Адаптация детей к ддоу
Наблюдение за детьми в период адаптации к ДДОУ
Контроль за течением адаптации осуществляется с первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении с целью ранней диагностики отклонений в состоянии здоровья и своевременной их коррекции. Поскольку эмоционально-поведенческие реакции являются показателем выраженности адаптационного синдрома и наиболее доступны при массовом наблюдении за детьми, они используются в качестве критерия оценки течения адаптации. Наиболее точной является количественная их оценка с помощью шкал, составленных отдельно для детей раннего и дошкольного возраста.
Документально контроль за течением адаптации оформляется следующим образом. При поступлении ребенка в ДДОУ делается запись с комплексной оценкой состояния здоровья и планом мероприятий по облегчению адаптации, с учетом прогноза адаптации, который определяется участковым педиатром. В группе ведется лист адаптации, который заполняет медсестра или воспитатель группы, предварительно обученные методике его заполнения. При заполнении листа адаптации отмечаются те градации каждой эмоционально-поведенческой реакции, которые имеются у ребенка в день исследования (смотри шкалу оценки).
У детей раннего возраста лист заполняется ежедневно, у дошкольников 1 раз в 3 дня. В листе адаптации отмечаются следующие данные: фамилия, имя ребенка, возраст, дата, день адаптации, балльная оценка каждой эмоционально-поведенческой реакции (гнев, страх, отрицательные эмоции, положительные эмоции, социальные контакты, познавательная деятельность, сон, аппетит), суммарная оценка за день по всем поведенческим реакциям, масса тела (у детей раннего возраста), НПР, индивидуальные особенности поведения ребенка. Кроме того, регистрируются особенности поведения ребенка дома в адаптационный период. Общий контроль за течением адаптации в детском саду осуществляет врач. Осмотр детей проводится 1 раз в неделю у детей в возрасте до 3 лет и 1 раз в 10-12 дней в возрасте от 4 до 7 лет до завершения адаптационного периода. В листе адаптации в процессе наблюдения даются медицинские и педагогические рекомендации по ее облегчению.
Оценка течения адаптации к ДДОУ
При завершении адаптации в форме небольшого резюме пишется заключение о типе, течении, стадии и степени тяжести адаптации у данного ребенка (согласно классификации) и прилагается (вклеивается в карту) лист адаптации.
Критериями завершения адаптации являются отсутствие заболеваний и других отклонений в состоянии здоровья, стойкая стабилизация эмоционально-поведенческих реакций на достаточно высоком позитивном уровне, хорошая работоспособность и успеваемость, успешное выполнение ребенком социальных функций, присущих его возрасту. При отсутствии этих критериев адаптация не должна считаться законченной, а детям необходимо проводить корригирующие педагогические и медицинские мероприятия. Все случаи возникновения у детей в период адаптации острых заболеваний и выраженных невротических расстройств должны расцениваться как ее срыв.
Мероприятия по облегчению адаптации детей к условиям ДДОУ
1.Вновь поступившим детям врачом в присутствии педагога назначается индивидуальный режим дня с учетом сведений из анамнеза, прогноза адаптации, данных первичного осмотра.
2.Медсестра должна ознакомить родителей с особенностями адаптации к детскому саду и рекомендациями врача на период адаптации.
3. Режим дня максимально должен быть приближен к домашнему. С этой целью в течение первых недель, иногда до месяца, в зависимости от поведения ребенка, разрешается:
-сохранять все имеющиеся у ребенка привычки, даже если они не соответствуют режиму группы или отрицательны по физиологической значимости;
- приносить из дома игрушки;
- присутствие матери (при выраженных нарушениях эмоционального состояния в первые дни), которая должна помочь познакомиться ребенку со взрослыми и детьми, а также при кормлении и укладывании.
4.Переводить ребенка на режим детского учреждения нужно постепенно, с учетом его индивидуальных особенностей.
5.В целях профилактики переутомления и перевозбуждения нервной системы необходимо в первый период:
- сохранить время пребывания в детском учреждении, начиная с 2-3 часов, постепенно удлиняя до полной продолжительности пребывания в группе;
с этой же целью удлинять время ночного и дневного сна на 1-1,5 часа;
—дневной сон в первую неделю лучше проводить дома;
- обеспечить ребенку в период адаптации состояние «теплового комфорта» путем некоторого утепления его, в связи с нарушением у многих детей в этот период терморегуляции и другихвегетативных функций;
исключить насильственное кормление и укладывание для сна;
- удовлетворять чрезвычайно острую потребность ребенка в эмоциональном контакте с взрослым (путем ласкового обращения к нему, организации игры рядом с взрослым, индивидуальной игры с ним и т.д.). Не нужно вопреки желаниям ребенка привлекать его к коллективной игре, занятиям. Необходимо дать ему возможность постепенного привыкания к коллективу детей и персоналу путем «наблюдения со стороны»;
-шумовой фон не должен превышать допустимого;
-необходимо обеспечить в группах необходимые условия для игр и занятий детей, прогулок, полноценного сна (достаточная площадь комнат, набор игрушек, пособий, наличие прогулочных площадок и др.);
В период адаптации не переводить ребенка из группы в группу.
В период адаптации не допускать переуплотнения групп детьми. Недопустимо принимать в группу сразу много новых детей. Принимать в ясельные группы в течение недели можно не более 1-2 детей, в дошкольные группы — 3—4 с тем, чтобы персонал мог действительно выполнять назначенный индивидуальный режим и уделять детям максимум внимания. Прием следует организовывать в разные дни недели. Например, в понедельник принимается один ребенок, следующий в ту же группу — в среду или четверг и т.д. Таким образом, при норме до 20 детей в группе прием осуществляется в течение полутора месяцев. Летом, перед переводом детей из яслей в детский сад, из детского сада в школу, прием новых детей желательно начинать не позднее 15 июля, так как некоторые родители забирают детей на время отпуска, в группе остается меньше детей и воспитатель может уделить больше внимания каждому вновь поступившему.
Нельзя в первые дни проводить какие-либо травмирующие ребенка процедуры: делать инъекции, массаж, стричь волосы, ногти и т.д. Все должно быть сделано до поступления, чтобы у ребенка не создавалось отрицательного отношения к учреждению.
При ярко выраженных нарушениях эмоционального состояния (изменение состояния носоглотки, легкое покраснение, отечность, умеренные выделения из носа, температура тела, отрицательная динамика массы тела у младших детей) целесообразно на 2-3 дня прекратить посещение детского сада с соответствующей медицинской коррекцией. На фоне снижения сопротивляемости организма ребенка в период адаптации эти явления свидетельствуют о начавшейся активности сапрофитной флоры носоглотки ребенка, а также флоры, попавшей путем контактного обсеменения от других детей.. Чтобы не допустить тяжелых заболеваний, необходимо направить ребенка домой.
Организация жизни детей в адаптационный период проводится не только врачом детского учреждения. Такая задача может быть осуществлена лишь совместными усилиями заведующей, врача, воспитателя, педагога, родителей. Нельзя допускать, чтобы персонал — няни, сестры, воспитатели — привыкали как к «неизбежности» к беспокойству, нервным срывам, капризам, плохому аппетиту, сну вновь поступивших детей.
Подготовка детей к поступлению в школу
Диагностика готовности к обучению в школе
Работа врача-педиатра по определению готовности к школе проводится в 2 этапа и предусматривает оздоровление дошкольников и коррекцию развития школьно-необходимых функций.
Первое углубленное обследование детей в связи с определением готовности их к обучению проводится в октябре-ноябре года, предшествующего поступлению в школу (в возрасте 5-6 лет в подготовительной группе). С целью выявления детей из группы риска по неготовности и своевременной коррекции проводится обязательный профосмотр (согласно «Положению о профосмот-рах детей, посещающих образовательные учреждения») и психофизиологическое исследование «школьной зрелости».
Повторное углубленное обследование (профосмотр) всех детей осуществляется в год поступления в школу (апрель-май).
После проведения повторного обследования формируется окончательное заключение о готовности ребенка к школе.
Определение степени готовности детей к школе проводится по медицинским и психолого-педагогическим критериям.
Критерии готовности детей к школе
Организация контроля за течением периода адаптации первоклассников
Состояние детей в период адаптации к школе находится под особым контролем врача, фельдшера, педагога и отмечается и листе адаптации, который по окончании периода адаптации вклеивается в Форму № 026/у-2000. В листе адаптации первоклассников указывают фамилию, имя, возраст ребенка, класс, дату регистрации, балльную оценку по каждой эмоционально-поведенческой реакции (депрессия, социальные контакты, позна-иательная деятельность, дисциплина, гнев, страх, двигательная активность) и их сумму (см. шкалу эмоционального профиля для первоклассника). Отдельно вносят средний балл успеваемости по чтению, письму и математике по четвертям, особенности поведения (непослушание, грубость, отказ от поручений, замкнутость, драчливость и др.). В течение каждой учебной четверти учитывают динамику состояния здоровья по результатам медицинского наблюдения и анкетирования родителей.
В листе адаптации в процессе наблюдения даются медицинские и педагогические рекомендации по ее облегчению с учетом прогноза, при необходимости ребенок направляется на дополнительную консультацию к специалистам (невропатолог, психиатр, психолог — при его отсутствии в школе).
Регистрацию результатов наблюдения за детьми в листах адаптации в школе осуществляет педагог, предварительно обученный методике его проведения.
У первоклассников эмоционально-поведенческие реакции регистрируются в 1-ой четверти 1 раз в 2 недели, а затем 1 раз в конце каждой четверти.
Контроль за адаптацией первоклассников осуществляет медицинская сестра (фельдшер) под руководством врача, получая от учителей необходимую информацию об успеваемости и поведении ребенка.
Ввиду того что основным клиническим проявлением дезадаптации первоклассников являются невротические реакции, необходимо их активное выявление, чему способствуют специальные анкеты. Анкетирование родителей проводят один раз в четверть.
Поскольку эмоционально-поведенческие реакции являются показателем выраженности адаптационного синдрома и наиболее доступны при массовом наблюдении за детьми, они могут быть использованы в качестве критерия оценки течения адаптации. Наиболее точной является количественная их оценка с помощью шкал.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел «Гигиена детей и подростков»
- 1.Организация профилактических медосмотров детей и подростков
- III этап – педиатрический.
- Адаптация детей к ддоу
- Оценка течения адаптации у первоклассников
- Врачебно-профессиональное консультирование (впк) и медицинское обеспечение профессиональной ориентации подростков