6. Физическое развитие человека. Факторы и основные показатели физического развития человека. Оценка уровня физического развития человека.
Физическое развитие ребенка представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Внешне оно характеризуется увеличением размеров частей тела ребенка и изменением функциональной деятельности его различных органов и систем. Основными показателями физического развития являются длина и масса тела, окружность грудной клетки. Однако, оценивая физическое развитие ребенка, руководствуются не только этими соматическими величинами (греч. soma - тело), а используют также результаты физиометрических измерений (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук, становая сила, кровяное давление и т.д.) и соматоскопические данные (развитие костномышечной системы, жироотложение, половое развитие, различные отклонения в телосложении). Только по совокупности этих показателей можно установить уровень физического развития. Поэтому под физическим развитием понимают комплекс морфофункциональных показателей индивидуума в данное время. Физическое развитие человека обусловлено генетическими и социальными факторами.
В настоящее время на основании обследования большого числа детей и подростков разработаны оценочные таблицы, содержащие антропометрические показатели физического развития здоровых детей и подростков (стандарты, нормативы). Стандарты физического развития имеют региональный, этнический характер и требуют постоянного обновления. Всякое существенное отклонение от средних данных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка; часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания.
Выделяют несколько групп физического развития по соотношению основных трех показателей - длины и массы тела, окружности грудной клетки, где основополагающим является длина тела:
• пропорциональное развитые - масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела: от М - I о до М + 2 о;
• хорошее развитие - масса тела и окружность грудной клетки могут превышать должные показатели за счет мускулатуры, но не более чем на 2а;
• ухудшенное развитие - масса тела и окружность грудной клетки отстают от должных показателей больше чем на 2а;
• дети с избыточной массой тела - масса тела и окружность грудной клетки больше чем на 2о превышают должные показатели за счет жироотложения.
Отклонения антропометрических признаков от среднеарифметического значения (М) в пределах 1 о рассматривают как варианты нормы для данного признака. Дети последних двух групп физического развития нуждаются в соответствующем наблюдении и обследовании, в тщательном изучении сведений об условиях их предыдущей жизни. С самого раннего возраста необходим контроль количества жировой ткани в организме. Нерациональное, несбалансированное питание и другие причины могут привести к ожирению. Чрезмерное снижение количества жира в организме приводит к нарушениям в эндокринной системе. В частности, недостаток жира приводит к дисфункции половых желез, расстройству менструального цикла у девочек - подростков и у взрослых женщин, импотенции у мужчин.
Если масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту (т.е. колебания этих признаков не выходят за пределы 1 о), то физическое развитие надо считать гармоничным, если нет - дисгармоничным. Дисгармоничность иногда возникает при ранней спортивной специализации, в результате некоторых видов спортивных тренировок. Такие формы дисгармоничности могут оказывать отрицательное влияние на динамику роста и развития в дальнейшем.
Выделяют также несколько групп физического развития отдельно по длине тела:
• низкий - от М - 2о и ниже;
• ниже среднего - от М - 1о до М - 2о;
• средний - от М - 1о до М + 1 о;
• выше среднего - от М + 1 о до М + 2о;
• высокий - от М + 2о и выше.
Уровень физического развития является одним из ведущих признаков здоровья детей и подростков, основным показателем, отображающим совокупность морфологических и физиологических признаков, с которыми связаны показатели физической и половой зрелости, физической силы и гармоничность развитии. Необходимо помнить, что физическое развитие примерно на 70% определяется наследственностью и на 30% факторами внешней среды.
Низкий уровень физического развития может быть следствием несбалансированного, нерационального питания, наличия ряда хронических заболеваний, чрезмерной или недостаточной физической нагрузки. Высокий уровень физического развития, сопряженный с избыточной массой тела, может сочетаться с ожирением, что свидетельствует о нарушениях в эндокринной системе. Отставание и опережение в темпах физического развития могут быть следствием отклонений в функциях центральной нервной системы.
Каждый учитель и воспитатель, ежедневно сталкиваясь со своими маленькими питомцами, несет особую ответственность за их нормальное развитие, поэтому для педагога обязательным является умение оценить степень физического развития ребенка. Это важно не только с гигиенических позиций, но и для правильной организации индивидуальной учебно-воспитательной работы, так как дети с худшими показателями развития требуют к себе больше внимания.
На каждом этапе онтогенеза детский организм готов к восприятию определенного объема требований, предъявляемых жизнью. В силу этого большое значение приобретает изучение не средних параметров, а индивидуально-типологических особенностей физического развития детей и подростков (конституциональных типов). В настоящее время преобладает понятие о конституции как совокупности функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств и определяющих его дееспособность и реактивность (характер реагирования на различные воздействия).
- 1. «Возрастная анатомия и физиология с основами дизонтогенеза»: предмет, задачи, основные понятия и методы дисциплины; её связь с педагогикой, психологией и дефектологией.
- 2. Онтогенез. Периодизация онтогенеза.
- 3. Развитие человека: понятие «рост» и «развитие», закономерности роста и развития детского и подросткового организма.
- 4. Специфические черты детского организма. Сенситивные и критические периоды развития.
- 5. Возрастная периодизация развития: критерии выделения периодов и их характеристики. Оценка индивидуально-типологических особенностей развития. Паспортный и биологический возраст: их критерии.
- 6. Физическое развитие человека. Факторы и основные показатели физического развития человека. Оценка уровня физического развития человека.
- 7. Конституция человека. Понятия «конституция» и «соматотип». Конституциональные признаки и схемы. Практическое значение учения о конституции.
- 8. Аномалии индивидуального развития. Типы врождённых пороков развития, их причины и профилактика.
- 9. Организм как система. Основные направления и механизмы системной организации человеческого организма.
- 1.Сердечно-сосудистая система.
- 2. Система дыхания.
- 3. Выделительная система.
- 10. Биологическая надёжность: понятие и принципы обеспечения, существующие в системах регуляции.
- 11. Терморегуляция в человеческом организме: понятие и виды терморегуляции.
- 12. Функциональная система: понятие, структура, свойства, формирование и деятельность функциональной системы.
- 13. Компенсация в человеческом организме: механизмы, стадии развития компенсаторно-приспособительных реакций. Декомпенсация. Компенсаторно-приспособительные процессы.
- 14. Реактивность и резистентность организма.
- 15.Болезнь и её признаки. Патогенез. Осложнения и рецидивы болезней. Классификации болезней.
- 16. Костно-суставная система человека: общая характеристика, функции скелета. Строение, химический состав, структура, типы костей. Соединения костей. Строение и виды суставов.
- 17. Строение позвоночного столба: характеристика отделов позвоночника. Осанка. Типы нарушения осанки.
- 18. Грудная клетка - особенности строения. Возрастные особенности строения и аномалии развития грудной клетки. Рассмотрим возрастные особенности грудной клетки человека.
- 36. Понятие о железах внутренней секреции и гормонах. Гипофункция и гиперфункция желез внутренней секреции. Этиология эндокринных расстройств.
- 37. Гипофиз, строение и функциональные особенности. Гормоны гипофиза. Гипофункция и гиперфункция гипофиза. Гипофизарная регуляция ростовых процессов и ее нарушение.
- 38. Эпифиз, физиология и патофизиология.
- 40. Вилочковая железа, ее функции. Вилочковая железа как эндокринный орган, ее изменения в онтогенезе.
- 41. Надпочечники. Физиологическое действие гормонов надпочечников. Патофизиология надпочечников.
- 42. Поджелудочная железа как эндокринный орган. Физиология и патофизиология поджелудочной железы.
- 43. Половые железы, внутрисекреторная функция. Физиологическая роль эндокринной части половых желез в организме.
- 44. Внутренняя среда организма, компоненты и её значение для жизнедеятельности человека. Кровь. Состав крови. Возрастные особенности строения и функционирования сердечно-сосудистой системы человека.
- 45. Форменные элементы крови. Эритроциты: особенности строения, функциональное значение. Эритропоэз.
- 46. Группы крови. Понятие о резус-факторе.
- 47. Анемия и гемолитическая болезнь как причина нарушений психики, речи и двигательных расстройств.
- 48. Лейкоциты, их функциональное значение. Виды лейкоцитов и лейкоцитарная формула. Понятие о лейкоцитозе и лейкопении.
- 49. Тромбоциты, их функциональное значение. Процесс свертывания крови. Свертывающая и противосвертывающая системы крови.
- 51. Органы кроветворения и иммунной системы человека: общая характеристика строения и расположения, особенности функционирования в онтогенезе.
- 52. Понятие об иммунодефиците. Врожденный и приобретенный иммунодефицит. Иммунодефицитные состояния.
- 53. Понятие об аллергии. Аллергены. Механизмы аллергических реакций. Аллергические заболевания и их профилактика.
- 54. Сердце как центральный орган кровообращения: Регуляция сердечной деятельности. Патологии сердца – их причины и профилактика.
- 55. Сосудистая система человека. Общая схема кровообращения. Артерии и вены: особенности строения. Функциональная роль сосудистой системы.
- 56. Регуляция кровообращения. Расстройства кровообращения и их последствия для организма.
- 57. Лимфатическая система человека: общий план строения и функции. Лимфа. Движение лимфы по лимфатическим сосудам.
- 58. Общий план строения дыхательной системы человека, особенности строения слизистой оболочки воздухоносных путей.
- 59. Особенности строения носа человека. Околоносовые пазухи. Роль носа в процессах дыхания и речевоспроизведения.
- 60. Гортань: общий план строения и функции гортани.
- 61. Бронхи и лёгкие: особенности строения. Дыхание. Нейрогуморальная регуляция дыхания.
- 62. Возрастные особенности органов и показателей дыхания. Нарушения и патологии дыхания. Компенсаторно-приспособительные реакции организма при нарушении дыхания.
- 64. Ротовая полость. Особенности строения и функционирования структурно-функциональных образований ротовой полости.
- 66. Кишечник: особенности строения и функционирования тонкого кишечника; роль пищеварительных желез в процессах переваривания пищи. Роль толстого кишечника в процессе пищеварения.
- 67. Понятие об обмене веществ и энергии. Анаболические и катаболические процессы, их взаимосвязь. Виды обмена. Патологии обменных процессов.
- 69. Репродуктивная система человека. Мужская половая система. Половое созревание. Характеристика фаз полового созревания.
- 70. Репродуктивная система человека. Женская репродуктивная система. Половое созревание. Характеристика фаз полового созревания.