Экстремальные условия длительных высокоширотных морских экспедиций
Океан, являясь колыбелью жизни, возникнувшей 4 млрд лет назад, по-прежнему кормит и поит человечество, терпеливо несет на себе бремя забот человека и вместе с человечеством страдает от неразумной и безжалостной эксплуатации своих, в общем-то далеко не безграничных ресурсов.
Об экологии биосферы и, в частности, Океана, уже говорилось выше, но тем не менее, человечество наращивает темпы разработки его богатств и готово в недалеком будущем опуститься на морское дно не временно, а постоянно, создав подводные дома, поселения и даже города. Но будущая страница экстремальных ситуаций, связанных с подобными проектами, еще впереди, а вот в настоящее время десятки тысяч кораблей различных флотов и специализаций бороздят морские дороги и экстремальные ситуации с незапамятных времен, сопровождающие мореплавателей, похоже и в наш век турбин, атомоходов и спутниковых средств навигации, не только не уменьшаются, а напротив, приобретают все более выраженный и массовый характер.
Причин этому много, но на первый план, несомненно выходит фактор напряженности линий судоходства, где на наиболее оживленных традиционных трассах порой пересекаются курсы десятков кораблей различного класса, грузоподъемности (водоизмещения), скорости и т.д. В таких условиях работа судоводителей (штурманов, навигаторов, рулевых, вахтенных специалистов) приобретает характер высокой степени напряженности и ответственности, поскольку малейшая ошибка в прокладке курса или при расхождении судов встречными курсами грозит катастрофой, что и подтверждается статистикой.
Кроме того, десятки тысяч людей вынуждены работать в море, обслуживая не только машины и механизмы кораблей, но и выполняя иные профессионально значимые действия на плавучих буровых платформах, на судах рыболовного флота, где на борту современных плавучих рыбоперерабатывающих баз находятся консервные заводы с конвейерными линиями, на научно-исследовательских судах и на кораблях военно-морских флотов мира.
Люди вынуждены находиться в море по нескольку месяцев, а иногда и более года, лишь изредка, во время запланированных заходов в порт, видя привычные блага цивилизации. Все это, несомненно, накладывает определенный отпечаток на психофизиологический статус человека, меняет в зависимости от условий рейса и санитарно-гигиенических условий обитания, уровень утомляемости и, как следствие, уровень работоспособности, приводя зачастую к возникновению нештатных, экстремальных ситуаций.
Исследования, проводимые медико-биологическими экспедициями в разных широтах, на различных судах и в рейсах с различной длительностью показали, что человеческий организм даже в условиях относительного комфорта, соответствующего режима питания и разумной организации труда испытывает нагрузки, свидетельствующие об ограниченных временных ресурсах в условиях изолированного плавания.
Так, например, при исследовании динамики психофизиологических показателей судоводителей, механиков и электриков, матросов палубных команд и работниц цехов рыбоперерабатывающего завода крупных рыбопромысловых судов (плавбаз), ведущих промысел в районах Антарктики, было установлено, что уже начиная со второго месяца рейса отмечаются изменения в скорости психомоторных реакций, со стороны параметров сердечнососудистой системы, дыхательной, периферической нервной системы и ЦНС. По мере продолжительности рейса эти изменения могли у одних групп обследованных лиц, уменьшаться, что свидетельствовало о включении активных адаптационных механизмов, но в подавляющем большинстве случаев, изменения становились более выраженными, особенно к концу рейса (6 месяцев). Несомненно, такие факторы, как нахождение в высоких широтах, близость Антарктического материка, суровые климатические условия, короткий полярный день и монотония, связанная с необходимостью каждодневной однообразной по характеру работы (особенно на конвейере рыбоперерабатывающего консервного завода), создавали определенные предпосылки к развитию повышенной утомляемости, раздражительности, проявлении ранее скрытых черт агрессивности или, напротив, замкнутости, что свидетельствовало об экстремальности обстановки в целом. Тем не менее, люди продолжали с достаточно высокой степенью ответственности выполнять свой служебный и профессиональный долг, понимая, что в данной ситуации от действий каждого зависит судьба всех.
Особенно суровые условия отмечались на небольших судах-траулерах, где команда не превышала 30 человек, а санитарно-гигиенические условия обитания были значительно хуже, чем на плавбазе, где к услугам команды были не только более комфортабельные каюты, но и кинозал, бассейн, сауна, душевые, библиотека и более разнообразный контингент (экипаж около 600 человек). Самая тяжелая работа, несомненно, ложилась на матросов палубных траловых команд, которые в любые погодные условия, зачастую при температуре воздуха –10 – 20°, пронизывающем ветре и штормовых условиях вынуждены были нести очередную четырехчасовую вахту, работая на мокрой палубе с лебедками, тросами и механизмами тралов. И так изо дня в день, в течение всех долгих месяцев рейса. Интересно отметить, что негативные сдвиги в динамике психофизиологических показателей у экипажей траулеров в данном рейсе (плавбаза «Советская Россия», 1981 г.) были меньше выражены, чем у соответствующего контингента плавбазы. По-видимому, это объясняется тем, что относительно небольшой коллектив экипажа траулера отличается большей сплоченностью перед теми экстремальными факторами, которые определяли специфику антарктического рейса.
Здесь люди всегда, что называется, на виду друг у друга и менее болезненно могут реагировать на негативные проявления человеческих характеров в необычных условиях. В определенной мере здесь сказывался и более жесткий профотбор в экипаж, к тому же, как правило, экипажи траулеров работают по много лет вместе, хорошо адаптируясь к характерам и привычкам друг друга.
Среди прочих экстремальных факторов в экспедициях такого рода, несомненно следует выделить «фактор одиночества». Казалось бы: разнообразные характеры и типажи окружающих людей в экипаже должны вносить позитивную лепту в настроение и быт человека. И это, несомненно, так и есть. И все же человек, оторванный на длительный срок от дома, семьи, привычных забот и даже маршрутов, испытывает «синдром одиночества».
Большинство членов экипажей, с которыми в течение рейса проводились психологические тестирования, отмечали, что самым сильным негативным фактором являются не физические нагрузки, а оторванность от привычных условий жизни и особенно, от семьи и детей. Стресс одиночества может проявляться по-разному в разных условиях полной или относительной депривации, но, как правило, он может давать и самые неожиданные реакции в экстремальных условиях. Это необходимо учитывать при формировании коллективов, вынужденных заниматься профессиональной деятельностью в условиях с измененными параметрами физических и психологических нагрузок, что и характерно именно для экипажей судов дальнего плавания.
Аналогичные психологические нагрузки испытывают не только члены экипажей судов дальнего плавания, но и работники арктических и антарктических полярных станций, космонавты, экипажи современных атомных субмарин, уходящих в автономные плавания на много месяцев. С синдромом одиночества еще предстоит встретиться и будущим жителям первых подводных обитаемых сооружений. Разрабатывая критерии отбора и формируя экипажи, которым предстоит жить и работать в столь необычных, изолированных от привычных условий, местах необходимо психологический статус человека ставить в один ряд с его физическими и физиологическими данными, а в некоторых случаях даже отдавать психологии человека предпочтение. Уже неоднократно отмечалось, что сила духа человека выше его физической силы. Особенно в экстремальных ситуациях, связанных с проявлением фактора одиночества.
Анализ чрезвычайных ситуаций на судах и в экспедициях, связанных с длительной оторванностью от берега, показал, что пик экстремальных событий приходится на конец второй трети срока пребывания в рейсе и затем число сбоев, аварий и прочих негативных проявлений несколько снижается по-видимому, опять же в силу чисто психологического фактора, связанного с предстоящим возвращением домой. Автор, сам будучи участником нескольких длительных морских экспедиций, неоднократно отмечал эту особенность и в своих профессиональных исследованиях, и в личных человеческих ощущениях и переживаниях.
- Борис Тихонович Чувин Человек в экстремальной ситуации
- Аннотация
- Оглавление
- 1. Введение в проблему
- 2. Человек и среда обитания
- 1. Специфика человека в эволюционном ряду (от простейших до млекопитающих)
- Резюме к содержанию раздела
- 2. Антропогенный фактор и биосфера
- Резюме к содержанию раздела
- 3. Современные подходы к проблеме жизни и смерти
- Резюме к содержанию раздела
- 4. Оценка реалий и перспективы цивилизации
- Резюме к содержанию раздела
- 3. Человек и экстремальные ситуации
- 1. Диапазон адаптивных реакций человека
- Резюме к содержанию раздела
- 2. Факторы экстремума
- Резюме к содержанию раздела
- 3. Реальные модели экстремальных ситуаций
- Авария на Чернобыльской аэс
- Землетрясение в Армении (г. Спитак, 1988)
- Экстремум в рабочем коллективе
- Экстремум в семье
- Принцип конфликта
- 4. Биосоциальные аспекты чрезвычайных ситуаций
- Резюме к содержанию раздела
- 5. Формирование системы антиэкстремума (модель антиэкстремума)
- Резюме к содержанию раздела
- 6. Медицина экстремальных ситуаций
- Травматический шок
- Травма и оказание первой неотложной помощи при травме и травматическом шоке
- Раны и неотложная доврачебная помощь при ранениях
- Неотложная доврачебная помощь при термических поражениях
- Черепно-мозговые травмы и оказание первой помощи
- Первая неотложная помощь при травмах в области шеи
- Первая неотложная помощь при травмах грудной клетки
- Первая неотложная помощь при травмах органов брюшной полости
- Первая неотложная помощь при травмах позвоночного столба и таза
- Неотложная помощь при действии поражающих факторов ядерного оружия
- Лечение ран при отсутствии медикаментов
- Психологическая компонента экстремальной ситуации
- Резюме к содержанию раздела
- 7. Экспериментальные исследования медико-биологических проблем экстремальных состояний человека
- Экстремальные условия космических полетов
- Экстремальные условия гипербарической среды обитания
- Экстремальные условия длительных высокоширотных морских экспедиций
- Резюме к содержанию раздела
- 8. Нестандартный аспект проблемы
- Резюме к содержанию раздела
- 4. Человек в системе социума
- 1. Устойчивость как основной фактор саморегулирующейся системы
- 2. Психофизиология человека
- 3. Психофизиология стресса. Стресс экстремальных ситуаций. Профилактика стресса
- Резюме к содержанию раздела
- 4. Возможные механизмы и способы коррекции и самокоррекции в экстремальных ситуациях Испытание жарой и жаждой
- Испытание холодом
- Организация зимнего бивуака
- Испытание голодом
- Выбор пути
- Сплав по реке
- Фактор одиночества
- 5. Перспективы развития системы антиэкстремума
- 6. Земное эхо солнечных бурь
- 7. Заключение
- Литература
- Приложение
- Об авторе