3. Развитие гигиены в России. Вклад а.П.Доброславина и ф.Эрисмана в формирование гигиены как науки.
Еще в глубокой древности человек на основании жизненного опыта осуществлял простейшие гигиенические мероприятия в целях сохранения своего здоровья. В те времена гигиена представляла собой систему практических правил, отражавшихся в бытовых навыках и религиозных предписаниях: охрана почвы от загрязнения, выбор и устройство источников водоснабжения, режим питания, соблюдение чистоты тела, режима труда, отдыха и сна, изоляция больных заразными заболеваниями, сжигание их вещей и т.д. Материалистические традиции отечественной гигиены восходят к М.В.Ломоносову (1711 — 1765). В своем труде «О размножении и сохранении российского народа» (1761) он выдвигает ряд социально-гигиенических проблем, затрагивает вопросы гигиены быта и питания народа. В других работах он рассматривает вопросы гигиены труда в горнорудной промышленности и гигиеническое обеспечение навигации в северных морях. С XVIII века начинают составлять медико-топографические описания отдельных местностей России, авторы которых увязывают местные особенности заболеваемости населения с климатогеографическими и др. условиями жизни. К середине XIX века созрели условия для возникновения и развития экспериментальной гигиены, основоположниками которой стали А.П.Доброславин (1842 - 1889) и Ф.Ф.Эрисман (1842 - 1915). А.П.Доброславин -первый профессор гигиены в России, возглавивший впервые организованную в 1865г. в Петербурге в Медико-хирургической академии кафедру гигиены. Ф.Ф.Эрисман с 1884г. руководил кафедрой гигиены на медицинском факультете Московского университета. А.П.Доброславин и Ф.Ф.Эрисман впервые применили экспериментальный и лабораторный методы для гигиенического изучения воды, воздуха, почвы, пищи, жилища, одежды. Это позволило перейти к научному обоснованию гигиенических нормативов и рекомендации по оздоровлению условий труда и быта. Благодаря работам А.П.Доброславина и Ф.Ф.Эрисмана отечественная научная гигиена с самого начала отличалась от зарубежной своим общественным характером и связью с практической санитарной деятельностью. Так, Ф.Ф.Эрисман изучил состояние зрения у 4000 учеников в зависимости от условий работы, провел санитарное обследование жилищных условий петербургской бедноты, руководил обширной работой по изучению санитарных условий труда и быта рабочих многих фабрик и заводов Московской губернии. Общественный характер санитарной деятельности в России во многом определялся развитием земской медицины в стране. В 1921г. возникла и совершенствовалась санитарно-эпидемиологическая служба. Расширение содержания и задач гигиены привело к ее дифференциации, т.е. выделению некоторых ее разделов в самостоятельные дисциплины. В настоящее время увеличивается число стоящих перед гигиеной задач, они становятся более сложными, что связано с противоречивым характером влияния научно-технического прогресса на здоровье. Важнейшие деятели гигиенической науки и санитарного дела (Г.В.Хлопин, Н.А.Семашко, З.Н.Соловьев). В развитии гигиены большую роль сыграли первые организаторы советского здравоохранения Н.А.Семашко (1874 — 1949) и 3.П.Соловьев (1878 - 1928). Они уделяли много внимания развитию и укреплению профилактического направления в медицине, организовали первые кафедры социальной гигиены. Видное место в развитии отечественной гигиены принадлежит Г.В.Хлопину (1863 - 1929). В его трудах был развит и углублен экспериментальный метод в гигиене. Большое значение имела также научная, практическая и общественная деятельность виднейших ученых: А.Н.Сысина, А.Н.Марзаева и др., работавших в разных отраслях гигиенической науки. Большая роль в развитии гигиенической науки и практики принадлежит созданным научно-исследовательским институтам и кафедрам гигиены.
- 1. Гигиена как наука.
- 2.Методы иследования применяемые в гигиене
- 3. Развитие гигиены в России. Вклад а.П.Доброславина и ф.Эрисмана в формирование гигиены как науки.
- 4. Гигиеническое нормирование
- 5. Окружающая среда как сочетание природных и социальных факторов
- 6. Элеме6нты и факторы окружающей среды,их влияние на организм
- 7. Вредные факторы окружающей среды
- 9.Урбанизация и связанные с ней гигиенические проблемы городов.
- 11.Гигиеническое значение почвы
- 12. Мероприятия по охране почвы
- 13. Микроэлементы и их значение для состояния здоровья
- 14. Климат,микроклимат их определение
- 15. Погода
- 18. Акклиматизация
- 25. Гигиеническая оценка источников водоснобжения
- 26. Гигиенические требованиЯ к качеству питьевой воды
- 27. Санитарная охрана водоисточников
- 28. Методы улучшения качества питьевой воды
- 31. Гигиенические особенности лечебного и лечебно-профилактического питания
- 33. Пищевая ценность и санитарная экспертиза рыбы
- 34. Пищевая ценность и санитарная экспертиза мяса и мясных продуктов
- 35. Пищевая ценность и санитарно-гигиеническая оценка молока и молочных продуктов
- 36. Пищевая ценность и санитарно-гигиеническая оценка зерновых продуктов
- 37. Белки
- 38. Жиры
- 39.Углеводы
- 40. Витамины, их значения.
- 41. Витамин a
- 42. Витамины b
- 43. Витамин с
- 44. Витамин d
- 45. Авитаминозы и гиповитаминозы.
- 46. Минеральные соли
- 47. Роль различных продуктов питания в развитии микробных пищевых отравлений
- 48. Пищевые токсикоинфекции
- 49. Пищевые отравления немикробной этиологии
- 50. Пищевые отравления не уточненной этиологии
- 51. Микотоксикозы
- 52. Стафилококковый токсикоз
- 53. Ботулизм
- 54. Санитарно-эпидемическое расследование пищевых отравлений
- 55.Гигиена лечебно-профилактических учреждений:
- 56.Гигиенические требования к внутренней планировке в отделке больниц.
- 60.Гигиеническая характеристика санитарного благоустройства больниц- отопление,вентиляция
- 61.Гигиенические требования к инфекционному отделению
- 62.Гигиенические требования к приемному отделению
- 63.Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию пищеблока.
- 65.Основы физиологии труда.
- 66.Методы оценки работоспособности организма.
- 67.Понятия о профессиональных вредностях.
- 68.Профилактика переутомления.
- 70.Определение вибрации с гигиенической точки зрения.
- 71.Производственная вибрация.
- 72.Промышленные яды.
- 73.Производственная пыль.
- 74.Профессиональные заболевания связанные с воздействием пыли на организм.
- 75,76.Производственный шум. Определения шума с гигиенической точки зрения (2 вопроса в 1)
- 78.Гигиена труда при работе с ядохимикатами.
- 84.Действие ионизирующего излучения на организм.
- 87.Гигиена труда в радиологических отделениях.
- 88.Физическое развитие детей и подростков. Показатели. Методы оценки.
- 89.Факторы, формирующие здоровье детей.
- 91.Гигиенические принципы здорового образа жизни.
- 94.Военная гигиена и проблемы обитаемости
- 106 Специалисты, обслуживающие рлс:
- 80 Гигиена труда в сельском хозяйстве