logo

4. Биосоциальные аспекты чрезвычайных ситуаций

Как уже отмечалось выше, механизмы регуляции и саморегуляции социума изначально заложены в нем самом. Устойчивость, как один из основных факторов, характеризующих любую динамическую систему, обуславливается рядом процессов и механизмов, удерживающих в определенной последовательности элементы системы, сохраняющих связи между этими элементами и задающих алгоритм реакций системы на воздействие различных, в том числе и дестабилизирующих факторов внешней среды.

Социум – сложная система с определенной иерархией уровней, организации. Элементом (изначальным звеном) этой системы является человек – существо, с одной стороны, сохранившее в себе комплекс реакций и инстинктов, характерных для своего биологического класса, а с другой – в силу быстрого развития центральных отделов нервной системы и особенно коры больших полушарий мозга, получившее возможность резко выделиться среди других представителей высших млекопитающих, для которых также характерными свойствами являются коллективные проявления поведенческих реакций.

Бурный рост физических и умственных возможностей человека связан с использованием им вначале примитивных, а затем все более сложных орудий труда и производства. Вначале инстинктивное, а затем все более осознанное сопротивление стихийным силам природы в течение миллионов лет выработало механизм коллективного поведения и коллективного мышления, в которых проявляются элементы управления и регуляции в поисках оптимальных алгоритмов поведения в той или иной сложившейся ситуации. На уровне небольших коллективов (семей, племен) механизм управления поведением группы людей неизбежно предусматривает наличие организующего начала (глава семьи, рода, старейшина племени и т.д.), способного не только урегулировать текущие повседневные дела и заботы, но и противостоять в критических ситуациях, вызванных эндогенными или экзогенными факторами, стремлению к дестабилизации, разрушению коллектива и каждой личности, составляющей этот коллектив. В больших коллективах, насчитывающих сотни и тысячи людей, процесс регуляции и организации поведения усложняется прежде всего тем, что в таких группах неизбежно присутствуют как явные, так и скрытые лидеры, способные противостоять воле и характеру центрального организующего начала, а значит неизбежно создать конфликтную ситуацию. Потребовались тысячи лет, чтобы человечество сформировало механизмы управления в виде законов и правил, государства и права, кодексов, конституций, армии и полицейского аппарата. По сути, все эти институты преследуют одну глобальную цель – подчинение воли большинства условиям, выработанным в процессе эволюции социума, т.е. условиям, определяющим права и обязанности членов общества, регулирующим взаимоотношения людей во всех сферах жизнедеятельности. Интересно отметить, что Кодекс законов Римской республики, созданный более двух тысяч лет назад, в своей, основной части претерпел незначительные изменения, трансформировавшись в современные законы гражданского и уголовного Кодексов. Несомненно, все вышеперечисленные институты государства прошли длительный путь совершенствования и в настоящее время располагают более мощным и в то же время достаточно гибким аппаратом контроля и принуждения. Но что изменилось по существу?..

Мы наблюдаем современный мир человеческих страстей и взаимоотношений еще более изощренным, жестоким и необузданным, чем во времена крестовых походов. По-прежнему тотальным, но не окончательным средством разрешения конфликтов и споров являются войны, бессмысленно уносящие в небытие миллионы людей, пришедших в эту жизнь, чтобы созидать, сеять, любить и радоваться жизни, а не убивать и унижать, все более и более ожесточаясь.

Почему не срабатывают те самые эндогенные механизмы защиты и саморегуляции, о которых говорилось выше? Где же, наконец, то самое планетарное мышление, которое должно остановить хаос и саморазрушение изаставить людей жить по-человечески…

Прежде чем говорить о планетарном типе мышления, нелишне на страницах данной работы напомнить о том, что же такое – обычное человеческое мышление и сознание, которое формируется в каждом человеке и заставляет его совершать те или иные действия, в одном случае проявляющие лучшие черты человека разумного (!?), а в другом – черты жестокости и стремления к разрушению, не свойственные даже диким животным.

Этот экскурс необходим для того, чтобы в глубинных процессах, совершающихся в таинственных потемках мозга, отыскать путь, ведущий к разгадке тайны бытия, к возможности направленного управления поступками человека и в обычных и, тем более, в экстремальных условиях.

Именно в сознании и мышлении человека возникает, а затем реализуется в реальности модель любой, в том числе и экстремальной ситуации. Следовательно именно в особенностях глубинных процессов мышления и сознания необходимо искать причины того, что по сути и является предметом исследования данной работы – истоки чрезвычайных ситуаций и способы их преодоления.

Итак, мышление и сознание человека… Прежде всего необходимо подчеркнуть, что это не одно и то же. Определим сразу, что мышление есть механизм сознания. Мышление – есть способ, с помощью которого мозг формирует сознание. Крупнейший нейрофизиолог прошлого столетия Х. Дельгадо характеризовал сознание, как определенным образом организованную группу процессов в мозге, возникающих сразу же за воздействием интрапсихических (внутренних) и экстрапсихических (внешних) факторов.

Начнем с семантики, т.е. смыслового наполнения слова сознание. Приставка «со-» как известно, означает сопричастность с чем-либо: со-страдание, со-звучие, со-участие, со-знание, т.е. принадлежность определенных знаний человека (его тезауруса) к некому Знанию или Сверхзнанию.

Осмысленное (наполненное смыслами) представление о событиях и объектах окружающего мира, формирующееся в человеке по мере его развития, расширения и углубления его опыта, мы и определяем, как сознание.

В то же время, в сознание человека входит определенный массив информации, являющейся не только результатом личного опыта, но и представлений, обобщений других людей, т.е. коллективного мышления и сознание. Отличительной чертой современной цивилизации является не только представление о сущностях реального мира, но и формирование коллективно организованных потоков и массивов информации планетарного (Интернет) и, отчасти, уже космического уровней.

Сознание и мышление формируются в мозге – факт, не вызывающий сомнения, хотя известно, что и в других органах и тканях организма, во всех его клетках также происходит обмен информацией между отдельными элементами организма. Мозг человека представляет собой необыкновенно сложную структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов – нейронов, клеток, способных воспринимать, обрабатывать накапливать извлекать информацию.

Специфической чертой нейрональных структур является именно способность к операциям с информацией, афферентные потоки которой достигают мозга от рецепторных элементов сомы. При этом, обработка информации происходит в соответствии с определенными программами, заложенными, как в каждом отдельном нейроне, так и в их совокупностях: ядрах, ганглиях, цепочках, отделах мозга, чтобы в виде эфферентных (обратных) потоков достигать исполнительных органов и структур, выстраивая комплексы простых или сложных ответных поведенческих реакций организма на воздействие любых, обычных или экстремальных факторов внешней среды. Отсюда следует вывод, что для возникновение формирования и развития сознания и мышления необходимо наличие специфической физиче ской структуры –матрицы с особыми свойствами, позволяющими определенным образом организовывать информационные потоки, в результате чего в структурах мозга возникаютобразы реальных событий и объектов окружающего мира, т.е. то, что мы и называем СОЗНАНИЕМ.

Можно допустить, что сознание – это фрагмент пространства-времени, который определенным образом структурирован, очерчен физическими структурами мозга, наделен свойством самовыражения и способен к активному взаимодействию с реалиями окружающего мира. Можно предположить наличие многомерной геометрии сознания, поскольку сознание – несомненно, сложная и высокоорганизованная структура, погруженная (через структуры мозга) в структуры Мироздания. Если рассматривать человека в эволюционном ряду млекопитающих, то можно прийти к однозначному выводу: мозг человека, его мышление и сознание появляются на определенном этапе эволюции сомы и являются необходимым условием для формирования адаптивных реакций в постоянно меняющихся условиях среды. От простейших ганглиев плоских червей до ЦНС человека – вот путь, который прошла в эволюции нервная система, чтобы сформировать, наконец, структуру, способную не только конкретно, но и абстрактно оценивать объекты и события окружающего мира. «Мозг» улитки тоже оценивает события и объекты и тоже сформирует комплекс адаптивных ответных реакций, но он, так же, как мозг собаки или шимпанзе, не способен выстраивать конструкции, специфически, абстрактно отражающие реальные события.

Мозг этих животных, несмотря на поразительное сходство с человеческим мозгом в строении нейронов и динамике процессов, в них происходящих, отражает конкретные события и объекты, оценивая только их биологическую (!) значимость. Разумеется, и собаки, и шимпанзе, и другие представители высших млекопитающих способны к сопереживаниям, им свойственна эмоциональная окраска поведенческих реакций. Более того, в экстремальных ситуациях животные проявляют черты поведения, во многом напоминающие действия человека. И все же их «мышление» и «сознание» всегда конкретно. А потому и более примитивно по сравнению с человеческим. Хотя клеточные и мембранные механизмы, лежащие в основе информационных преобразований у животных, совершенно схожи с таковыми у человека.

Человеку свойственно размышлять... о себе, об окружающем мире, о странных и, порой, необъяснимых явлениях. При этом заметим, что мысль, как таковая, возникает и формируется либо через словесное выражение, либо в виде образов, чаще конкретных, но порой, весьма расплывчато и туманно очерчивающих сам объект размышления.

С появлением второй сигнальной системы все большее значение для формирования сознания и мышления начинает играть смысловое наполнение слов, из которых складывается конкретный образ или абстрактное представление. В замечательно интересной и глубокой по существу работе «Вероятностная модель языка» В.В. Налимов подчеркивает именно эту особенность сознания и мышления человека. Поиск и раскрытиесмыслов вещей и событий – вот цель мышления и сознания человека. Эта мысль красной нитью проходит через всю книгу ученого, являя собой не только одаренного математика, философа, лингвиста, но и пример чрезвычайно организованного мышления, подчиненного одной цели – раскрытию тайны Мироздания.

Необходимость в коммуникативной обработке потоков информации, особенно в наш компьютеризированный и насыщенный бурными событиями век, придает особую значимость смысловому наполнению слова, т.е. его семантике. Представления о наличии семантических (смысловых) полей пространства уже не кажутся нам сегодня чересчур экстравагантными и абстрактными.

С позиций самых современных достижений теоретической и прикладной физики, математики, информатики и кибернетики эти поля и структуры представляются тем матриксом, на котором и разворачивается сегодня грандиозное и многообещающее явление планетарного сознания.

Сознание и мышление человека сегодня работают на границах возможного в области макро– и микромира. Сознание как бы подошло к той невидимой черте, за которую уже «не пускает» известная теорема К. Геделя. Математический аппарат ее довольно сложен: «Для этого необходим язык суперуровня, т.е. мышление и сознание более высокого уровня организации. Еще проще: мозг, мышление и сознание человека, исследуя себя, априори ограничен своими возможностями. Чтобы понять, что же такое в действительности мозг человека, его мышление и сознание, необходим иной, более высоко организованный мозг и более высоко организованные мышление и сознание, которое, вполне вероятно, может быть присуще представителям иных, более высокоорганизованных цивилизаций».

То внутреннее напряжение в социальной сфере человеческой цивилизации, которое по сути и является причиной возникновения и нарастания конфликтных, чрезвычайных ситуаций, требует настоятельного пересмотра многих постулатов организации общества, его представлений о ключевых проблемах человечества, т.е. изменения парадигмы сознания.

Дуализм физических элементов мироздания заключается не только в двойственности объектов типа «волна – частица». Если представить мысль (композицию слов или образов) в виде структуры, возникающей в нейронных сетях мозга, то эта структура может иметь, как дискретный, так и протяженный характер. Локальность мысли заключена в ее смысловом керне. Протяженность – в некоей связке с другими смыслами, включенными в структуру мысли. Если мысль – конструкция, то должны быть не только блоки этой конструкции, но и «кирпичики», кванты, из которых формируется конструкция мысли. Такими квантами могут быть, согласно концепции, развиваемой И.И. Юзвишиным и его школой, информационы – структуры с наименьшим объемом информации, содержащей определенный смысл.

Возможно, это могут быть ячейки смыслового поля (по В.В. Налимову), возможно, еще какие-то сущности, содержащие информацию в ее минимальном выражении. Во всяком случае, условно можно называть их информационными квантами. Но тогда мы должны допустить, что мышление человека – лишь механизм (пусть и очень сложный), позволяющий, на канве нейрональных структур выстраивать из отдельных ячеек-квантов многообразные и постоянно меняющиеся узоры мыслей, а сознание – уже более сложная конструкция, включающая блоки и элементы памяти (генетической, оперативной, долгосрочной и т.д.). Однако не исключено, что мозг человека в процессе мышления может и сам создавать, генерировать смысловые кванты-ячейки, вводя их в пространственно информационные структуры, или изменяя конструкцию уже существующих смысловых полей. Это только гипотеза, но на ней стоит задержать внимание, поскольку принципиально важно понять; мозг человека, его мышление лишь «распаковывают» ячейки, с изначально заложенными в них смыслами, или возможен самостоятельный, индивидуальный, творческий процесс конструирования мыслей, сознания и преобразования информационно-смысловых полей и структур Мироздания. Автор придерживается именно данной интерпретации: мышление каждого человека сугубо индивидуально, благодаря способности мозга создавать свой неповторимый творческий узор сознания, отражающего не только внешние очертания объектов и процессов окружающего мира, но и глубинные структуры этих объектов и процессов. Если бы мозг лишь использовал уже готовые ячейки-кванты смысловых полей, то мышление представлялось бы всего лишь формализованным перебором невообразимо большого (бесконечного) числа элементов и вариантов и не привносило бы в информационные структуры Мироздания своей чисто человеческой специфики.

Здесь еще раз необходимо подчеркнуть, что столь подробный и обстоятельный экскурс в проблемы мышления и сознания необходим, чтобы сформировать логику и алгоритм поисков принципиально иных, более действенных методов управления процессами, провоцирующими возникновение экстремальных ситуаций, используя именно особенности глубинных механизмов мышления и сознания человека, особенности индивидуального и коллективного мышления.

Согласно общепринятой на сегодняшний день нейрофизиологической концепции, информация передается в нервных структурах (нейронах, аксонах, дендритах, синапсах) в виде биоэлектрических сигналов (импульсов), возникающих в соме нейрона вследствие сложных биофизических процессов перераспределения ионных потоков (К, Na, Ca, Cl) через мембрану клетки. Фундаментальные работы Экклса, Брейзье, Хочкина и Хаксли, Бернштейна и других исследователей раскрыли динамику процессов, происходящих в нейронах и их отростках в момент генерации нервного импульса и при его распространении от сомы нейрона по аксону к исполнительным органам. Но мы не можем однозначно утверждать, что биоэлектрический сигнал – это главная и единственная компонента в передаче и обработке информации в структурах ЦНС. Не исключено, что регистрируя вызванный потенциал, мы всего лишь регистрируем «ветер за промчавшимся автомобилем», а сам процесс передачи информации в нервной системе является сложным, многокомпонентным и многоуровневым феноменом, включающим как конкретные механизмы мембранных молекулярных перестроек, так и волновые электромагнитные механизмы, биосолитонные компоненты, голографические процессы. По-видимому, действительная картина формирования той сущности мозга, которую мы называем мышлением и сознанием, намного сложнее и глубже, чем вся совокупность биоэлектрических процессов, происходящих на мембранах структур нервной системы. Логичнее допустить, что обмен квантами информации между отдельными нейронами и нейрональными ансамблями осуществляется с помощью волновых механизмов. Мысль, раскрывающая смысловую ячейку, по-видимому, формируется как своеобразный волновой пакет, устойчивое и локализованное в пространстве «волновое тело». При этом последовательность биофизических и биохимических процессов, происходящих в нейрональных молекулярных и субмолекулярных структурах, запускается программой, заложенной как в каждом отдельном нейроне, так и в нейрональных группах (ядрах коры и подкорки), сформированных в процессе эволюции нервной системы.

Сейчас мы подошли к важному моменту, ради которого, собственно и были столь подробно рассмотрены механизмы формирования мышления и сознания.

Итак, мышление и сознание, являющиеся отличительной, наиболее характерной чертой человеческой организации, есть не что иное, как реализация ряда программ, формирующих в ЦНС картину, отражающую события внешнего мира. В числе этих событий могут быть процессы, соотнесенные сознанием с экстремальными проявлениями окружающей среды. При этом само чрезвычайное событие может сформировать в ЦНС человека не только некую картину (модель), но дать начало развития процесса стрессорного состояния. Таким образом возникают два самостоятельных очага экстремума: первый (инициирующий) во внешней среде, а второй (индуцированный) в ЦНС человека. Каналы связи, механизмы формирования уже рассматривались нами выше. Важно отметить следующий аспект: те процессы, которые в сознании и мышлении человека составляют паттерн экстремальной ситуации (включая внешний и внутренний, нервно-психический фрагмент), автоматически включают механизм формирования в ЦНС системы антиэкстремума. После того, как будет произведена оценка ситуации и сформирована ориентировочная реакция, вступает в действие фаза формирования ответной реакции, запускается механизм ее реализации и вся системаэкстремум – антиэкстремум переходит в следующую фазу промежуточного состояния, в котором снова производится оценка ситуации, вводится поправка и формируется очередной этап поведенческой реакции и т.д. вплоть до окончательного результата. Доминирующая роль в развитии или ликвидации экстремальной ситуации принадлежит сознанию и мышлению человека, являющегося прямым или косвенным участником экстремальной ситуации. Следовательно, можно говорить об оптимальных режимах работы ЦНС, мышления и сознания в процессе решения возникшей задачи, т.е. возможности коррекции процесса.

Человек как существо социальной ориентации вынужден следовать определенным выработанным социумом нормам и правилам поведения. В целом – это правила ограничивающего, сдерживающего, контролирующего плана. В то же время как суще ство биологическое человек постоянно стремится к преодолению сдерживающих начал и ограничений. Доминанта свободы превращается в фантом и служит инициатором внутреннего напряжения, т.е. становится предпосылкой чрезвычайной или конфликтной ситуации.

И снова примат мышления и сознания может разрешить ситуацию или, напротив, обострить ее, довести до абсурда и по сути, спровоцировать конфликт или чрезвычайную ситуацию. При этом, масштаб ситуации зависит как от объективных (экзогенных) факторов, так и от субъективных (эндогенных) факторов личностного и коллективного проявлений.

Вышесказанное можно проиллюстрировать схемой 23, где показаны связи и взаимоотношения различных составляющих сущности человека, как существа биологического и социального одновременно. Конфликтное, дестабилизирующее начало возникает вследствие рассогласования в мышлении и сознании человека биологического и социального начала.

Следует подчеркнуть, что мышление и сознание человека, независимо от его социального статуса, вероисповедания, положения в обществе, интеллекта и прочих составляющих, может служить как организующим, стабилизирующим началом, так и дестабилизирующим, провоцирующим возникновение чрезвычайной, или конфликтной ситуации.

Схема 23

Биосоциальная организация человека в формировании чрезвычайной ситуации