Пояснительная записка
Детские болезни - область клинической медицины, изучающая патологию детского возраста, а также диагностику, профилактику и лечение детских заболеваний с учетом возрастных особенностей организма ребенка.
Цель и задачи дисциплины
Цель изучения. Дать студентам фундаментальные знания патологии детского организма с его возрастными особенностями и научить владеть необходимыми практическими умениями в диагностике, лечении и профилактике детских заболеваний.
Задачи. Изучение каждой нозологической формы заболевания ставит задачи, предполагающие усвоение следующих вопросов:
•Информация об истории вопроса.
•Общая характеристика (определение болезни), классификация. Место в структуре заболеваемости и смертности.
•Этиология.
•Патогенез заболевания и основных симптомокомплексов болезни.
•Клиническая симптоматика. Возрастные особенности заболевания.
•Течение. Исходы. Осложнения.
•Основные и вспомогательные лабораторные и инструментальные исследования, их диагностическая и дифференциально-диагностическая ценность.
•Лечение в зависимости от тяжести, стадии процесса, возраста больного.
•Профилактика.
Обучение проводится на кафедре детских болезней. Во время обучения на лекциях, семинарах и практических занятиях студенты осваивают вопросы этиологии, патогенеза, клинической картины, методов диагностики, лечения и профилактики наиболее часто встречающихся соматических заболеваний детей и подростков. Проходя обучение на базе детских отделений больниц, родильных домов и специализированных отделений, студенты закрепляют полученные ранее пропедевтические умения обследования ребенка, изучают основные симптомы заболеваний, проводят физикальное обследование пациентов, определяют необходимый перечень диагностических исследований, сами осуществляют ряд исследований, оценивают полученные результаты, проводят дифференциальный диагноз, составляют алгоритм лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий, подбирают соответствующие медикаментозные препараты, рассчитывают дозу лекарств в зависимости от тяжести и стадии заболевания, возраста, массы и поверхности тела ребенка и назначают питание.
Учебный процесс проводится с использованием цикловой системы обучения. На лекциях рекомендуется больше внимания уделять вопросам этиологии, патогенеза, механизм развития отдельных синдромов и симптомов. На практических занятиях – более подробно изучать клинические проявления, диагностические алгоритмы, дифференциальную диагностику, вопросы лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий.
По окончании цикла лекций и практических занятий на V курсе (в 10 семестре) предусмотрено проведение контроля знаний и умений в виде рубежного экзамена. По окончании 6 курса (в XII семестре) студенты проходят итоговую государственную аттестацию по педиатрии.
Итоговая государственная аттестация по педиатрии является интегрированной и трехэтапной. В нее входят междисциплинарный тестовый контроль знаний, контроль практических умений и собеседование, включающее решение типичных ситуационных задач. Все этапы итоговой государственной аттестации включают вопросы пропедевтики, детских болезней, детских инфекционных болезней, детского туберкулеза и поликлинических аспектов оказания медицинской помощи детям и подросткам, включая методы неотложной терапии, реабилитации и диспансеризации детей и подростков. Составной частью итоговой государственной аттестации выпускников являются также теоретические и смежные дисциплины - биохимия, гистология, детская неврология, оториноларингология, офтальмология, дерматология и другие.
Темы, не вошедшие в программу, но требующие изучения в связи с региональными или другими причинами, можно вынести на элективный курс или перенести на последипломный этап обучения.
Элективные курсы составляют 60 часов и состоят из лекций (8 час.) и практических занятий (52 час.).
В соответствии с новым учебным планом (март 2000 г.) подготовки студентов педиатрического факультета ГБОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития России обучение дисциплине «Детские болезни» проводится на IV, V и VI курсах в объеме 585 часов.
По учебному плану ГБОУ ВПО СОГМА детская эндокринология выделена в самостоятельный курс на другой кафедре. Физиотерапия преподается на кафедре физиотерапии и медицинской реабилитации, имеющей свой учебный план и отдельную программу.
- Пояснительная записка
- 2. Требования к уровню усвоения дисциплины
- I. Знать:
- II. Уметь:
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4. Содержание дисциплины
- Vιιι семестр
- Xι семестр
- Vιιι семестр
- Xι семестр
- Xιι семестр
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 5.1 Основная литература
- 5.2 Дополнительная литература
- 5.3 Средства учебно-методического обеспечения
- 6. Учебно-методическая карта дисциплины
- 7. Самостоятельная работа студентов
- 8. Протокол согласования рабочей учебной программы с другими дисциплинами специальностей
- 9. Контроль знаний студентов Перечень вопросов Неонатология
- Патология детей раннего возраста
- Патология детей старшего возраста
- Гематология
- Тестовый контроль Патология детей раннего и старшего возраста
- Спазмофилия
- 8. Предрасполагающими факторами к развитию спазмофилии являются
- Хронические расстройства питания у детей раннего возраста
- Эталоны ответов:
- Атопический дерматит. Понятие о конституции. Аномалии конституции
- Железодефицитные анемии
- Эталоны ответов:
- Бронхиты у детей
- Острые пневмонии у детей
- Эталоны ответов:
- Эталоны ответов:
- Хронические пневмонии
- Эталоны ответов:
- Гастриты, гастродуодениты
- Эталоны ответов:
- Тестовый контроль;
- Эталоны ответов:
- Тема: ревматизм у детей
- Тема: врождённые пороки сердца
- Эталоны ответов
- Тема: гломерулонефриты у детей
- Эталоны ответов:
- Тема: пиелонефриты у детей
- Эталоны ответов:
- Тема: эмбриофетопатии новорожденных
- Эталоны ответов
- Эталоны ответов
- 4. Заболевание
- Тема: желтухи новорожденных
- Эталоны ответов
- Эталоны ответов
- Тема: неинфекционные заболевания кожи новорожденных
- Эталоны ответов
- Тема: заболевания желудочно-кишечного тракта новорожденных
- Эталоны ответов
- У новорожденных
- Эталоны ответов
- Тема: анемии новорожденных
- Эталоны ответов
- Тема: респираторная патология новорожденных