Основные этапы возрастного развития.
Программа индивидуального возрастного развития регулируется генетическим аппаратом. На определенных возрастных этапах дерепрессируется (растормаживается) строго определенная часть генома. Внешне это выражается в ускоренном созревании (скачок, критический период) той или иной структуры и функции. Эти этапные моменты развития получили известное отражение в современной возрастной периодизации.
В период новорожденности (первые 4 недели после рождения), в грудном возрасте (до 1 года) и в первый год преддошкольного периода (от 1 до 3 лет) у ребенка происходит ускоренное формообразование и созревание нервных структур головного мозга. Совершенствование структуры приводит к функциональному скачку: росту познавательных возможностей ребенка как в преддошкольном, так и в особенности в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет).
К моменту поступления ребенка в школу заканчивается период первого детства. Создаются морфологические и функциональные предпосылки для приобщения к новым, сложным формам мировосприятия и обучения. Школьный период оказывается наиболее насыщенным возрастными скачками в развитии ребенка.
В младшем школьном возрасте (от 7 до 12 лет) завершается морфологическая дифференцировка клеток коры больших полушарий, создаются условия для высших форм аналитико-синтетической функции мозга. С 8-9 лет у девочек и с 10-11 лет у мальчиков начинаются пубертатные, предшествующие периоду полового созревания изменения.
Половое созревание у девочек продолжается от 12 до 16 лет, у мальчиков – от 13 до 17-18 лет. Пубертатный период сопровождается наиболее интенсивными темпами развития организма, сложными морфофункциональными перестройками, связанными с подготовкой к репродукционной функции.
С завершением периода полового созревания не заканчиваются, однако, процессы роста и развития. В юношеском возрасте (17-21 год у юношей и 16-20 лет у девушек) продолжается рост тела в длину (на 1-2 см в год), завершается структурное и функциональное созревание соматических и вегетативных систем.
Период зрелости, когда практически заканчивается формирование и прогрессивное развитие организма, наступает у женщин только к 20 годам, у мужчин к 21 году. Зрелый возраст – это возраст мужчин от 21 до 60 лет и женщин от 20 до 55 лет. В самом названии периода зрелости заключено представление о завершении функциональных и морфологических перестроек.
В зрелом возрасте выделяют два периода: период рсцвета и устойчивости функций организма (от 20-21 до 35 лет) и период начальной инволюции (35-60 для мужчин и 35055 лет для женщин).
Для пожилого возраста (от 60 до 75 лет у мужчин и от 55 до 75 у женщин) характерно ускоренное развитие инволюционных перестроек, снижение резервов адаптации. Одним из основных признаков старения организма является понижение уровня основного обмена. По современным представлениям, это один из факторов, лимитирующих продолжительность жизни. У человека примерно к 60 годам снижение основного обмена ведет к голоданию клеток и тканей. Морфологической предпосылкой снижения основного обмена является уменьшение абсолютного числа митохондрий. Так, у человека в возрасте от 50 до 70 лет число митохондрий в клетках печени уменьшается на 30-35 %.
После 70 лет наступает старость. Резко снижается уровень всех физиологических функций, падает сопротивляемость организма, получают благоприятную морфологическую основу типичные болезни старости – атеросклероз, ишемическая и гипертоническая болезни.
- Лекции для студентов специальности бтпп 2 курс «Физиология человека»
- Краткая история развития физиологии.
- Организм человека, его основные физиологические функции.
- Основы физиологии клетки.
- Системы организма человека.
- Структурные и функциональные предпосылки развития организма.
- Основные этапы возрастного развития.
- Ритмичность физиологических функций.
- Адаптация.
- Нервная система. План:
- Принципы деятельности нервной системы.
- 1.1 Регуляция деятельности органов и систем организма по принципу рефлекса.
- 1.2 Регуляция по принципу функциональных систем
- Центральная нервная система
- 2.1 Спинной мозг
- 2.2 Головной мозг.
- 2.2.1 Продолговатый мозг и варолиев мост
- 2.2.2 Мозжечок
- 2.2.3 Средний мозг
- 2.2.4 Промежуточный мозг
- 2.2.5 Ретикулярная формация
- 2.2.6. Большие полушария головного мозга
- Подкорковые (базальные) ядра.
- Кора больших полушарий головного мозга
- Периферическая нервная система План:
- 1.1 Соматическая нервная система
- 1.2 Вегетативная (автономная) нервная система
- 1.2.1 Симпатический отдел вегетативной нервной системы
- 1.2.2 Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы
- 1.3 Метасимпатическая нервная система
- 1.4 Функции вегетативной нервной системы
- Высшая нервная деятельность План:
- Рефлекс. Определение. Виды рефлексов.
- Образование условных рефлексов
- 2.1 Условия образования условных рефлексов
- 2.2 Механизм образования условных рефлексов
- Торможение условных рефлексов
- Типы высшей нервной деятельности.
- Сигнальные системы.
- Физиология памяти
- Физиология сна.
- Железы внутренней секреции План:
- Гипофиз.
- Гормоны задней доли гипофиза.
- Эпифиз, или шишковидное тело.
- Щитовидная железа.
- Паращитовидные железы.
- Вилочковая железа (тимус).
- Надпочечники.
- Островковый аппарат поджелудочной железы.
- Половые железы, желтое тело, плацента.
- Диффузная эндокринная система. Тканевые гормоны.
- Физиология системы крови. План:
- Плазма крови
- Форменные элементы крови эритроциты
- Лейкоциты
- Тромбоциты
- Группы крови
- Регуляция количества форменных элементов крови и объема циркулирующей крови
- Иммунная система
- Система кровообращения и лимфообращения. Сердечно-сосудистая система. План:
- Круги кровообращения
- Сердечная мышца и ее свойства.
- Проводящая система сердца
- Внешние показатели деятельности сердца.
- Сосудистая система
- Лимфатическая система
- Образование лимфы
- Движение лимфы
- Регуляция образования лимфы и объема лимфообращения
- Система дыхания.
- Физиологические процессы дыхания
- Обмен газами между внешней средой и смесью газов в альвеолах
- Обмен газами между альвеолярным воздухом и кровью
- Обмен газами между кровью и тканями
- Внешние показатели системы дыхания
- Регуляция дыхания
- Система пищеварения
- Физико-химическое превращение веществ
- Прием пищи
- Пищеварение в полости рта
- Пищеварение в желудке
- Пищеварение в кишечнике
- Пищеварение в тонком кишечнике
- Пищеварение в толстом кишечнике
- Всасывание продуктов превращения питательных веществ, минеральных веществ, витаминов и воды
- Регуляция пищеварения
- Дефекация, или выведение каловых масс
- Лекция № 2.
- Структурные и функциональные предпосылки развития организма.
- Системный принцип регуляции физиологических функций.
- Слуховая система.
- Раздражимость, возбудимость, физиологическая реактивность.
- Органы ротовой полости
- Пищевод
- Желудок
- Тонкий кишечник
- Толстый кишечник
- Поджелудочная железа
- Свойства скелетных мышц
- Сила, работа и утомление скелетных мышц
- Регуляция деятельности мышц