I. Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Что происходит с самим ребенком в этом возрасте?
Возраст 6-7 лет связан с наступлением переломного, критического периода жизни. Ребенок переходит от одного способа переживания среды к другому. Происходит перестройка переживаний. Она связана с завершением дошкольного цикла развития и ожиданием школьного цикла.
Самая существенная черта кризиса 7 лет - начало дифференциации внутренней и внешней сторон личности ребенка, утрата непосредственности, привнесение в поступки интеллектуального момента.
Вам известно состояние ожидания, когда кончается важнейшая часть жизни, предстоит что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное. На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение неизвестности... Все так перепутано, трудно... Иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься, а потом стыдишься себя и от этого становится еще труднее.
То перевозбуждение, то полная апатия, то вдруг живот болит, то голова, то плакать хочется, то на месте не усидишь, все из рук валится... Вам знакомо это состояние? Тогда вы легче поймете ребенка, находящегося на важном рубеже своей жизни: в промежутке между дошкольным и школьным детством.
Как все мы, так и дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Потеря внутренней стабильности организма может сопровождаться расстройством сна и аппетита, неожиданными скачками температуры, потерей веса. Может вырасти тревожность, капризность ребенка, могут заостриться
4
любые «шероховатости» характера: упрямство или сосредоточенность, замкнутость или демонстративность... Ребенку трудно. И с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризиса, на перепутье целей, желаний, ожиданий, тоже непросто.
В этот период происходит активное анатомо-физиологи-ческое созревание организма. К 7 годам завершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий головного мозга, что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий. К 6-7 годам возрастает подвижность нервных процессов, отличается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют (что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость и т. п.).
Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы. Слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека.
В этом возрасте происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, существенно повышающие, по сравнению с предыдущим периодом, физическую выносливость ребенка.
Все это создает благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности.
Из особенностей анатомо-физиологического созревания заслуживают также внимания следующие моменты: развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем те, которые требуют точности, что необходимо учитывать при обучении детей письму. Важно также иметь в виду неравномерность анатомо-физиологического созревания детей.
Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособ-
5
ность обычно резко падает через 25-30 минут. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной нагрузке.
Давайте попробуем разобраться, что же должен уметь ваш ребенок, чтобы быть готовым к школе.
В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».
А, Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками».
И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость как достижение такой степени развития, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.
Л. И. Божович еще в 60-е годы указала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А. И. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т. д.».
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
6
- В школу с радостью
- I. Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
- 1. Личностная готовность.
- 2. Интеллектуальная готовность.
- 3. Социально-психологическая готовность.
- VI. Результативность работы.
- Занятие 1. Буква «а»
- Занятие 2. Буква «б»
- Занятие 3. Буква «в»
- Занятие 4. Буква «г»
- 3 А н я т и е 5. Буква «д»
- 2. Отработка навыков письма.
- 3. Вырежи из карточки цифру «2».
- II. Физкультминутка.
- III. Закрепление. Подумай.
- Занятие 7. Буква «ж»
- Занятие 8. Буква «3»
- I. Знакомство с буквой «3», цифрой «3».
- II. Физкультминутка.
- III. Закрепление. Подумай.
- Занятие 9. Буква «и»
- I. Знакомство с буквой «и», цифрой «3».
- Занятие 10. Буква «к»
- I. Знакомство с буквой «к», цифрой «4».
- Занятие 11. Буква «л»
- II. Физкультминутка.
- Занятие 12. Буква «м»
- II. Физкультминутка.
- III. Закрепление. Подумай.
- Занятие 13. Буква «н»
- II. Физкультминутка.
- Занятие 14. Буква «о»
- I. Знакомство с буквой «о», цифрой «5».
- III. Закрепление. Подумай.
- Занятие 15. Буква «п»
- I. Знакомство с буквой «п», цифрой «5».
- III. Закрепление. Подумай.
- Занятие 16. Буква «р»
- I. Знакомство с буквой «р», цифрой «6».
- II. Физкультминутка.
- У реки росла рябина, а река текла - рябила.
- III. Закрепление. Подумай.
- I. Знакомство с буквой «с», цифрой «6».
- II. Физкультминутка.
- Занятие 18. Буква «т»
- I. Знакомство с буквой «т», цифрой «6».
- II. Физкультминутка.
- III. Закрепление. Подумай.
- Занятие 19. Буква «у»
- II. Физкультминутка.
- III. Закрепление. Подумай.
- Занятие 20. Буква «ф»
- II. Физкультминутка.
- III. Закрепление. Подумай.
- III. Закрепление. Подумай.
- 3 А н я т и е 22. Буква «ц»
- II. Физкультминутка.
- 3 А н я т и е 23. Буква «ч»
- I. Знакомство с буквой «ч», цифрой «8».
- III. Закрепление. Подумай.
- Занятие 24. Буква «ш»
- I. Знакомство с буквой «ш», цифрой «8».
- III. Закрепление. Подумай.
- 3 А н я т и е 25. Буква «щ»
- II. Физкультминутка.
- III. Закрепление. Подумай.
- I. Знакомство с буквой «э», цифрой «9».
- II. Физкультминутка.
- III. Закрепление. Подумай.
- 3 А н я т и е 27. Буква «ю»
- 3 А н я т и е 28. Буква «я»
- I. Знакомство с буквой «я», цифрой «10».
- III. Закрепление. Подумай.
- Физкультминутка
- Цифра «7»
- Веселые задачи в стихах
- Физкультминутка
- Цифра «9»
- Цифра «10»
- Физкультминутки
- Литература
- В школу с радостью
- 404507, Волгоградская обл., г. Калач-на-Дону, ул. Кравченко, 7