logo
Ита Вегман

Лечебная эвритмия

Особая роль в нашей терапии отводится так называемой "лечебной эвритмии". Д-р Рудольф Штейнер сформировал ее исходя из ант­ропософии, прежде всего, как новый вид искусства.

Сущность этого нового искусства многократно описывалась д-ром Щтейнером. И как вид искусства эвритмия получила уже довольно широкое распространение.

Эвритмию на сцене представляют движущиеся человеческие фигуры; но это не танец. На это указывает уже то, что в движении у эвритмистов участвуют преимущественно руки. Движущиеся груп­пы создают цельный сценический художественный образ. Все движения основаны на внутренней сущности строения чело­века. Именно из нее, из этой сущностной человеческой организации проистекает в первые годы жизни речь, человеческая речь как тако­вая. И поскольку каждый отдельный звук речи человек исторгает из своего внутреннего устройства (Кonstitution), то при подлинном по­знании этого устройства возможно вынести вовне, из всего человека или из целой человеческой группы такие движения, которые являют­ся действительной зримой речью или видимым пением. При этом в движениях будет столь же мало произвольного, сколь мало произволь­ного в самом языке. Как в отдельном слове невозможно произнести, интонировать "о" там, где должно звучать "и", так же в эвритмии для "и" или для музыкального (Сis) может существовать только один определенный двигательный жест. Тем самым эвритмия является дей­ствительным откровением человеческой природы, однако, откровением не бессознательным, каковыми являются речь или пение, но таким, которое может быть сознательно развито благодаря подлинному по­знанию человека.

Итак, на сцене движется человек или группа людей. Преобразо­ванное в видимую речь стихотворение одновременно декламируется вслух. Зритель слышит и одновременно видит содержание стихотво­рения собственными глазами. Или на сцене исполняется музыкаль­ное произведение, которое опять же предстает перед зрителем как ви­димое пение.

В эвритмии дается такая пластика движений, которая существен­но расширяет художественные возможности искусства.

Далее найденное в эвритмии художественным способом, как в искусстве, может развиваться в двух направлениях. Одно из них можно назвать педагогическим, учебным. В вальдорфской школе в Штут­гарте, основанной Эмилем Мольтом и работающей под руководством Рудольфа Штейнера, такая педагогическая или учебная эвритмия преподается во всех классах наряду с обычной гимнастикой. Следует учесть, что в привычной нам гимнастике добиваются развития одной только динамики и статики физического тела. В эвритмии же весь человек - тело, душа и дух - устремляется, изливается в движение. Подрастающий человек чувствует это и переживает эвритмические упражнения со всей естественностью как проявление всей человечес­кой природы, то есть он учится эвритмии так, как в более ранние годы жизни он учился говорить.

Другим направлением является терапевтическая эвритмия. Лечеб­ная эвритмия возникает тогда, когда жесты движений художествен­ной или учебной эвритмии, то есть такие, которые исходят из здоро­вой сущности человека, модифицируют так, что они проистекают из природы больного человека.

Исполняемые таким образом движения действуют обратно на за­болевшие органы человека. Можно видеть, как исполняемые внешним образом жесты в движении оздоравливающе влияют на заболевшие органы, если они точно подобраны друг к другу. Поскольку этот спо­соб воздействия на человека посредством движения обращен и на тело, и на душу, и на дух, то он влияет на внутреннее существо больного интенсивнее, чем все другие виды двигательной терапии.

Но поэтому же лечебная эвритмия никогда не сможет быть люби­тельским делом.

Кроме того, лечебный эвритмист, который должен обладать глу­бокими познаниями строения человека, может работать только в со­трудничестве с врачом. Любой дилетантизм в этой области принесет один только вред.

Лечебно-эвритмическая терапия может проводиться только на ос­нове глубокого толкового диагноза. Практические успехи лечебной эвритмии следует рассматривать именно как неотъемлемую благодат­ную часть представленного в этой работе терапевтического образа мышления.