logo

Резюме к содержанию раздела

Человек как существо биологическое обладает всеми присущими своему биологическому классу чертами организации, сформировавшимися на протяжении длительного пути эволюции.

Как существо социальное человек приобрел специфические черты организации, будучи глубоко встроен в структуры социума. И человек, и социум – системы саморегулирующиеся, являющиеся неотъемлемой частью среды био– и ноосферы. Социальные механизмы регуляции и саморегуляции отрабатывались в течение нескольких тысячелетий, и в настоящее время представляют собой ряд социальных институтов, регулирующих на правовом, законодательном и исполнительном уровнях взаимоотношения людей, коллективов, государств и межгосударственных организаций.

Наиболее характерной чертой организации и эволюции человека является наличие сознания – высшей формы существования материи. Элементы сознания присущи и другим представителям млекопитающих, стоящих ниже человека в эволюционном ряду. Способность сознания не только объективно но и абстрактно отражать сущности окружающего мира резко выделило человека в структуре биосферы, позволило ему не только приспосабливаться к условиям внешней среды, но и активно преобразовывать окружающий мир, приспосабливая его к своим насущным запросам и потребностям.

Активное вторжение человеческого и особенно коллективного сознания в биосферу создало предпосылки для деструктивных, дестабилизирующих процессов в окружающей среде, выразившихся в экологическом дисбалансе, социальной напряженности, возрастании фактора опасности со стороны технологически прогрессирующей цивилизации. Техногенные катастрофы, опустошительные по своим масштабам войны, экономические кризисы, социальные потрясения, революции, регионарные военные конфликты, нарастание угрозы ядерной катастрофы – все это говорит о том, что сознание и мышление человека, создавшее технократически развитую цивилизацию, не способно справиться с явлениями планетарного масштаба, порожденными им самим.

Проявления агрессивности начинают обретать характер религиозных, межконфессиональных и сектовых конфликтов. Затронуты самые глубинные, духовные уровни человеческого бытия. Серии прокатившихся по планете крупных международных терактов вскрыли внутренние глубокие причины, порождающие проявления в человеке скрытых до поры элементов агрессивности, присущих животному, биологическому началу и уходящих корнями в далекое прошлое, когда человек зубами и когтями, а затем каменным топором вынужден был отстаивать свое право на жизнь.

Сознание, выстроив пирамиду социума, все еще блуждает в своих подвалах, тщетно пытаясь найти выход из созданного им же самим лабиринта.

Биосоциальные аспекты чрезвычайных ситуаций затрагивают внутренние глубинные механизмы формирования мышления и сознания человека и настоятельно требуют новых, действенных, экстремальных мер от человечества, подошедшего к грани, за которой может произойти непоправимая катастрофа. Очевидно, что современные институты планетарного масштаба, такие, как ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО и т.д. уже не справляются с теми деструктивными проявлениями, которые особенно остро проявились во второй половине минувшего столетия. Требуется иная парадигма, иные коллективные усилия, иные подходы к решению экономических, социальных, юридических, правовых проблем в рамках государственных и международных мероприятий.

В центре рассматриваемой проблемы стоит человек, личность – главное звено в сложной и многоуровневой системе социума, динамика и устойчивость которого зависят от сознания и мышления каждого конкретного человека, от его понимания меры ответственности: не только перед своим временем, но и перед тем будущим, в котором предстоит жить его прямым потомкам.