65.Основы физиологии труда.
Физиология труда - это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием трудовой деятельности и разрабатывающая физиологически обоснованные нормы (формы) организации трудового процесса, способствующие предупреждению утомления и поддержанию высокого уровня работоспособности.
Общепризнанной системой классификации основных форм трудовой деятельности является физиологическая классификация.
Суть её в том, что любой труд изменяет функциональное состояние человека и в зависимости от этого состояния классифицируются формы труда.
Виды и формы трудовой деятельн. человека
Всего выделено 6 форм основной трудовой деятельности человека.
1. Формы труда, требующие значительной мышечной активности.
Характеризуются высоким напряжением физических сил и потребностью в длительном (до 50% рабочего времени) отдыхе.
2. Групповые формы труда (конвейерные).
Монотония - одна из основных отрицательных особенностей такого труда, приводит к преждевременной усталости, быстрому нервному истощению, потере внимания, снижению скорости, реакции и возбудимости.
3. Механизированные формы труда.
Характеризуются вовлечением в работу отдельных мышц или частей тела (рук, ног). Нередко требуют специальный знаний и двигательных навыков. Однообразие простых и большей частью локальных действий, малый объём воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.
4. Формы труда, связанные с частично автоматизированным производством.
Непосредственную обработку предмета осуществляет механизм. Задача человека ограничивается обслуживанием этого механизма (установка деталей, пуск, контроль за процессом и т.д.) Характеризуется монотонностью, утратой творческого начала, высокой ответственностью и постоянным нахождением в состоянии "оперативного ожидания".
5. Формы труда, связанные с управлением производственными процессада и механизмами.
Две основные формы управления производственным процессом. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других - редких.
В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах.
Во втором - работник находится в состоянии "оперативного ожидания" (готовности к действию), его реакции малочисленны (соответственно диспетчер железной дороги и оператор электростанции).
6. Формы интеллектуального (умственного) труда.Это труд инженеров, врачей, учителей, артистов и т. п. Характеризуются необходимостью переработки большого объёма разнообразной информации с мобилизацией памяти, внимания, частым стрессовым состоянием и, как правило, незначительной двигательной активностью, что порождает патологию сердечно - сосудистой системы (гипогинезия, гиподинамия).
- 1. Гигиена как наука.
- 2.Методы иследования применяемые в гигиене
- 3. Развитие гигиены в России. Вклад а.П.Доброславина и ф.Эрисмана в формирование гигиены как науки.
- 4. Гигиеническое нормирование
- 5. Окружающая среда как сочетание природных и социальных факторов
- 6. Элеме6нты и факторы окружающей среды,их влияние на организм
- 7. Вредные факторы окружающей среды
- 9.Урбанизация и связанные с ней гигиенические проблемы городов.
- 11.Гигиеническое значение почвы
- 12. Мероприятия по охране почвы
- 13. Микроэлементы и их значение для состояния здоровья
- 14. Климат,микроклимат их определение
- 15. Погода
- 18. Акклиматизация
- 25. Гигиеническая оценка источников водоснобжения
- 26. Гигиенические требованиЯ к качеству питьевой воды
- 27. Санитарная охрана водоисточников
- 28. Методы улучшения качества питьевой воды
- 31. Гигиенические особенности лечебного и лечебно-профилактического питания
- 33. Пищевая ценность и санитарная экспертиза рыбы
- 34. Пищевая ценность и санитарная экспертиза мяса и мясных продуктов
- 35. Пищевая ценность и санитарно-гигиеническая оценка молока и молочных продуктов
- 36. Пищевая ценность и санитарно-гигиеническая оценка зерновых продуктов
- 37. Белки
- 38. Жиры
- 39.Углеводы
- 40. Витамины, их значения.
- 41. Витамин a
- 42. Витамины b
- 43. Витамин с
- 44. Витамин d
- 45. Авитаминозы и гиповитаминозы.
- 46. Минеральные соли
- 47. Роль различных продуктов питания в развитии микробных пищевых отравлений
- 48. Пищевые токсикоинфекции
- 49. Пищевые отравления немикробной этиологии
- 50. Пищевые отравления не уточненной этиологии
- 51. Микотоксикозы
- 52. Стафилококковый токсикоз
- 53. Ботулизм
- 54. Санитарно-эпидемическое расследование пищевых отравлений
- 55.Гигиена лечебно-профилактических учреждений:
- 56.Гигиенические требования к внутренней планировке в отделке больниц.
- 60.Гигиеническая характеристика санитарного благоустройства больниц- отопление,вентиляция
- 61.Гигиенические требования к инфекционному отделению
- 62.Гигиенические требования к приемному отделению
- 63.Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию пищеблока.
- 65.Основы физиологии труда.
- 66.Методы оценки работоспособности организма.
- 67.Понятия о профессиональных вредностях.
- 68.Профилактика переутомления.
- 70.Определение вибрации с гигиенической точки зрения.
- 71.Производственная вибрация.
- 72.Промышленные яды.
- 73.Производственная пыль.
- 74.Профессиональные заболевания связанные с воздействием пыли на организм.
- 75,76.Производственный шум. Определения шума с гигиенической точки зрения (2 вопроса в 1)
- 78.Гигиена труда при работе с ядохимикатами.
- 84.Действие ионизирующего излучения на организм.
- 87.Гигиена труда в радиологических отделениях.
- 88.Физическое развитие детей и подростков. Показатели. Методы оценки.
- 89.Факторы, формирующие здоровье детей.
- 91.Гигиенические принципы здорового образа жизни.
- 94.Военная гигиена и проблемы обитаемости
- 106 Специалисты, обслуживающие рлс:
- 80 Гигиена труда в сельском хозяйстве