logo
Суд

Расстройства мышления

Мышление – это психический процесс, заключающийся в обобщенном отражении существенных сторон предметов и явлений объективного мира и их внутренних взаимосвязей.

Мышление – целенаправленная система идей, символов и ассоциаций, возникающая в процессе выполнения задачи и приводящая к выработке правильного решения.

Мышление нормально, если его результатом является логическая система выводов.

Расстройства мышления встречаются при самых различных психических заболеваниях. Наиболее частыми формами нарушений мышления являются следующие:

Ускорение мышления – легкость появления и увеличение количества ассоциаций, возникающих безостановочно, сочетается с поверхностными умозаключениями, основанными на случайных связях. Постоянны отвлекаемость от основной темы и непоследовательность высказываний. Образные представления и сравнения доминируют над отвлеченными. Иногда ускорение мышления достигает интенсивности – скачки идей, происходит непрерывная смена одной незаконченной мысли другой.

Замедленное мышление – число ассоциаций уменьшается, они возникают с трудом. Сознание обеднено представлениями, их содержание однообразно. Часто переносится очень тягостно. Больные говорят в таких случаях, что поглупели или отупели.

Бессвязное (инкогерентное) мышление – речь представляет собой набор не связанных смыслом или грамматическим строем слов.

Обстоятельность (грузность) мышления. Ассоциации, раз возникнув, надолго не могут исчезнуть из сознания, что мешает появлению новых ассоциаций. Продуктивность мышления снижается. Характерно застревание на несущественных деталях, неумение выделить главное.

Резонерское мышление (резонерство). Подмена четких и ясных ответов пространственными и бесплодными рассуждениями на тему заданного вопроса или на темы, не имеющие к вопросу никакого отношения. Обычно сочетается с многословностью.

Персеверация мышления. Доминирование в сознании ограниченного числа мыслей и представлений, в связи с чем на разные по содержанию вопросы может быть дан в течение определенного времени только один ответ. Например:

- "Как Вы себя чувствуете?" – Плохо.

- "Что у Вас болит?" – Плохо и т.д.

Бред (бредовые идеи) – сложное суждение (умозаключение), возникающее без соответствующих поводов; оно не поддается разубеждению, несмотря на то, что противоречит действительности и всему предшествующему опыту заболевшего. Бред противостоит любому всякому вескому доводу, чем отличается от простых ошибок суждения. Бредовые суждения психически больных всегда так или иначе относятся к ним самим – их жизненному опыту, стремлениям, опасениям, желаниям, знаниям.

По своей психологической структуре и особенностям динамики бред можно разделить на три основные группы:

- первичный;

- образный;

- аффективный;

Первичный бред. При нем страдает в первую очередь логическое познание, в то время как чувственное (образное) поражается незначительно. Патологическому толкованию (интерпретации) подвергаются как явления внешнего мира, так и субъективные ощущения. Ложные суждения, подкрепленные доказательствами, разработаны в деталях. Первичный бред стоек и имеет склонность к прогрессирующему развитию. Длительное время первичный бред может существовать в качестве единственного явного признака психического заболевания. Различают следующие его этапы (периоды): инкубация, кристаллизация, стереотипизация, терминальный этап.

В период инкубации возникают догадки, предположения, самые разнообразные сопоставления; патологически толкуются происходящие в данный момент события, человеческие взаимоотношения, собственные ощущения и чувства. Возникает много новых, разрозненных, непонятных, порой противоречивых умозаключений.

Недоверие и настороженность ко всему, что окружает постоянны. Фон настроения определяется напряженностью, тягостными предчувствиями, неглубокой тревогой, нередко известной угнетенностью. Французские психиатры сравнивают состояние таких больных с тем, которое наблюдается у лиц, находящихся под следствием. В период инкубации бреда, в отдельные моменты у больного еще колеблется стойкая непоколебимая уверенность в правильности своих умозаключений. Они подвергаются сомнениям; может возникать смутное чувство допущенных здесь ошибок. Время от времени появляется мучительное предчувствие грозящей катастрофы; все исполнено новым непонятным смыслом, все таит угрозу – это так называемое бредовое настроение. Возникая в форме эпизодов, бредовое настроение может быть одним из симптомов перехода начального периода – инкубации в следующий этап развития – этап кристаллизации бреда.

В начальный период второго этапа больные испытывают "озарение", "прозрения", "откровения". Исчезает гнетущее состояние неясности, "все становится понятным". В период кристаллизации происходит объединение в систему прежних разрозненных фактов. Система расширяется за счет все увеличивающихся в своем числе новых представлений, а также патологического истолкования событий прошлой жизни – ретроспективный бред. Создается разработанная в деталях бредовая концепция. В период кристаллизации бреда явно и на продолжительные периоды изменяется поведение больных. Оно теперь может целиком зависеть от особенностей бреда. Если раньше избегали открытых столкновений с мнимыми недоброжелателями или просто врагами, то теперь переходят к активным действиям против них – "симптом активного преследуемого – преследователя". В одних случаях больные ограничиваются многочисленными жалобами и проявляют сутяжное поведение, в других, более редких, случаях – пытаются физически уничтожить своих противников. Бредовое поведение больного с первичным бредом французские психиатры выражают следующей краткой фразой: "он избегает, он защищается, он нападает".

В период стереотипизации бред как бы отливается в одну форму, усложнения его содержания не происходит, а аффективная насыщенность значительно уменьшается. Однако периодически происходят обострения психического состояния, в периоды которых часто могут совершаться противоправные действия.

В терминальном периоде, наступающем спустя многие годы и даже десятилетия после начала болезни, происходит постепенное обеднение бреда и его распад.

Первичный бред может иметь самое различное содержание. В процессе его развития обычно происходит усложнение первоначального содержания и бред из монотематичного становится политематичным. Обычно это усложнение идет в направлении нарастания идей преследования, если только они не существовали с самого начала. Сам же бред преследования усложняется преимущественно за счет идей величия. В судебно-психиатрической практике наибольшее значение имеют бредовые состояния со следующим содержанием бредовых идей: ревность, ипохондрия, преследование, воздействие, отравление, ущерб, изобретательство, величие, бредовые идеи эротического и сутяжного характера.

Бред ревности (супружеской неверности) – непоколебимая убежденность, что лицо, с которым больной находится в супружеских или интимных отношениях, изменяет ему с одним или несколькими лицами. Он "замечает", что близкий человек становится невнимательным, проявляет холодность в интимных отношениях и просто уклоняется от них. Одновременно ему начинает казаться, что тот более внимательно следит за своей внешностью, приходит домой позже обычного времени, выглядит необычно оживленным и смущенным. Со временем больной "обнаруживает", что свидания происходят и вне дома, и в домашней обстановке. Он начинает следить за действиями близкого ему человека, внезапно звонит по телефону на работу, является домой во внеурочное время, проверяет белье и т.п. Постоянны упорные требования больного признать факт измены, угрозы. Бред ревности порой выливается в жестокие насильственные действия, чаще всего убийство близкого человека.

Ипохондрический бред (бред болезни) – непоколебимое убеждение лица в имеющемся у него тяжелом или неизлечимом заболевании. Поведение больных различно. Одни упорно разрабатывают методы самолечения. Другие постоянно обращаются к врачам самых различных профессий, требуя обследования и лечения. Такие больные начинают подозревать врачей в плохом к себе отношении, даже в том, что не кто иной, как врач, является виновником его страдания. Насильственные действия против медицинских работников в таких случаях нередки. Разновидность ипохондрического бреда – бред физического недостатка или уродства – дисморфофобия. Обычно он касается видимых частей тела – лица, рук, ног, фигуры. Для исправления мнимого физического дефекта больные прибегают к опасным методам самолечения или упорно требуют операций, в том числе и повторных.

Бред преследования  – непоколебимое убеждение больного в том, что ему хотят нанести физический или моральный вред или просто добиться его гибели.

Бред воздействия – непоколебимое убеждение лица, что его мысли, чувства и поступки подвергаются воздействию внешней силы, которая в ряде случаев получает точное определение – воздействие людей, гипноза, электричества, атомной энергии, ультразвука.

Бред отравления – непоколебимое убеждение в том, что для нанесения вреда физическому состоянию больного или с целью его уничтожения тайно применяются всякие ядовитые вещества, добавляемые в употребляемую больным пищу, рассыпаемые или распыляемые в воздухе тех помещений, где он находится, на предметы мебели или одежду, которыми он пользуется.

Бред ущерба – непоколебимая убежденность в сознательном нанесении больному материального вреда, чаще всего путем порчи, подмены или воровства личных вещей, мебели и продуктов питания. Бред ущерба чаще всего распространяется на лиц ближайшего окружения, в связи с чем его нередко определяют как бред малого размаха.

Бред изобретательства – непоколебимое убеждение в том, что сделано теоретическое или практическое открытие, имеющее необычное и даже универсальное значение, и его внедрение облагодетельствует человечество. Всегда сопровождается необычно упорным сутяжным поведением.

Бред величия – неправдоподобно-грандиозное преувеличение больными своих духовных и физических сил, здоровья, социального положения и связанных с ними возможностей.

Бред эротический (любовный) – непоколебимая убежденность в том, что определенное лицо испытывает к нему любовную страсть и стремится любыми, даже наносящими больному вред, способами добиться его расположения.

Бред сутяжный – непоколебимая идея борьбы за восстановление попранной справедливости, в частности защиты нарушенных прав больного.

Бред образный  – при нем доминирует нарушение чувственного познания. Бредовые идеи возникают без всякой системы, нередко хаотично. Они не доказываются, а воспринимаются как данность, например, – "я знаю, что меня хотят убить". Господствуют образные представления, напоминающие по своей наглядности и непоследовательности грезы и картины сна. Сознание заполнено ими. Окружающее воспринимается так, как это бывает при иллюзиях. Образный бред всегда сочетается с другими расстройствами. Резко нарушается поведение. Поступки больных непоследовательны и часто носят импульсивный характер (вскакивают на ходу в проходящий транспорт, внезапно спрыгивают с него на полном ходу, бегут не разбирая, совершают внезапные нападения). Могут возникать галлюцинации, проявляться элементы синдрома Кандинского-Клерамбо, вкрапливаться эпизоды расстроенного сознания. Образный бред всегда сопровождается выраженными изменениями аффекта, чаще в форме напряженной тревоги.

Разновидностями образного бреда являются бред инсценировки и бред значения. При бреде инсценировки больные говорят, что кругом все подстроено, их разыгрывают, происходит киносъемка; окружающие люди совсем не те, за кого себя выдают, все их поступки имеют непосредственное отношение к больному; его проверяют, обучают, воспитывают. При бреде значения все окружающее принимает символическое значение – черный цвет означает скорую смерть больного; молодая женщина символизирует спасение и т.д. Этот и иной смысл окружающего очень изменчив. В ряде случаев все воспоминания и восприятия окружающего (предметы, люди, события) получают фантастическое содержание и обозначение. При этом возникает антагонистический бред, при котором все воспринимается как борьба вокруг личности заболевшего двух противоположных сил – добра и зла. Для образного фантастического бреда характерны идеи величия, идеи религиозно-мистического, эротического, а в ряде случаев космического содержания (атомная война, стихийные бедствия, государственные перевороты и т.п.).

Аффективный бред. Своим содержанием отражает господствующий аффект и в большей степени приближается к образному бреду, то есть при нем преобладает нарушение чувственного познания. Логический элемент в нем незначителен. Среди депрессивных форм бреда чаще всего встречается бред самообвинения и греховности – убежденность в совершении тяжких, аморальных поступков. При бреде самоуничижения моральные и физические качества больного имеют только отрицательные свойства. При бреде обнищания  существует убежденность в скором или уже имеющемся лишении всех материальных средств. В ряде случаев депрессивный бред  имеет фантастическое содержание: больной погубил весь мир, никогда не умрет и т.д. – это бред Котара. Когда больные убеждены в том, что их внутренности или организм в целом подверглись разрушению, говорят о нигилистическом бреде. Все разновидности депрессивного бреда очень бедны деталями, разработка их содержания обычно отсутствует.

Среди экспансивных форм бреда чаще всего возникают идеи величия, реформаторства, исключительных моральных и физических возможностей.

От бредовых идей нужно отличать  сверхценные идеи  и  бредоподобные фантазии.

Сверхценные идеи – суждения, возникающие благодаря реальным обстоятельствам. Сопровождаемые необычно сильной, действительно существующей аффективной окраской, они в последующем получают на продолжительные сроки стойкое доминирующее положение по сравнению со всеми остальными мыслями и представлениями.

Бредоподобные фантазии  – появление в условиях психотравмирующей ситуации, в частности, при аресте, следствии или вскоре после начала срока содержания под стражей, разнообразных по содержанию высказываний, в которых наличествуют идеи величия, преследования, ущерба, самообвинения, высказывания авантюристического или мегаломанического содержания. По сравнению с бредом, они лишены непоколебимой уверенности, изменчивы в своем содержании, зависят от внешних моментов, часто отражают затаенные страхи и желания; сопровождаются рассчитанными на окружающих поведением с элементами игры и театральности; исчезают под влиянием внешних условий, например при переводе из тюрьмы в больницу.

Навязчивые идеи – непроизвольно и непреодолимо возникающие мысли, представления, воспоминания, сомнения, страхи, влечения, движения, действия, болезненный характер которых осознается, критически оценивается и с которыми субъект постоянно стремится бороться. Навязчивые состояния с известной условностью разделяют на две группы - отвлеченные, не сопровождаемые выраженным аффективным компонентом, и образные, при которых аффективные расстройства постоянны.

Отвлеченные навязчивости – навязчивый счет (счет этажей в зданиях, счет проезжающих мимо машин и т.п.); навязчивые припоминания (имен, телефонов, определений), навязчивое мудрствование (умственная жвачка) – возникновение вопросов абстрактного содержания, обращенных к самому себе. Каждый такой вопрос влечет за собой возникновение нового: "Что такое Земля? Где верх и где низ Земли? Почему люди не падают, когда ходят по Земле?" и т.д.

Среди аффективных навязчивостей выделяют следующие. Навязчивые сомнения – непроизвольно возникающая мучительная неуверенность в правильности и завершенности совершаемых действий сопровождается их многократной проверкой и повторением. Например, больной десятки раз возвращается, чтобы проверить, хорошо ли заперта входная дверь. Навязчивые хульные мысли, циничные слова и выражения, возникающие по отношению к тем, к кому относятся с уважением. Навязчивые воспоминания  – неотвязное воспоминание какого-либо неприятного или мучительного события прошлого. Навязчивые влечения  – появление вопреки воле и желанию стремления совершить то или иное, зачастую опасное, действие – ударить находящегося рядом человека, броситься под идущий мимо транспорт и т.д. Навязчивые действия  – движения, совершаемые помимо желания, например периодическое подергивание плечами.

Навязчивые страхи (фобии) – наиболее распространенная форма навязчивых состояний второй группы. Содержание фобий крайне разнообразно: страх перехода улиц и площадей, страх оставаться одному в закрытом помещении, страх острых предметов, высоты, покраснения и т.д. Возникновение аффективно окрашенных навязчивостей всегда влечет за собой появление вегетативных симптомов – тахикардии, потливости, побледнения, головокружения, одышки.

Навязчивые состояния  часто сопровождаются ритуалами-действиями, которые производят для предупреждения мнимого несчастья: страдающий страхом загрязнения через определенные промежутки времени моет руки; больной, прежде чем сесть, обязательно несколько раз повернется кругом и т.п.

Импульсивные состояния  – включают в себя импульсивные действия и импульсивные влечения.

Импульсивные действия  выполняются без борьбы мотивов. Возникают при наличии выраженных расстройств психической деятельности – при образном бреде, состояниях помраченного сознания, кататоническом возбуждении, меланхолическом раптусе. Характеризуется внезапностью и безмотивностью появления, выполняются автоматически. Больной подбегает и наносит незнакомым людям удары, кидает ребенка в воду, совершает агрессивные поступки в отношении неодушевленных предметов – рубит стену дома и т.д.  

Деперсонализация, дереализация, растерянность. Объединяются преобладанием изменения восприятия собственного "я", окружающего или того и другого одновременно.

Деперсонализация  – расстройство самосознания (самовосприятия своего "я") с характером изменения или отчуждения своих психических или физический свойств.

Дереализация – расстройство восприятия реальности и действительности окружающего, которое кажется отдаленным, безжизненным, неподвижным, застывшим, неотчетливым, бесцветным. К дереализационным расстройствам некоторые психиатры относят феномен "уже услышанного, пережитого, виденного", напротив, хорошо знакомое кажется возникшим впервые.

Деперсонализация и дереализация сопровождаются сознанием их болезненного характера, постоянным самоанализом, изменением настроения обычно в сторону его понижения. Больные затрудняются в точном описании имеющихся у них расстройств, прибегают к сравнениям, часто употребляют такие выражения: "как - будто", "напоминает", "кажется".

Растерянность (аффект недоумения) – мучительное непонимание происходящих с собой или окружающим изменений, в ряде случаев то и другое наличествует одновременно. Сопровождается ощущением необычности и необъяснимости совершающегося, которое получает новый, неясный еще смысл. Недоумение проявляется в манере говорить и держать себя. Речь больного бедна словами, он отвечает не сразу, часто словами вопроса. Ответы даются не в утвердительной, а в вопросительной форме. Постоянно встречаются такие высказывания, как "я ничего не пойму", "что-то происходит", "зачем это", "наверное, схожу с ума", "кругом происходит что-то странное" и т.п. Для растерянности характерна повышенная отвлекаемость внимания. При малейших внешних раздражителях (стуках, тикании часов, кашле и т.п.) больные обращаются в сторону звука, нередко повторяя "стучат", "вот часы", "кашляют" и т.д. Это гиперметаморфоз. У больных постоянно имеется смутное сознание необычности своего состояния. Растерянность возникает при остро развивающихся психических нарушениях.