III. Повышение квалификации (усовершенствование) практического врача акушера-гинеколога
Завершение первичной специализации предусматривает подготовку эрудированного врача специалиста акушера-гинеколога с фундаментальной профессиональной подготовкой, владеющего современными информационными технологиями, способного к самостоятельной лечебно-диагностической деятельности.
После получения сертификата специалиста на протяжении всей дальнейшей профессиональной деятельности врач должен периодически 1 раз в 5 лет проходить систематическое обучение на курсах усовершенствования (для получения дополнительного профессионального образования). Дальнейшие занятия на курсах усовершенствования позволяют врачу систематически приобретать новые и новейшие знания и представления по этиологии и патогенезу заболеваний, развивать клиническое мышление, обучаться современным методам диагностики, лечебно-профилактическим и реабилитационным методам.
Наравне с очным обучением получили свое развитие выездные, прерывистые циклы и обучение с предцикловой подготовкой (заочно-очные циклы).
Вся система послевузовского дополнительного образования направлена на непрерывное саморазвитие врача как в профессиональном, так и в личностном плане.
При очно-заочной форме обучения объем подготовки может быть сокращен на 25-30% за счет самостоятельной работы.
Основными задачами прохождения циклов повышения квалификации (усовершенствования) являются:
Формирование знаний, умений, навыков, основанных на новейших научных достижениях не только в области акушерства и гинекологии, но и фундаментальной медицины и смежных дисциплин.
Систематизация и переоценка уже имеющихся знаний и умений.
Ознакомление с новыми теоретическими положениями в акушерстве, гинекологии и смежных дисциплинах, необходимыми для выполнения конкретных профессионально-должностных обязанностей.
Укрепление потребности обращения к литературе и углубленному самостоятельному изучению предмета.
Приобщение к научному подходу, необходимости анализа собственного опыта и информации.
Различают следующие виды циклов усовершенствования: Специализация (переподготовка) – С; Общее усовершенствование (ОУ); Темати- ческое усовершенствование (ТУ); Аттестационные (сертификационные) циклы.
Последние предназначены для стажированных врачей, не имеющих сертификата врача специалиста. Сертификационные циклы проходят по программе общего усовершенствования.
1. Целью специализации (С) является приобретение новой профессии, прочных теоретических знаний и практических навыков, позволяющих бывшим терапевтам или педиатрам работать врачами акушерами-гинекологами.
2. Целью общего усовершенствования (ОУ) является освоение теоретических знаний и положений в области акушерства и гинекологии, овладение основными методами диагностики, профилактики и лечения.
3. Целью тематического усовершенствования (ТУ) является освоение врачами теоретических знаний и умений по соответствующему конкретному курсу или нескольким разделам различных курсов программы в соответствии с занимаемой специалистом должностью. Продолжительность циклов ТУ зависит от тематики (от 1 до 2 месяцев).
4. Цель аттестационных (сертификационных) циклов: подготовка к сдаче аттестационного экзамена на присвоение или подтверждение той или иной квалификационной категории (сертификата).
В основе составления учебного и учебно-тематического планов циклов лежит Унифицированная программа по акушерству и гинекологии.
Унифицированная программа построена по блочной системе и состоит из отдельных курсов, разделов, тем и элементов, расположенных в логической последовательности.
По решению Управления учебных заведений МЗ РФ во все учебные планы (кроме декадников) необходимо включать:
1. Приказ МЗ и МП РФ от 22.10.1995 г. №324 "О совершенствовании противотуберкулезной помощи населению РФ":
– предусмотреть изучение вопросов профилактики, диагностики и лечения туберкулеза.
2. Решение коллегии МЗ и МП РФ от 16.04.1996 г. "О состоянии инфекционных болезней в РФ":
– предусмотреть изучение вопросов профилактики, диагностики и лечения холеры.
3. В целях усовершенствования теоретических знаний и практических навыков врачей первичных звеньев здравоохранения по вопросам онкологии при проведении сертификационных и аттестационных циклов по основным клиническим специальностям следует включать изучение вопросов онкологии продолжительностью не менее 36 учебных часов.
Медицинские вузы и академии (институты) последипломного образования имеют право:
1. Изменять объем учебной нагрузки интернов, клинических ординаторов и курсантов различных циклов, по сравнению с рекомендуемым государственным образовательным стандартом, в пределах 10%, а для отдельных циклов – в пределах 15%, без превышения максимального объема учебных часов Учебного плана циклов и при сохранении набора и содержания учебных дисциплин, указанных в стандарте.
2. Устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных курсов, разделов и тем Учебного плана подготовки интернов, клинических ординаторов и курсантов сертификационных циклов (специализации) с учетом базисной подготовки и местных условий последующей работы специалистов.
3. Привлекать специалистов практического здравоохранения для проведения практических занятий с интернами, клиническими ординаторами и курсантами циклов.
Максимальный объем учебной нагрузки интерна, клинического ординатора и курсанта, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий не должен превышать 36 часов в неделю.
Курсовые работы. Самостоятельно выполняемые интернами, клиническими ординаторами и курсантами, рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на изучение.
- Министерство здравоохранения Российской Федерации
- Содержание
- Введение
- Пояснительная записка
- Формы подготовки врача специалиста
- I. Интернатура
- Организация и обучение в системе первичной годичной послевузовской подготовки (интернатуры)
- II. Клиническая ординатура
- III. Повышение квалификации (усовершенствование) практического врача акушера-гинеколога
- Положение о враче специалисте акушере-гинекологе
- Функциональные обязанности врача специалиста акушера-гинеколога
- Права врача специалиста акушера-гинеколога
- Ответственность врача специалиста акушера-гинеколога
- Квалификационные требования, предъявляемые к врачу-специалисту акушеру-гинекологу
- Квалификационная характеристика
- Перечень умений и практических навыков врача-интерна* Акушерство
- Пренатальная диагностика
- Гинекология
- Перечень умений и практических навыков врача-специалиста акушера-гинеколога Акушерство
- Пренатальная диагностика
- Гинекология и онкогинекология
- Методические указания к преподаванию послевузовской учебной программы подготовки врача-специалиста по акушерству и гинекологии
- Семинары
- Практические занятия
- Методическая разработка (унифицированная) лекции, семинара, практического занятия
- Требования к кадровому обеспечению учебного процесса подготовки врача специалиста акушера-гинеколога
- Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса
- Контроль обучения
- Учебный план первичной специализации (интернатуры)
- Учебно-тематический план первичной специализации (интернатура)
- Учебный план
- Учебно-тематический план клинической ординатуры
- Учебно-тематический план клинической ординатуры
- Учебный план аттестационного (сертификационного) цикла по специальности "Акушерство и гинекология"
- Учебный план аттестационного (сертификационного) цикла по специальности "Акушерство и гинекология"
- Учебный план цикла общего усовершенствования (уо) (переподготовки) по специальности "Акушерство и гинекология"
- Учебный план
- УЧебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- I. Учебная программа подготовки
- I. Организация акушерско-гинекологической помощи в России
- Модуль I. Акушерство
- I.1. Основные методы обследования в акушерстве и гинекологии
- I.2. Физиология беременности
- I.3. Патология беременности
- I.4. Невынашивание беременности
- I.5. Перенашивание беременности
- I.12. Внематочная (эктопическая беременность)
- I.13. Физиология родов
- I.14. Патология родов
- I.15. Тазовые предлежания плода
- I.16. Узкий таз в современном акушерстве
- I.17. Аномалии родовой деятельности
- I.18. Роды крупным плодом
- I.19. Первые поздние роды (30 лет и старше)
- I.20. Миома матки и беременность
- I.21. Кровотечения во время беременности и родов
- I.22. Двс-синдром в акушерстве и гинекологии
- I.23. Шок и терминальные состояния в акушерстве
- I.24. Эмболия околоплодными водами
- I.25. Акушерский травматизм матери и плода
- I.26. Оперативное акушерство
- I.27. Кесарево сечение в современном акушерстве
- I.28. Обезболивание в акушерстве
- I.29. Физиология и патология послеродового периода
- I.30. Перинатальная охрана плода и новорожденного
- I.31. Беременность и экстрагенитальные заболевания
- Модуль II. Гинекология
- II.1. Физиология репродуктивной системы
- II.2. Воспалительные заболевания женских половых органов
- II.3. Нарушения развития и функции репродуктивной системы
- II.4. Гиперпластические и дистрофические процессы
- II.5. Миома матки
- II.6. Генитальный эндометриоз
- II.7. Доброкачественные опухоли и опухолевидные образования
- II.8. Аномалии положения внутренних половых органов
- Модуль III. Эндокринология в акушерстве и гинекологии
- III.1. Беременность, роды и послеродовый период
- III.2. Нейроэндокринные механизмы регуляции
- Модуль IV. Онкогинекология
- I. Клиническая трансфузиология
- II. Анестезиология и реаниматология в акушерстве и гинекологии
- III. Клиническая фармакология
- 1. Лекарственные препараты, применяемые при патологии сердечно-сосудистой системы.
- 1.1. Сердечные.
- 1.4. Препараты, понижающие сосудистый тонус.
- 2. Противоинфекционные средства.
- 2.1. Антибиотики.
- 3. Лекарственные средства, используемые при синдроме бронхиальной обструкции.
- 3.1. Бронходилататоры.
- 4. Лекарственные средства, применяемые при нарушении функции органов пищеварения.
- 5. Лекарственные средства при эндокринных заболеваниях.
- 6. Лекарственные препараты, воздействующие на кровь и кроветворные органы.
- 7. Наркотические анальгетики.
- 8. Противовоспалительные средства.
- 9. Антигистаминные препараты.
- 10. Витамины. Фундаментальные дисциплины
- Вопросы общей патологии
- Генетика в акушерстве и гинекологии
- Элективы
- II. Обязательный минимум содержания
- Обязательный минимум
- Обязательный минимум
- Экзаменационные тесты для клинических интернов
- 008. Условиями развития резус-конфликта являются
- 013. Характерным осложнением во втором периоде родов
- 015. Беременность 32-33 нед. По данным узи – неполное предлежание
- 016. Беременная 25 лет. Срок беременности 17-18 недель.
- 022. Повторнородящая 36 лет. В анамнезе – два искусственных аборта
- 064. В каких случаях показана ножевая биопсия шейки матки
- 093. Патогенез миомы матки связывают
- 094. При лечении хронического воспалительного процесса гениталий
- 095. Дифференциальный диагноз перекрута ножки опухоли яичника
- Эталоны ответов к экзаменационным тестам для клинических интернов
- Экзаменационные тесты для клинических ординаторов
- Эталоны ответов к экзаменационным тестам для клинических ординаторов
- Контрольные вопросы для циклов повышения квалификации Тестовый контроль
- Эталоны ответов
- Темы рефератов
- Список обязательной и рекомендуемой литературы
- 12. Белоусов ю.Б., Моисеев в.С., Лепахин в.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия: Руководство для врачей. – м.: Универсум, 1993.
- 20. Глезер м.Г., Глезер г.А. Справочник по фармакотерапии сердечно-сосудистых заболеваний. – 1996.
- 29. Елисеев о.М. Сердечно–сосудистые заболевания у беременных. – м.: Медицина, 1983.
- 30. Ершов ф.И. Антивирусные препараты: Справочник. – м.: Медицина, 1998.
- 62. Ольбинская л.И., Вартанова о.А., Захарова в.Л. Медикаментозное лечение нарушений липидного обмена. – м.: мма им. И.М. Сеченова. – 1998.
- Список нормативных документов
- Трехлетний учебный план первичной специализации
- Примерные темы лекций для интернов
- Гинекология
- Примерное тематическое содержание леционного курса
- Примерные темы семинаров по акушерству для интернов
- Примерные темы семинаров по гинекологии для интернов
- Примерное тематическое содержание семинаров
- Овладение умениями и практическими навыками:
- Примерные темы лекций для клинических ординаторов
- Примерные темы семинаров для клинических ординаторов
- Примерное тематическое содержание семинаров
- Темы рефератов для освоения программы врача специалиста акушера-гинеколога
- Циклы усовершенствования
- Примерные темы методических разработок семинаров