logo search
Papka_vozhatogo

Возрастные особенности детей и подростков

Возрастными особенностями детей и подростков являются специфические свойства личности (ее психики) закономерно изменяющиеся в процессе возрастных стадий развития под воздействием процессов воспитания и обучения. Каждый возрастной период (этап) развития личности характеризуется определенным уровнем развития ее познавательных способностей, мотивационной, эмоционально-волевой и перцептивной сферы.

Основными детскими и подростковыми возрастными периодами являются

• младший школьный возраст - 6-11 лет; • средний школьный возраст - 12-15 лет; • старший школьный возраст - 16-18 лет.

Младший школьный возраст - 6-10 (7-11) лет. Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности - учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия. Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.

Подростковый возраст от 11-12 до 14-15 лет. Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомо-физиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов.

Старший школьный возраст - 15-17 лет (ранняя юность). Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте - учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Старший школьный возраст - начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития.

Юношеский возраст от 14 до 18 лет. В юношеском возрасте происходит интенсивное физиологическое и психическое развития. Особое значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности - учение и посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств.

Психическое развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения со взрослыми. В связи с началом трудовой деятельности отношения между личностью и обществом значительно углубляются, что приводит к наиболее четкому пониманию своего места в жизни.

Мотивы плохого поведения

Задумывались вы когда-нибудь, а почему ваши дети себя плохо ведут, какие мотивы плохого поведения? Обычно родители, особо не вникая в психологическое состояние своего ребенка, просто наказывают его за плохое поведение и непослушание, и в лучшем случае наказанием будет «стояние в углу», в худшем – шлепок по попе или подзатыльник. На самом же деле дети никогда не будут просто так не слушаться. Всему есть свое логическое объяснение. Прежде чем предпринимать какие-то действия против плохого поведения, дорогие родители, разберитесь, что именно является мотивом прохого поведения. Первым и самым главным мотивом плохого поведения ребенка является банальная нехватка внимания. Подумайте, когда именно ребенок начинает себя плохо вести? Наверное тогда, когда вы безумно заняты своими делами и вам приходится все бросить, чтобы заняться крохой. Поэтому если ребенок не получает достаточного количества внимания со стороны родителей, появляется плохое поведение. Вторым мотивом плохого поведения детей можно назвать протест против чего-либо или месть кому-то. Это может быть обида, ревность, невыполнение обещания, данного ребенку. Иногда чрезмерная критика взрослых может спровоцировать именно то, о чем они говорят. Еще одна распространенная причина плохого поведения – это борьба за свою самостоятельность при слишком сильной опеке родителей. Маленький ребенок часто говорит «Я сам», когда родители очень хотят ему помочь. Старайтесь, где это возможно, дать ребенку волю для проявления своей самостоятельности. Возможно, это будет сделано не так качественно и быстро, если это сделаете вы, но ребенок быстрее научится обслуживать себя.