15. Погода
Погода – конкретные условия окружающей среды в конкретный момент времени в конкретном месте.
Погода — совокупность непрерывно меняющихся значений метеорологических элементов и атмосферных явлений, наблюдаемых в данный момент времени в той или иной точке пространства. Понятие «Погода» относится к текущему состоянию атмосферы, в противоположность понятию «Климат», которое относится к среднему состоянию атмосферы за длительный период времени. Если нет уточнений, то под термином «Погода» понимают погоду на Земле. Погодные явления протекают в тропосфере (нижней части атмосферы) и в гидросфере.
Влияние на людей
Погода играет большую, а иногда даже решающую роль в человеческой истории. Помимо изменений климата, которые вызывали постепенную миграцию народов (например, опустынивание Ближнего Востока и формирование сухопутных мостов между материками во время ледниковых периодов), экстремальные погодные явления вызывали меньшие по масштабу перемещения народов и принимали непосредственное участие в исторических событиях. Одним из таких случаев является спасение Японии ветрами Камикадзе от вторжения монгольского флота
Хана Хубилая в 1281 году. Притязания французов на Флориду прекратились в 1565 году, когда ураган уничтожил французский флот, дав Испании возможность завоевать форт Каролину. Совсем недавно ураган Катрина заставил более одного миллиона человек переселиться с центрального побережья Мексиканского залива в США, создав самую крупную диаспору в истории Соединённых Штатов.
Помимо такого радикального влияния на людей, погода может влиять на человека и более простыми способами. Люди плохо переносят экстремальные значения температуры, влажности и ветра. Погода также влияет и на настроение.
Метеотропные реакции не являются нозологической единицей с четко очерченным симптомокомплексом. Большинство авторов определяет метеотропные реакции как синдром дезадаптации, т.е. метеоневроз дезадаптаци-онного происхождения. У большинства метеочувствительных людей он проявляется ухудшением общего самочувствия, нарушениями сна, чувством тревоги, головными болями, снижением работоспособности, быстрой утомляемостью, резкими скачками АД, ощущениями боли в сердце и др.
Метеотропные реакции развиваются обычно одновременно с изменением метеорологических условий или немного опережая их. Как уже говорилось, в наибольшей степени такие реакции свойственны метеочувствительным людям, т.е. людям, способным отвечать физиологическими или патологическими реакциями на воздействие погодно-метеорологических факторов. В то же время, нельзя забывать, что у людей, не чувствующих влияние погоды, реакции на нее все же проявляются, хотя порой и не осознаются. Это особенно важно учитывать, например, водителям транспорта, у которых при резких изменениях погоды снижается внимание, увеличивается "время реакции и тд.
Механизмы метеотропных реакций очень сложны и неоднозначны.
В самом общем виде можно сказать, что при значительных колебаниях метеорологических условий происходит перенапряжение и срыв механизмов приспособления (дезадаптационный синдром). При этом биологические ритмы организма искажаются, становятся хаотичными, наблюдаются патологические изменения в работе вегетативной нервной системы, эндокринной системы, нарушения биохимических процессов и тд. Это в свою очередь ведет к нарушениям в различных системах организма, прежде всего в сердечнососудистой и центральной нервной системах.
Выделяют 3 степени тяжести метеотропных реакций:
1. Легкая степень - характеризуется жалобами общего характера - недомогание, усталость, снижение работоспособности, нарушения сна и тд.
•2. Средняя степень - гемодинамические сдвиги, появление симптоматики, характерной для основного хронического заболевания
3. Тяжелая степень - тяжелые нарушения мозгового кровообращения, гипертонические кризы, обострения ИБС, астматические приступы и тд.
Проявления метеотропных реакций очень разнообразны, но в целом они сводятся к обострению уже имеющихся у человека хронических заболеваний. Можно выделить различные типы действия метеотропных реакций. Некоторые авторы рассматривают 5 типов:
1. Сердечный тип - возникают боли в сердце, одышка
2. Мозговой тип - головные боли, головокружение, звон в ушах
3.. Смешанный тип - характеризуется сочетанием сердечных и нервных нарушений
4. Астено-невротический тип - повышенная возбудимость, раздражительность, бессонница, резкие изменения АД.
5. Встречаются люди с т.н. неопределенным типом реакций - у них преобладает общая слабость, боль и ломота в суставах, мышцах.
Следует отметить, что данное деление метеотропных реакций является весьма условным и не отражает в полной мере всех их патологических проявлений.
Самым распространенным в жизни примером метеотропной реакции является компенсаторное повышение АД при снижении атмосферного давления, что у людей, страдающих гипертонической болезнью, может привести к гипертоническому кризу.
Профилактика метеотропных реакций может быть повседневной, сезонной и срочной.
Повседневная профилактика подразумевает общие неснецифические мероприятия - закаливание, занятия физкультурой, пребывание на свежем воздухе и тд.
Сезонная профилактика проводится весной и осенью, когда наблюдают- '• ся так называемые сезонные нарушения биологических ритмов и подразумевает применение лекарственных средств, витаминов.
Срочная профилактика проводится непосредственно перед изменением погоды (на основании данных специализированного медицинского прогноза погоды) и заключается в использовании лекарственных препаратов для предотвращения обострения хронических заболеваний у данного больного.
- 1. Гигиена как наука.
- 2.Методы иследования применяемые в гигиене
- 3. Развитие гигиены в России. Вклад а.П.Доброславина и ф.Эрисмана в формирование гигиены как науки.
- 4. Гигиеническое нормирование
- 5. Окружающая среда как сочетание природных и социальных факторов
- 6. Элеме6нты и факторы окружающей среды,их влияние на организм
- 7. Вредные факторы окружающей среды
- 9.Урбанизация и связанные с ней гигиенические проблемы городов.
- 11.Гигиеническое значение почвы
- 12. Мероприятия по охране почвы
- 13. Микроэлементы и их значение для состояния здоровья
- 14. Климат,микроклимат их определение
- 15. Погода
- 18. Акклиматизация
- 25. Гигиеническая оценка источников водоснобжения
- 26. Гигиенические требованиЯ к качеству питьевой воды
- 27. Санитарная охрана водоисточников
- 28. Методы улучшения качества питьевой воды
- 31. Гигиенические особенности лечебного и лечебно-профилактического питания
- 33. Пищевая ценность и санитарная экспертиза рыбы
- 34. Пищевая ценность и санитарная экспертиза мяса и мясных продуктов
- 35. Пищевая ценность и санитарно-гигиеническая оценка молока и молочных продуктов
- 36. Пищевая ценность и санитарно-гигиеническая оценка зерновых продуктов
- 37. Белки
- 38. Жиры
- 39.Углеводы
- 40. Витамины, их значения.
- 41. Витамин a
- 42. Витамины b
- 43. Витамин с
- 44. Витамин d
- 45. Авитаминозы и гиповитаминозы.
- 46. Минеральные соли
- 47. Роль различных продуктов питания в развитии микробных пищевых отравлений
- 48. Пищевые токсикоинфекции
- 49. Пищевые отравления немикробной этиологии
- 50. Пищевые отравления не уточненной этиологии
- 51. Микотоксикозы
- 52. Стафилококковый токсикоз
- 53. Ботулизм
- 54. Санитарно-эпидемическое расследование пищевых отравлений
- 55.Гигиена лечебно-профилактических учреждений:
- 56.Гигиенические требования к внутренней планировке в отделке больниц.
- 60.Гигиеническая характеристика санитарного благоустройства больниц- отопление,вентиляция
- 61.Гигиенические требования к инфекционному отделению
- 62.Гигиенические требования к приемному отделению
- 63.Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию пищеблока.
- 65.Основы физиологии труда.
- 66.Методы оценки работоспособности организма.
- 67.Понятия о профессиональных вредностях.
- 68.Профилактика переутомления.
- 70.Определение вибрации с гигиенической точки зрения.
- 71.Производственная вибрация.
- 72.Промышленные яды.
- 73.Производственная пыль.
- 74.Профессиональные заболевания связанные с воздействием пыли на организм.
- 75,76.Производственный шум. Определения шума с гигиенической точки зрения (2 вопроса в 1)
- 78.Гигиена труда при работе с ядохимикатами.
- 84.Действие ионизирующего излучения на организм.
- 87.Гигиена труда в радиологических отделениях.
- 88.Физическое развитие детей и подростков. Показатели. Методы оценки.
- 89.Факторы, формирующие здоровье детей.
- 91.Гигиенические принципы здорового образа жизни.
- 94.Военная гигиена и проблемы обитаемости
- 106 Специалисты, обслуживающие рлс:
- 80 Гигиена труда в сельском хозяйстве