Учебные и воспитательные цели
Основная учебная цель – научить студентов современным воззрениям на этиологию и патогенез заболеваний внутренних органов, их клиническим проявлениям; закрепить и совершенствовать навыки обследования терапевтического больного; сформировать принципы клинического мышления (умения на основе собранной информации о больном поставить развернутый клинический диагноз); научить методам дифференциальной диагностики и основным принципам профилактики и лечения заболеваний внутренних органов; подготовить студентов для работы в амбулаторно – поликлинических организациях. При преподавании внутренних болезней на медико-диагностическом факультете акцент ставится на умение составлять индивидуализированный план обследования больного, интерпретировать полученные результаты в аспекте клинического мышления.
Цель данного практического занятия:
Научить диагностике анемии
Научить методике обследования больных при выявлении у них анемического синдрома
Научить студентов лечить анемию в зависимости от этиологии.
Мотивация для усвоения темы
Анемии являются как самостоятельными нозологическими единицами, так и масками других заболеваний. Весьма важным для врача любой специальности является умение выявлять анемический синдром, проводить дифференциальный диагноз в поиске причины анемии и правильно оказывать экстренную помощь и лечении анемий.
Требования к исходному уровню знаний.
Задачи практического занятия:
Студенты должны знать:
Определение анемии
Нормы общего анализа крови
Классификацию анемий
Железодефицитную анемию – причины, патогенез, диагностические критерии, принципы лечения
Сидероахрестические анемии – причины, патогенез, клинические проявления, диагностические критерии, принципы лечения
В-12 дефицитную анемию – причины, патогенез, клинические синдромы, диагностические критерии, принципы лечения
Фолиеводефицитную анемию – причины, патогенез, клинические синдромы, диагностические критерии, принципы лечения
Механизмы гемолиза и основные причины развития гемолитических анемий.
Классификация и общие признаки гемолитических анемий.
Лабораторная диагностика внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза.
Принципы лечения гемолитических анемий.
Гемолитический криз. Причины. Клиника. Диагностика. Неотложная терапия.
Апластические анемии. Этиопатогенез. Классификация. Клинико-лабораторная диагностика. Лечение.
Студенты должны уметь:
Проводить сбор анамнеза и физикальное обследование больного с анемическим синдромом
Оценивать лабораторные и инструментальные данные: общий анализ крови, миелограмму, биохимический анализ крови.
Определять врачебную тактику в зависимости от этиологии.
Основные учебные вопросы:
Определение анемии Современная классификация анемических состояний. Железодефицитная анемия. Метаболизм железа в организме. Этиологические факторы. Клиническая картина, основные синдромы, критерии диагноза. Лечение. Исходы. Профилактика. Диспансерное наблюдение.
Сидероахрестические анемии. Классификация. Патогенез. Клиническая картина Лабораторная диагностика. Принципы терапии.
В12-дефицитные анемии. Пути поступления в организм витамина В12. Значение аутоиммунного механизма патогенеза. Клиническая картина. Основные клинические синдромы. Критерии диагноза. Дифференциальная диагностика. Течение. Исходы. Лечение, профилактика рецидивов. Диспансеризация.
Фолиеводефицитные анемии: этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение.
Механизмы гемолиза и основные причины развития гемолитических анемий. Классификация и общие признаки. Клиническая картина. Лабораторная диагностика внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза. Принципы лечения. Гемолитический криз. Причины. Клиника. Диагностика. Неотложная терапия.
Апластические анемии. Этиопатогенез. Классификация. Клинико-лабораторная диагностика. Лечение.
- 4 Курса медико – диагностического факультета
- Учебные и воспитательные цели
- Ход практического занятия:
- Железодефицитные анемии
- Сидероахрестические анемии.
- Анемии, связанные с дефицитом фолиевой кислоты
- Наледственный микросфероцитоз (болезнь Минковского - Шоффара)
- Наследственные гемолитические анемии, связанные с дефицитом активности ферментов
- Гемолитическая анемия с постоянной гемосидеринурией и пароксизмальной ночной гемоглобинурией (болезнь Маркиафавы - Микели)