logo
Ита Вегман

Растение, животное, человек

В астральном теле животное формирующее начало проявляется двояко - наружу в виде цельного облик животного, а вовнутрь как формообразование его органов. Обладающая ощущением животная субстанция является результатом деятельности этого формирующего астрального тела. Животное образуется тогда, когда это астральное формообразование доводится до конца.

У человека оно до конца не доводится. В определенной точке на пути этого формирования оно сдерживается, тормозится.

В растении имеет место такая субстанция, которая преобразована силами, притекающими на землю из космоса. Это живая субстанция. Она находится во взаимодействии с безжизненной субстанцией. Сле­дует представлять себе, что в растительном существе эта живая суб­станция непрестанно отделяется от безжизненной. В этой живой суб­станции растительный облик являет себя как результат притекающих на землю сил. Образуется единый поток субстанции. Неживое преоб­разуется в живое; живое преобразуется в неживое. В этом потоке воз­никают все растительные органы.

У животного ощущающая субстанция возникает из живой суб­станции - так же, как у растения живая субстанция возникает из без­жизненной. Тут имеется двоякий поток субстанции. Жизнь внутри эфирного не доводится до жизни, застывающей в формы. Она остав­ляется текучей; а формообразование внедряется в эту текучую жизнь из астральной области.

У человека и этот процесс оставляется текучим. Ощущающая суб­станция вовлекается в построение более высокого порядка. Можно назвать это построение Я-организацией. Тем самым ощущающая субстанция преобразуется еще раз. Возникает тройной субстанциаль­ный поток. К этой троичности восходит внутреннее устройство чело­века и его внешний облик. Благодаря этому он становится носителем самосознающей духовной жизни. Вплоть до мельчайших частиц суб­станции человек сформирован как плод этой Я-организации.

Можно проследить теперь этот процесс формирования со стороны субстанции. При поступенчатом преобразовании субстанция пред­стает как процесс отделения, обособления высшей ступени от низшей и как построение форм из субстанции более высокого порядка. В слу­чае растения из безжизненной субстанции отделяется живая субстан­ция. Притекающие на землю эфирные силы действуют в ней как силы образования формы. Сначала происходит не отделение в собствен­ном смысле, но полное преобразование физической субстанции эфир­ными силами. Но это имеет место только в формировании семени. Толь­ко тут может произойти полное преобразование субстанции, ибо семя защищено от воздействия физических сил посредством окутывающей его материнской оболочки. Как только семя освободилось от материнской оболочки, силовые воздействия в растении тотчас распределяются так, что возникает субстанциальный процесс, стремящийся к области эфирного, и другой, в котором субстанция вновь тяготеет к физическому формированию. Появляются такие начала в существе растения, которые устремлены к жизни, и такие, которые склоняются к отмиранию. Последние предстают как выделяющие начала растительного организма. Особенно характерный пример этого выделения можно наблюдать в формировании коры дерева.

У животного происходит двоякий процесс обособления и двоякий процесс выделения. К недоведенному до завершения растительному потоку, сохраняемому в текучем состоянии, прибавляется преобразование живой субстанции в ощущающую. Ощущающая субстанция обособляется от просто живой. И здесь имеется уже субстанция, тяготеющая к ощущающему бытию, и другая субстанция, устремленная прочь от него, обратно к одной только растительной жизни.

Но в организме происходит взаимовлияние всех его членов, поэтому у животного процессы выделения первого порядка - в сторону безжизненного - дальше отстоят от чисто минерального, чем аналогичные процессы выделения у растения, которые весьма родственны полностью лишенному жизни, минеральному как таковому. То, что выявляется как образование субстанции коры растения, все больше тяготеющей к минеральному и даже отпадающей от него по мере ми­нерализации, - это предстает у животного в виде продуктов выделе­ния из пищеварения. Оно дальше отстоит от минерального по срав­нению с процессом осаждения, выделения у растений.

У человека из ощущающей субстанции отделяется, обосабливается субстанция, которая затем становится носителем самосознающего духа. Но непрерывно происходит и процесс осаждения, выделения с образованием субстанции, которая склоняется обратно к только ощущающей деятельности. Тем самым животное начало предстает внут­ри человеческого организма как непрерывный процесс выделения.

При бодрствовании животного организма процессы отделения, обособления (Absonderung) и образования форм из этого обособлен­ного (Absordenten), равно как и осаждение, выделение (Abscheidung) ощущающей субстанции происходит под влиянием астральной дея­тельности. У человека к этому присоединяется деятельность Я-организма. Во сне астральный организм и организм-Я действуют не пря­мо. Но субстанция все равно уже захвачена их деятельностью, кото­рая длится как по инерции. Субстанция, которая однажды была так внутренне проформирована, как это производят астральная органи­зация и Я-организация, продолжает действовать в заложенном ими смысле и во время сна, - в силу некоей инерции.

Таким образом, нельзя говорить о спящем человеке как о носителе одной лишь вегетативной деятельности организма. Астральная орга­низация и Я-организация продолжают действовать в построенной ими субстанции и в состоянии сна. Различие сна и бодрствования не

в том, что происходит чередование человечески-животной и вегета­тивно-физической деятельности. Истинное положение вещей совер­шенно иное. При бодрствовании - ощущающая субстанция и та, что способна быть носителем самосознательного духа, временно извле­каются из целостного организма и ставятся на службу астрального тела и Я-организации. Тогда физический и эфирный организм при­нуждены работать таким образом, что в них действуют только силы, исходящие из земли, и силы, в нее втекающие. При таком способе дей­ствия физический и эфирный организм доступны охвату астрально­го тела и Я-организации только извне. А в состоянии сна они внут­ренне проникаются субстанциями, которые образованы под влияни­ем астрального тела и Я-организации. В то время как на спящего человека из вселенной, извне действуют только исходящие из земли и притекающие к ней силы, - изнутри над ним трудятся субстанциаль­ные силы, которые были подготовлены астральным телом и Я-организацией.

Если назвать ощущающую субстанцию "остатком" астрально­го тела, а субстанцию, выстроенную под влиянием Я-организации тоже "остатком" последней, тогда можно сказать: в бодрствующем человеческом организме действуют сами астральное тело и Я-организация, во сне трудятся их субстанциальные остатки.

Бодрствуя, человек живет в таком роде деятельности, который при­водит его посредством астрального тела и Я-организации в связь с внешним миром; в состоянии сна физический и эфирный организм живут тем, что субстанциально превратилось в "остатки" астраль­ной и Я-организации. Поэтому любую субстанцию, которая, как, например, кислород в дыхании, поглощается и во сне, и в состоянии бодрствования, - следует различать по способу действия в зависимо­сти от того, о каком из этих двух состояний идет речь. Воспринятый извне кислород по своей собственной природе действует усыпляюще, - не пробуждающе. Повышенное поступление кислорода действует анормально усыпляющим образом. В бодрственном состоянии аст­ральное тело постоянно побеждает это усыпляющее действие, связан­ное с потреблением кислорода. Как только астральное тело прекра­щает воздействовать на физическое тело, кислород развивает свои собственные свойства: он усыпляет.

VI.