logo search
на будущее / 040101 акуш

Практические занятия

Практические занятия в учебном процессе обеспечивают приобретение необходимых навыков и умений, использование их в профессиональной работе. Они помогают закрепить и углубить знания по основным вопросам программы. Изучение лечебно-диагностических методик предус­матривает знакомство с аппаратурой, приборами, инструментарием, материалами, обучению технике манипуляций и операций на тренажере, в сек­ционном зале, участие, а далее самостоятельное их выполнение. На практическом занятии обучают умению разбираться в данных лабораторных, инструментальных и цитологических исследований; грамотно их ин­терпретировать, сознательно и обоснованно пользоваться на практике. Практические занятия формируют целую систему навыков и умений, под­крепленную самостоятельной работой учащегося.

Самостоятельная работа является неотъемлемой составной частью всей системы по освоению учебной программы.

Самостоятельная работа включает в себя курацию больных. Прием беременных и больных в женской консультации, дежурства в стационаре, отчет о дежурстве на утренней врачебной конференции, разбор больных, работу с литературой, учебными пособиями, подготовку рефератов, научных докладов, обзоров, анализ врачебных ошибок и др.

Главной целью самостоятельной работы является закрепление и рас­ширение знаний, овладение профессиональными умениями и навыками, а также обучение научному поиску. В этом разделе важное место отводится написанию курсовой работы.

Курсовая работа развивает навыки использования общенаучных знаний, директивных документов и приказов, научной и справочной литературы, методических рекомендаций и инструкций, позволяет приобщить учащегося к познанию новейших достижений науки и практики, разобраться в противоречиях различных взглядов на этиологию, патогенез и лечение ряда нозологических форм патологии, обосновать собственную точку зрения, доказать ее правомерность.

Целесообразно организовать защиту курсовых работ, обсуждение достоинств и недостатков каждой работы, поощрить лучшие. Качество курсовых работ оценивается по результативности использования материалов в дальнейшей деятельности врача, а также по новизне материала и степени собственного участия автора.

Для интернов и клинических ординаторов составляется индивидуальный план специализации, предусматривающий:

– Последовательное прохождение обучения в каждом из перечисленных отделений с указанием сроков обучения, а также непосредственного руководителя в этот период.

– Перечень практических навыков и умений, которыми должен овладеть интерн.

– Перечень тем докладов и рефератов, с которыми интерн выступает на семинарах, клинических разборах, конференциях.

– Темы санитарно-просветительских лекций и бесед, место и сроки проведения, профориентационные мероприятия.

– Формы участия в научно-практической работе.

Самостоятельное ведение больных предполагает определенный уровень подготовки по акушерству и гинекологии.

Процесс курации отражается в ежедневных запи­сях учащегося в ра­бочих документах (истории болезни и родов, карты беременных, этапные эпикризы, выписные документы). Контроль руководителя за качеством оформления документации является его обязанностью и дает возможность постоянно оказывать учащемуся необходимую помощь, корректировать его работу со специальной литературой.

Предметом особого контроля со стороны преподавателя является обучение обоснованию диагноза и тактики ведения беременной, а также план родоразрешения и профилактика осложнений.

В задачу врача-интерна и клинического ординатора входит овладение навыками лечения больных, участие в консультациях, консилиумах, анализ гине­кологической, материнской и перинатальной заболеваемости и смертности с последующей разработкой планов их снижения.

Овладение перечисленными навыками необходимо оценивать на всех этапах подготовки специалиста: в процессе обучения, при сдаче за­четов по разделам программы, на кварталь­ных аттестациях, в ходе реферативных докладов и на заключительном экзамене. Рейтинговая оценка призвана учитывать все: активность, исполнительскую дисциплину и твор­ческое отношение к делу, количество выступлений, участие в операциях, дежурство и многое другое.

Все виды контроля за ходом обучения следует отражать в дневниках работы учащегося. В нем должны быть записи по следующим рубрикам:

– Список больных с указанием номера истории болезни и диагноза.

– Перечень приобретенных умений и навыков с указани­ем объема их применения.

– Участие в работе семинаров с выделением темы соб­ственных со­общений.

– Участие в общебольничных, клинических, научно-прак­тических и патологоанатомических конференциях, заседаниях ЛКК, заседаниях научного общества.

– Список литературы, проработанный интерном или клиническим ординатором при изучении соответствующего раздела программы, при подготовке к семинару или конференции.

Важным элементом в подготовке квалифицированного врача является написание рефератов, курсовой работы. При разборе реферата интерна, руководитель должен оценить: соответствие содержания выбранной теме, объем представленной информации и ее новизну, актуальность для практической деятельности, ясность изложения, правильность оформления списка литературы в соответствии с библиографическими требованиями. Изложить свои замечания и пожелания.

Лучшие рефераты необходимо доложить врачам женской консультации, базовой больницы или роддома, как самостоятельное сообщение, использовать для участия в конференциях различного уровня. Необходимо добиваться свободного, устного изложения реферата, оформления его соответствующими иллюстрациями.

Клинический разбор– обязательная форма работы. Предметом углубленного клинического разбора могут быть: наиболее сложные в диагностическом и лечебном отношении наблюдения осложнений беременности, особенности тактики ведения, способы родоразрешения, истории болезни с протоколами аутопсий умерших больных.

Клинический разбор проводят профессора, доценты, ассистенты ка­федр, а также главный врач, заведующий отделением. Тема и дата разбора сообщается всем участникам заблаговременно. Интерны и клинические ординаторы получают индивидуальные задания: подготовить де­мон­страцию больной, необходимые иллюстрации (таблицы, схемы, графики и т.п.).

Прогрессивной формой подготовки учащегося является участие в научно-практической работе для приобретения навыков самостоятельной творческой работы, повышения интереса к избранной специальности, углубления знаний и умений, формирования способности к анализу выявленных фактов и их клинической интерпретации.