47. Анемия и гемолитическая болезнь как причина нарушений психики, речи и двигательных расстройств.
Анемия (малокровие) - снижение в крови общего количества гемоглобина, количества эритроцитов и гематокри.
Гемолитическая анемия развивается, когда циркулирующие красные кровяные тельца разрушаются преждевременно. Часто костный мозг не может производить красные кровяные тельца достаточно быстро, чтобы компенсировать их быстрое разрушение (несмотря на то, что костный мозг может увеличивать скорость их производства до шести раз). Болезнь редко угрожает жизни, но ее трудно вылечить
Гемолитическая болезнь новорожденных (от греч. haimа – кровь и lysis – разложение) – тяжелое заболевание новорожденных, характеризующееся разрушением красных кровяных телец (эритроцитов) и развитием малокровия.
Различают 3 формы Г. б. н.:
1) врожденное малокровие (наиболее легко протекающее);
2) отечная форма, при к-рой плод или погибает до рождения, или рождается в тяжелом состоянии.
Гемолитическая болезнь новорожденных - заболевание, развивающееся в результате иммунологического конфликта между организмом матери и плодом, из-за несовместимости крови по эритроцитарным антигенам.
Гемолитическая болезнь сопровождается распадом эритроцитов плода или новорожденного, возникающим под действием антител, вырабатываемых в организме матери и проникающих через плаценту. Гемолитическая болезнь берет свое начало еще во внутриутробном периоде развития ребенка и находит свое продолжение после его рождения. В некоторых случаях тяжелое и ранее развитие заболевания приводит к гибели плода. Развитие гемолитической болезни связано с резус-конфликтом, возникающим еще до настоящей беременности. Иммунизация матери, то есть появление в ее организме первых антител к Rh-фактору, чаще происходит во время предшествующих беременностей. Вне зависимости от того, как закончились эти беременности, родами или абортом, в кровоток женщины успевают попасть эритроциты плода и это приводит к возбуждению иммунной системы.
Иногда причиной возникновения иммунологической готовности становятся переливания или внутримышечное введение (аутогемотерапия) Rh-положительной крови Rh-отрицательной женщине. Если иммунизация произошла, то при последующих беременностях в организме женщины быстро образуются анти-резус антитела, которые проникая через плаценту, вызывают гемолиз эритроцитов плода и развитие гемолитической болезни.
Гемолитическая болезнь плода может развиваться и у первобеременных женщин. Во время нормальной беременности у 5 % женщин эритроциты плода проникают через плацентарный барьер в кровоток в I-м триместре, у 47% - в конце III-го триместра. При этом в организме матери начинают вырабатываться иммуноглобулины-М, не способные проникать через плаценту. Спустя некоторое время, начинают вырабатываться иммуноглобулины-G, которые все-таки преодолевают фето-плацентарный барьер, прилипают к эритроцитам плода и вызывают их гемолиз. Так начинает развиваться гемолитическая болезнь.
Чем раньше красные кровяные клетки ребенка попадут в поле влияния иммунитета матери, тем раньше разовьется гемолитическая болезнь, сопровождающаяся увеличением печени и селезенки, желтухой, застойной сердечной недостаточностью, общими отеками. Распад эритроцитов сопровождается высвобождением большого количества свободного билирубина. Скапливаясь в коже и слизистых, он придает им желтый цвет. Накопление билирубина в нервной ткани головного мозга приводит к развитию ядерной желтухи, характеризующейся глубоким токсическим поражением нервной системы.
В отличие от гемолитической болезни у новорожденных детей, распад эритроцитов у плода, находящегося в утробе, не сопровождается ядерной желтухой, поскольку желчные пигменты выводятся через плаценту в организм матери и разрушаются там в печени. Как только ребенок рождается, количество билирубина резко возрастает, ведь печень новорожденного несовершенна и не обладает достаточными функциональными возможностями для его утилизации. Билирубин откладывается в ядрах полушарий головного мозга и ствола и приводит к нарушению работы нервной системы.
- 1. «Возрастная анатомия и физиология с основами дизонтогенеза»: предмет, задачи, основные понятия и методы дисциплины; её связь с педагогикой, психологией и дефектологией.
- 2. Онтогенез. Периодизация онтогенеза.
- 3. Развитие человека: понятие «рост» и «развитие», закономерности роста и развития детского и подросткового организма.
- 4. Специфические черты детского организма. Сенситивные и критические периоды развития.
- 5. Возрастная периодизация развития: критерии выделения периодов и их характеристики. Оценка индивидуально-типологических особенностей развития. Паспортный и биологический возраст: их критерии.
- 6. Физическое развитие человека. Факторы и основные показатели физического развития человека. Оценка уровня физического развития человека.
- 7. Конституция человека. Понятия «конституция» и «соматотип». Конституциональные признаки и схемы. Практическое значение учения о конституции.
- 8. Аномалии индивидуального развития. Типы врождённых пороков развития, их причины и профилактика.
- 9. Организм как система. Основные направления и механизмы системной организации человеческого организма.
- 1.Сердечно-сосудистая система.
- 2. Система дыхания.
- 3. Выделительная система.
- 10. Биологическая надёжность: понятие и принципы обеспечения, существующие в системах регуляции.
- 11. Терморегуляция в человеческом организме: понятие и виды терморегуляции.
- 12. Функциональная система: понятие, структура, свойства, формирование и деятельность функциональной системы.
- 13. Компенсация в человеческом организме: механизмы, стадии развития компенсаторно-приспособительных реакций. Декомпенсация. Компенсаторно-приспособительные процессы.
- 14. Реактивность и резистентность организма.
- 15.Болезнь и её признаки. Патогенез. Осложнения и рецидивы болезней. Классификации болезней.
- 16. Костно-суставная система человека: общая характеристика, функции скелета. Строение, химический состав, структура, типы костей. Соединения костей. Строение и виды суставов.
- 17. Строение позвоночного столба: характеристика отделов позвоночника. Осанка. Типы нарушения осанки.
- 18. Грудная клетка - особенности строения. Возрастные особенности строения и аномалии развития грудной клетки. Рассмотрим возрастные особенности грудной клетки человека.
- 36. Понятие о железах внутренней секреции и гормонах. Гипофункция и гиперфункция желез внутренней секреции. Этиология эндокринных расстройств.
- 37. Гипофиз, строение и функциональные особенности. Гормоны гипофиза. Гипофункция и гиперфункция гипофиза. Гипофизарная регуляция ростовых процессов и ее нарушение.
- 38. Эпифиз, физиология и патофизиология.
- 40. Вилочковая железа, ее функции. Вилочковая железа как эндокринный орган, ее изменения в онтогенезе.
- 41. Надпочечники. Физиологическое действие гормонов надпочечников. Патофизиология надпочечников.
- 42. Поджелудочная железа как эндокринный орган. Физиология и патофизиология поджелудочной железы.
- 43. Половые железы, внутрисекреторная функция. Физиологическая роль эндокринной части половых желез в организме.
- 44. Внутренняя среда организма, компоненты и её значение для жизнедеятельности человека. Кровь. Состав крови. Возрастные особенности строения и функционирования сердечно-сосудистой системы человека.
- 45. Форменные элементы крови. Эритроциты: особенности строения, функциональное значение. Эритропоэз.
- 46. Группы крови. Понятие о резус-факторе.
- 47. Анемия и гемолитическая болезнь как причина нарушений психики, речи и двигательных расстройств.
- 48. Лейкоциты, их функциональное значение. Виды лейкоцитов и лейкоцитарная формула. Понятие о лейкоцитозе и лейкопении.
- 49. Тромбоциты, их функциональное значение. Процесс свертывания крови. Свертывающая и противосвертывающая системы крови.
- 51. Органы кроветворения и иммунной системы человека: общая характеристика строения и расположения, особенности функционирования в онтогенезе.
- 52. Понятие об иммунодефиците. Врожденный и приобретенный иммунодефицит. Иммунодефицитные состояния.
- 53. Понятие об аллергии. Аллергены. Механизмы аллергических реакций. Аллергические заболевания и их профилактика.
- 54. Сердце как центральный орган кровообращения: Регуляция сердечной деятельности. Патологии сердца – их причины и профилактика.
- 55. Сосудистая система человека. Общая схема кровообращения. Артерии и вены: особенности строения. Функциональная роль сосудистой системы.
- 56. Регуляция кровообращения. Расстройства кровообращения и их последствия для организма.
- 57. Лимфатическая система человека: общий план строения и функции. Лимфа. Движение лимфы по лимфатическим сосудам.
- 58. Общий план строения дыхательной системы человека, особенности строения слизистой оболочки воздухоносных путей.
- 59. Особенности строения носа человека. Околоносовые пазухи. Роль носа в процессах дыхания и речевоспроизведения.
- 60. Гортань: общий план строения и функции гортани.
- 61. Бронхи и лёгкие: особенности строения. Дыхание. Нейрогуморальная регуляция дыхания.
- 62. Возрастные особенности органов и показателей дыхания. Нарушения и патологии дыхания. Компенсаторно-приспособительные реакции организма при нарушении дыхания.
- 64. Ротовая полость. Особенности строения и функционирования структурно-функциональных образований ротовой полости.
- 66. Кишечник: особенности строения и функционирования тонкого кишечника; роль пищеварительных желез в процессах переваривания пищи. Роль толстого кишечника в процессе пищеварения.
- 67. Понятие об обмене веществ и энергии. Анаболические и катаболические процессы, их взаимосвязь. Виды обмена. Патологии обменных процессов.
- 69. Репродуктивная система человека. Мужская половая система. Половое созревание. Характеристика фаз полового созревания.
- 70. Репродуктивная система человека. Женская репродуктивная система. Половое созревание. Характеристика фаз полового созревания.