонна (ФРГ; директор Института профессор Штоекель) и Берна (Швейцария; директор Института профессор Томсон), рекомендации кафедры анестезиологии и реаниматологии Академии последипломного профессионального образования Москвы (зав. кафедрой профессор И.В. Молчанов), а также личный опыт авторов.

Анализ предыдущего опыта преподавания анестезиологии-реаниматологии в нашей стране и за рубежом позволяет сформулировать основные позиции этого процесса. Непрерывное последипломное профессиональное образование предусматривает две ступени учебного процесса (рис.1). На сегодняшний день первичная специализация как первая ступень профессиональной подготовки имеет форму двухлетней клинической ординатуры. Исключение составляет возможность увеличения срока подготовки в клинической ординатуре отдельным учащимся на основе решения Учёного Совета ВУЗа (приказ МЗ РФ). Однако, анестезиология-реаниматология на пороге следующего столетия является столь проставата информационно - и наукоёмкой специальностью, что длительность первичной специализации не может быть ограничена двумя годами. Согласно рекомендациям Совета по анестезиологии при Союзе врачей-специалистов при Правительстве стран Европейского Содружества, Европейской Академии анестезиологии, Королевского Колледжа Анестезиологов Великобритании продолжительность первичной последипломной профессиональной подготовки должна составлять не менее 5 лет. Личный опыт авторов предлагаемой программы, сотрудников кафедры анестезиологии-реаниматологии ФППО ММА им. И.М.Сеченова, подтверждённый мнением Президиума Федерации анестезиологов-реаниматологов России, отражённым в решениях VII Всероссийского Съезда анестезиологов-реаниматологов (г. Санкт-Петербург, 2000 г.) свидетельствуют о том, что формирование квалифицированного специалиста анестезиолога-реаниматолога требует в совершенно необходимом порядке постепенного увеличения сроков подготовки в нашей стране до среднего европейского стандарта. Как завершающий этап подготовки молодого специалиста следует иметь в виду возможности последующей 3-х (4-х) – летней аспирантуры. Качество подготовки специалистов зависит также от профессионального уровня учреждения, которому эта подготовка поручена. В настоящее время существуют 2 формы подготовки в клинической ординатуре: на базе клинических больниц и на базе кафедр высших учебных заведений. Анализ опыта свидетельствует о том, что уровень подготовки анестезиологов-реаниматологов на кафедрах ВУЗов существенно выше, чем при обучении на базе клинических больниц. Это совершенно закономерное явление объясняется тем, что на кафедрах обучением занимаются профессиональные преподаватели, имеющие подготовку как педагогическую, так и строго профессиональную – как клиническую, так и теоретическую. С этой точки зрения представляется важным в перспективе обучение по специальности «анестезиология и реаниматология» передать полностью в ведение специальных факультетов и кафедр ВУЗов, работающих на базах научно-исследовательских институтов и крупных клинических стационаров, отказавшись от неоправдывающей себя практики подготовки силами отделений анестезиологии-реаниматологии городских больниц.

Вторая ступень подготовки анестезиологов-реаниматологов представляет собой систему постоянного повышения профессионального уровня на фоне бурно развивающейся специальности. На сегодняшний день эта система предусматривает обязательное посещение курсов повышения квалификации 1 раз в течение 5 лет. В зависимости от стажа и уровня подготовки врача ему предоставлена возможность использования обучения на курсах общего усовершенствования (4 - 5 месяцев), тематического усовершенствования (1-2 месяца), аттестационных и аттестационно-сертификационных циклах (1-2 месяца). Во всех зарубежных клиниках и университетах является обязательным прохождение переподготовки (повышения квалификации) ежегодно. В этом качестве учитывается не только посещение специальных курсов, но и заседаний симпозиумов, съездов и конгрессов по специальности, прослушивание серии освежающих лекций, а также чтение лекций самим специалистом. Мы полагаем этот опыт очень полезным и считаем целесообразным рекомендовать его к утверждению в составе требований к профессиональному реноме специалиста анестезиолога-реаниматолога.