Ход практического занятия:
Тема рассчитана на 6 часов
Вводное слово преподавателя (организационный момент). Формулировка целей и задач настоящего практического занятия. Контроль исходного уровня знаний (устный опрос и/или тестовый контроль) – 10% рабочего времени.
Самостоятельная работа студентов (под руководством преподавателя). Она является главным методом обучения в терапевтической клинике и предусматривает следующие методы: курация закрепленных больных, работа в кабинетах функциональной диагностики, рентгенологическом и эндоскопическом кабинетах, клинической и биохимической лаборатории, палатах интенсивного наблюдения, работа с выданными учебными историями болезни, методическими рекомендациями, пособиями, решение ситуационных задач – 30 % рабочего времени.
Обсуждение практического занятия с использованием клинического разбора тематических больных (представление куратором больного, оценка результатов обследования, проведение дифференциальной диагностики, установление клинического диагноза, определение плана лечения), осмотра поступивших больных, учебных историй болезни, наборов таблиц, рисунков, схем, иллюстрирующих тему, методических рекомендаций кафедры – 50 % рабочего времени.
Итоговый контроль усвоения темы занятия (устный опрос и/или тестовый контроль, отчет по выданным ситуационным задачам и результатам лабораторных и инструментальных методов исследования) – около 10 % рабочего времени.
Заключительное слово. Подведение итогов практического занятия. Детализация задания на дом.
Ответы на вопросы:
Клинически анемический синдром характеризуется следующими проявлениями: слабость, шум в ушах, головокружение, потемнение перед глазами, мелькание «мушек» перед глазами, а также одышка, сердцебиение, боли в области сердца, систолический шум на верхушке.
Анемии характеризуются: по цветному показателю (индексу)
Нормохромная 0,9-1,0
Гипохромная < 0,9
Гиперхромная > 1,0
По диаметру эритроцитов
Нормоцитарная – 7 – 8 м
Микроцитарная < 7 мм
Макроцитарная > 8 мм
Мегалоцитарная > 12 мм
По регенераторным признакам: гиперрегинераторная, гипорегенераторные, арегенераторные.
Классификация анемий
Постгеморрагические
1) Острые – нормохромная, нормоцитарная, гиперрегенераторная
2) хронические – гипох ромная, микроцитарная, чаще гиперрегенераторная.
II. Гипоэритропоэтические (поражение стволовой клетки, образование эритроцитов)
1)Fе-дефицитные –гипохромные, гипорегенераторные, микроцитарные
2)В12(фолиево)-дефицитные –гиперхромные, макро –меганоцитарные, гиперрегенераторные
3)гипопластические (апластические) –токсическое угнетение костного мозга, радиация, аутоиммунные процессы:
нормохромные
нормоцитарные
арегенераторные.
III.Гемолитические - нормохромные, нормомикроцитарные, гиперрегенераторные.
- 4 Курса медико – диагностического факультета
- Учебные и воспитательные цели
- Ход практического занятия:
- Железодефицитные анемии
- Сидероахрестические анемии.
- Анемии, связанные с дефицитом фолиевой кислоты
- Наледственный микросфероцитоз (болезнь Минковского - Шоффара)
- Наследственные гемолитические анемии, связанные с дефицитом активности ферментов
- Гемолитическая анемия с постоянной гемосидеринурией и пароксизмальной ночной гемоглобинурией (болезнь Маркиафавы - Микели)