28. Методы улучшения качества питьевой воды
По цели очистки методы подразделяют на:
улучшающие органолептические свойства воды, т.е. свойства, воспринимаемые органами чувств человека: запах, привкус, окраска, мутность, температура, пленки и др.;
обеспечивающие ее эпидемиологическую безопасность;
методы кондиционирования подземных вод;
улучшающие ее газовый состав после удаления сероводорода, кислорода, метана, свободной углекислоты и других веществ;
направленные на извлечение трудноокисляемой органики, вредных продуктов, образующихся попутно при обработке воды с помощью проведения процессов обратного осмоса, биосорбции, нанофильтрации и других.
К методам, улучшающим органолептические свойства воды, относят осветление, обесцвечивание и дезодорацию. Осветление воды предполагает удаление из нее взвешенных и коллоидных веществ. Осветление и обесцвечивание воды проводят с помощью метода коагуляции (заключающегося в добавлении в воду химического реагента (коагулянта) с целью дестабилизации взвешенных коллоидных частиц и их последующего хлопьеоброзования), методов отстаивания и фильтрации (заключающейся в удалении взвешенного вещества из массы путем пропусканяи воды через слой пористого материала или через сетки с подходящим размером отверстий).
Эпидемиологическую безопасность воды обеспечивают с помощью методов хлорирования, озонирования, элекроимпульсной обработки, ультрафиолетового облучения. В ходе предварительного хлорирования воды в нее добавляется хлор с целью прекращения роста бактерий, растений или животных организмов, окисления органического вещества, содействия флокуляции или уменьшения запаха. Метод электроимпульсной обработки основан на совместном действии природных окислителей (озон, радикалы ОН, атомарный кислород и т.д.), УФ-излучения и электрокоагулянта, генерируемых в водо-воздушном потоке. Метод ультрафиолетового облучения основан на использовании ультрафиолетовых лучей для обеззараживания воды.
Более экологически чистым и эффективным является метод озонирования воды. Озонирование предполагает добавление озона к воде или сточным водам с целью дезинфекции, окисления органического вещества либо удаления неприятного вкуса или запаха. Озонирование дает возможность комплексной обработки воды и улучшает ее основные органолептические свойства (цветность, запах, привкус), а также освобождает воду от природных или внесенных в нее промышленных органических веществ. Кроме того, озон, в отличие от хлора, не образует канцерогенных органических соединений и обладает наибольшим обеззараживающим свойством против возбудителей вирусных заболеваний и споровых форм, в т.ч. устойчивых к хлору. Озонирование воды разрушает органические вещества, способствующие развитию микроорганизмов. Правильно подобранные дозы озона позволяют удалять из воды фенолы, нефтепродукты, поверхностно-активные вещества, сернистые соединения, сероводород, окисляет двухвалентное железо. Наконец, при озонировании пестицидов происходит дезодорация с одновременным глубоким разрушением исходных соединений. Недостатком метода озонирования является то, что из-за нестойкости озон не может поддерживать бактерицидное состояние в течение длительного времени, и поэтому необходимо исключить попадание загрязнений в очищенную воду, что реально только на коротких водопроводных сетях. Для использования метода озонирования необходимо, чтобы водопроводы были выполнены из полимерных труб. Кроме того, нужно отметить, что технология озонирования требует значительных первичных денежных затрат по сравнению с другими методами очистки воды, но она окупается в течение 5-8 лет, т.к. не требует дополнительных затрат на реагенты.
К методам кондиционирования подземных вод относятся умягчение, обессоливание и опреснение, дегазация, обезжелезивание и деманганация, фторирование и обесфторирование, обескремнивание и некоторые другие методы. Умягчение воды имеет целью снижение жесткости воды посредством удаления из нее ионов кальция и магния.
Обессоливание воды предполагает снижение концентрации растворенных в воде солей до заданной величины . Обессоливание состоит в удалении солей из воды для того, чтобы она стала пригодной в качестве питьевой, технологической или охлаждающей. Опреснение-снижение в воде концентрации солей до состояния ее пригодности для питья. Опреснение может осуществляться перегонкой соленой воды в опреснителях с последующей конденсацией пара, вымораживанием и другими способами.
К специальным методам улучшения качества воды относятся фторирование, обесфторирование, обезжелезивание, дезодорация и др.
По характеру протекания процессов методы очистки воды делятся на химические, физико-химические и биологические. При химических процессах осуществляется введение химического реагента в обрабатываемую воду и осаждение примесей, протекают реакции нейтрализации, окисления и восстановления. При физико-химических процессах удаляются взвешенные и коллоидные вещества (коагуляция и флокуляция, осаждение и осветление, флотация, фильтрование), растворенные вещества (мембранная сепарация, адсорбция, ионный обмен). Биологические процессы протекают при аэробной и анаэробной обработке воды и характеризуются бактериалным окислением – восстановлением.
Различают также методы очистки воды по отдельным процессам извлечения или снижения концентрации примесей. Например, методы умягчения воды подразделяются на термический, реагентный, ионообменный, диализный и комбинированный; методы обессоливания воды – на ионообменный, мембранный (обратный осмос и электродиализ) и дистиляцию. В основу методов дегазации положен принцип воздействия на обрабатываемую воду (физический, химический, биохимический и сорбционно-обменный). Стабилизационная обработка воды зависит от знака и значения индекса стабильности и может осуществляться реагентным, фильтрационным методами и аэрацией.
30. Понятия о физиологических нормах питания
Физиологические величины потребности в пищевых веществах и энергии для взрослого работающего населения нормируется в зависимости от интенсивности труда. Группы профессий по интенсивности труда принято делить на четыре категории.
1-я группа — работники преимущественно умственного труда
• руководители предприятий и организаций, инженерно-технические работники, труд которых не требует существенной физической активности;
• медицинские работники, кроме врачей-хирургов, медсестер, санитарок;
• педагоги, воспитатели, кроме спортивных;
• работники науки, литературы и печати;
• культурно-просветительные работники;
• работники планирования и учета;
• секретари, делопроизводители;
• работники разных категорий, труд которых связан со значительным нервным напряжением (работники пультов управления, диспетчера и др.).
2-я группа — работники, занятые легким физическим трудом
• инженерно-технические работники, труд которых связан с некоторыми физическими усилиями;
• работники, занятые на автоматизированных процессах;
• работники радиоэлектронной и часовой промышленности;
• швейники;
• агрономы, зоотехники, ветеринарные работники, медсестры и санитарки;
• продавцы промтоварных магазинов;
• работники сферы обслуживания:
• работники связи и телеграфа;
• преподаватели, инструкторы физкультуры и спорта, тренеры.
3-я группа — работники среднего по тяжести труда:
• станочники (занятые в металлообработке и деревообработке);
• слесари, наладчики, настройщики;
• врачи-хирурги;
• химики;
• текстильщики, обувщики;
• водители различных видов транспорта;
• работники пищевой промышленности;
• работники коммунально-бытового обслуживания и общественного питания;
• продавцы продовольственных товаров;
• бригадиры тракторных и полеводческих бригад;
• железнодорожники и водники;
• работники авто- и электротранспорта;
• машинисты подъемно-транспортных механизмов;
• полиграфисты.
4-я группа — работники тяжелого физического труда:
• строительные рабочие;
• основная масса сельскохозяйственных рабочих и механизаторов;
• горнорабочие на поверхностных работах;
• работники нефтяной и газовой промышленности;
• металлурги и литейщики, кроме лиц, отнесенных к 5-й группе;
• работники целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности;
• стропальщики, такелажники;
• деревообработчики, плотники и др.;
• работники промышленности строительных материалов, кроме лиц, отнесенных к 5-й группе.
5- я группа работники, занятые особо тяжелым физическим трудом:
• горнорабочие, занятые непосредственно на подземных работах;
• сталевары;
• вальщики леса и рабочие на разделке древесины;
• каменщики, бетонщики;
• землекопы;
• грузчики, труд которых не механизирован;
• работники, занятые в производстве строительных материалов, труд которых не механизирован.
- 1. Гигиена как наука.
- 2.Методы иследования применяемые в гигиене
- 3. Развитие гигиены в России. Вклад а.П.Доброславина и ф.Эрисмана в формирование гигиены как науки.
- 4. Гигиеническое нормирование
- 5. Окружающая среда как сочетание природных и социальных факторов
- 6. Элеме6нты и факторы окружающей среды,их влияние на организм
- 7. Вредные факторы окружающей среды
- 9.Урбанизация и связанные с ней гигиенические проблемы городов.
- 11.Гигиеническое значение почвы
- 12. Мероприятия по охране почвы
- 13. Микроэлементы и их значение для состояния здоровья
- 14. Климат,микроклимат их определение
- 15. Погода
- 18. Акклиматизация
- 25. Гигиеническая оценка источников водоснобжения
- 26. Гигиенические требованиЯ к качеству питьевой воды
- 27. Санитарная охрана водоисточников
- 28. Методы улучшения качества питьевой воды
- 31. Гигиенические особенности лечебного и лечебно-профилактического питания
- 33. Пищевая ценность и санитарная экспертиза рыбы
- 34. Пищевая ценность и санитарная экспертиза мяса и мясных продуктов
- 35. Пищевая ценность и санитарно-гигиеническая оценка молока и молочных продуктов
- 36. Пищевая ценность и санитарно-гигиеническая оценка зерновых продуктов
- 37. Белки
- 38. Жиры
- 39.Углеводы
- 40. Витамины, их значения.
- 41. Витамин a
- 42. Витамины b
- 43. Витамин с
- 44. Витамин d
- 45. Авитаминозы и гиповитаминозы.
- 46. Минеральные соли
- 47. Роль различных продуктов питания в развитии микробных пищевых отравлений
- 48. Пищевые токсикоинфекции
- 49. Пищевые отравления немикробной этиологии
- 50. Пищевые отравления не уточненной этиологии
- 51. Микотоксикозы
- 52. Стафилококковый токсикоз
- 53. Ботулизм
- 54. Санитарно-эпидемическое расследование пищевых отравлений
- 55.Гигиена лечебно-профилактических учреждений:
- 56.Гигиенические требования к внутренней планировке в отделке больниц.
- 60.Гигиеническая характеристика санитарного благоустройства больниц- отопление,вентиляция
- 61.Гигиенические требования к инфекционному отделению
- 62.Гигиенические требования к приемному отделению
- 63.Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию пищеблока.
- 65.Основы физиологии труда.
- 66.Методы оценки работоспособности организма.
- 67.Понятия о профессиональных вредностях.
- 68.Профилактика переутомления.
- 70.Определение вибрации с гигиенической точки зрения.
- 71.Производственная вибрация.
- 72.Промышленные яды.
- 73.Производственная пыль.
- 74.Профессиональные заболевания связанные с воздействием пыли на организм.
- 75,76.Производственный шум. Определения шума с гигиенической точки зрения (2 вопроса в 1)
- 78.Гигиена труда при работе с ядохимикатами.
- 84.Действие ионизирующего излучения на организм.
- 87.Гигиена труда в радиологических отделениях.
- 88.Физическое развитие детей и подростков. Показатели. Методы оценки.
- 89.Факторы, формирующие здоровье детей.
- 91.Гигиенические принципы здорового образа жизни.
- 94.Военная гигиена и проблемы обитаемости
- 106 Специалисты, обслуживающие рлс:
- 80 Гигиена труда в сельском хозяйстве