logo search
2021 EXAM / Otvety_na_ekzamen_GIG

Санитарно-противоэпедемические мероприятия при передвижении личного состава автомобильным, железнодорожным, водным транспортом

Перевозки железнодорожным и водным транспортом в военное время в тыловых районах являются самыми распространенными. При этом формируются воинские эшелоны, под которыми понимается организованная для перевозки в одном поезде или на одном судне воинская часть или ее подразделение.

В железнодорожном воинском эшелоне предусматриваются вагоны для личного состава, изолятор, кухня, вагон для продовольствия (летом- изотермический вагон). Вагоны, подготовленные в санитарном отношении, очищенные от мусора, вымытые горячей водой и продезинфицированные, обеспеченные съемным воинским оборудованием, предоставляет железная дорога. В случае необходимости производится дозиметрический контроль и дезактивация. Подготовленные вагоны проверяются комиссией и пломбируются. В состав комиссии по приемке воинского эшелона в обязательном порядке входит представитель органов санитарно-эпидемиологического надзора МО РФ, либо врач части для которой наряжается данный эшелон.

Съемное воинское оборудование железнодорожных вагонов, предназначенных для перевозки личного состава, включает доски (в том числе для устройства нар), фонари, ведра, стремянки, рамы оконные, метлы, а в отопительный период — печи с необходимым оборудованием.

Задача  войсковой медицинской службы и представителей санитарно-эпидемиологических учреждений  и подразделений состоит в том, чтобы путем постоянного наблюдения за личным составом и условиями перевозок выявлять обстоятельства, могущие оказывать неблагоприятное влияние на здоровье и боеспособность солдат и офицеров, и принимать меры для их устранения.

Начальник медицинской службы воинской части, планируя мероприятия по медицинскому контролю железнодорожных перевозок, вначале изучает приказ командира части на организацию перевозки и оценивает обстановку. Необходимые дополнительные сведения он запрашивает у соответствующих должностных лиц и прежде всего у своего начальника по специальности. К нему же он обращается с заявкой на недостающие силы и средства.

Планируемые мероприятия начальник медицинской службы подразделяет на 3 группы: мероприятия подготовительного периода, периода следования эшелона по железной дороге и мероприятия в районе выгрузки.

Приняв решение о порядке медицинского обеспечения эшелона, начальник медицинской службы выделяет врача (или фельдшера) эшелона и ставит ему задачу.

За организацию и осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в эшелоне отвечают: начальник эшелона и его заместители, заместитель по тылу (снабжению), врач (фельдшер) эшелона, командиры подразделений, начальник команды службы РХБЗ и старшие по вагонам.

Старший по вагону обязан выделять солдат для получения пищи, подноски воды и работы на кухне. О всех заболевших он должен немедленно докладывать дежурному по эшелону и командиру подразделения, а после выгрузки обеспечить уборку вагона.

Врач (фельдшер) эшелона в период подготовки к перевозке обязан уяснить радиационную, химическую и эпидемическую обстановку в районе погрузки и на маршруте следования, проверить проведена ли помывка со сменой белья и медицинский осмотр личного состава, проверить доброкачественность продовольствия, получаемого на путь следования, организовать проведение медицинского осмотра и внеочередного бактериологического обследования лиц поварского состава и организовать беседы с личным составом. Средства, необходимые для проведения  санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, он получает от начальника медицинской службы воинской части.

В пути врач (фельдшер) обходит ежедневно вагоны, проверяя их санитарное состояние и контролируя соблюдение правил личной гигиены; проверяет условия хранения и доброкачественность пищевых продуктов, выдаваемых на довольствие, ведет медицинский контроль за приготовлением и раздачей пищи, снабжением кипяченой водой; руководит санитарной обработкой личного состава; совместно с начальником команды службы РХБЗ проводит бактериологическую разведку, а в случае заражения эшелона бактериальными средствами организует забор проб и передачу их на анализ в ближайшие по пути следования санитарно-контрольные пункты; проводит гигиеническое воспитание личного состава по правилам безопасного поведения при передвижении в эшелоне. Все выявленные в ходе осмотра эшелона больные помещаются в изолятор и госпитализируются на ближайшей остановке в больницы МЗ РФ либо в гарнизонный госпиталь, о чем врач (фельдшер) эшелона через начальника эшелона докладывает по команде.

Если в воинском эшелоне 2% личного состава заболевают однородными или 5% – разнородными инфекционными болезнями, а также при выявлении хотя бы одного больного особо опасными инфекциями (чумой, холерой и др.) воинский эшелон по указанию командования военного округа (флота) направляется в обсервационный пункт. При выявлении хотя бы одного случая заболевания сыпным тифом или при подозрении на заболевание больного изолируют, личный состав вагона на ближайшей узловой станции подвергают полной санитарной обработке, а вагон подлежит дезинфекции или замене.

Санитарно-эпидемиологический надзор за организацией и осуществлением передвижения (передислокации) войск возлагается на специалистов санитарно-эпидемиологических учреждений МО РФ и МПС. Выполнение их требований, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) при передвижении войск, является обязательным для начальников эшелонов.

В пути следования снабжение эшелона холодной и горячей водой осуществляет администрация железной дороги из расчета не менее 6—10 л/сут на 1 человека. В эшелоне должен быть запас питьевой воды — в котлах, бачках для питьевой воды и флягах.

В пути следования личному составу категорически запрещается использовать продукты питания полученные, либо купленные у населения. Контроль за выполнением данного требования возлагается на комендантскую службу эшелона.

Горячая пища готовится не реже 2-х раз в сутки. Если в эшелоне нет кухонь, то не реже 1 раза в сутки питание производится на военно-продовольственных пунктах, где военнослужащие могут получать до 50% суточной нормы продовольствия. Остальное положенное по норме довольствие выдается сухим пайком. Дневную норму хлеба и сахара целесообразно выдавать по частям вместе с горячей пищей.

На военно-продовольственных пунктах пища должна быть приготовлена не раньше, чем за 30-40 мин до прибытия эшелона. Горячую пищу личный состав может получать в свои котелки. В этом случае должна быть обеспечена возможность мытья горячей водой индивидуальной посуды — котелков, кружек и ложек.

Перед погрузкой в эшелон весь личный состав проходит помывку в бане, при необходимости проводится дезинфекция, дезинсекция (импрегнация) белья, обмундирования и личных вещей. Помывки (санитарные обработки) в пути следования проводятся через 7-8 суток в станционных санпропускниках, банно-прачечных поездах и гарнизонных банях.

Для передвижения (передислокации) войск водным транспортом используются самоходные и несамоходные (транспортные и грузовые) суда, имеющие помещения и палубы, пригодные для размещения личного состава. Площадь на одного человека в грузовых судовых помещениях, не оборудованных нарами, определяется из расчета 0,5-1,3 м2. При установке двухъярусных нар она сокращается в 1,1-1,4 раза, а при установке трехъярусных нар – в 1,6-2 раза, что ведет к еще большей скученности личного состава, чем при перевозке в железнодорожных вагонах.

Поскольку на судах могут размещаться значительные воинские контингенты, командование воинских частей и представители пароходства составляют план приспособления транспорта для перевозки личного состава и техники. Необходимое переоборудование и оснащение судна осуществляется пароходством.

Использование для перевозки войск водного транспорта имеет следующие гигиенические особенности: размещение личного состава подразделений на одном судне, а на речном транспорте – в одном помещении; подверженность большинства людей укачиванию; необходимость создания больших запасов воды и проведения дератизационных мероприятий.

Размещение больших групп людей в одном помещении сопряжено с опасностью распространения эпидемических заболеваний, ухудшением микроклимата, загрязнением воздуха продуктами жизнедеятельности человека. Снижение объема вентиляции чаще происходит ночью, на стоянках, во время шторма и в холодную погоду вследствие задраивания люков и иллюминаторов. Поэтому при рассмотрении плана приспособления судна для перевозки военнослужащих медицинская служба обращает внимание командования на необходимость оборудования дополнительной вентиляции (виндзейли, ветровые желобы-совки, переносные вентиляторы) и использования световых и сходных люков, элеваторных шахт и кожухов дымовых труб для проветривания жилых помещений.

Укачиванию (или «морской болезни») подвержено большинство людей. Одной из профилактических мер, используемых на морских судах, является организация активной деятельности личного состава.

Снабжение подразделений пресной водой при перевозке морем производится в портах на весь путь следования из расчета не менее 10 л в сутки на человека. На морском транспорте создаются значительные запасы питьевой воды, которые требуется сохранить в течение длительного времени. В таких случаях в период подготовки проводится очистка, цементирование и дезинфекция балластных цистерн, заполнение их доброкачественной водой и консервирование ее хлорсодержащими препаратами или ионизированным серебром на специальных установках, находящихся на крупных современных судах.

Для питья используют только обеззараженную воду (кипячение, хлорирование). Забортной водой пользуются для хозяйственных надобностей. За качеством воды устанавливают строгий медицинский контроль. Горячую пищу готовят в судовых камбузах и походных кухнях перевозимых подразделений.

Дератизация является обязательной мерой при подготовке судна для перевозки войск. Проводит ее пароходство.

Самым распространенным способом передвижения подразделений в войсковом и армейском районах является марш на автомобилях, бронетранспортерах или боевых машинах.

Автомобильное подразделение или группа автомобилей, следующих по одному маршруту под единым командованием и выполняющих общую задачу, составляет автомобильную колонну.

Время совершения марша определяется в зависимости от реальной обстановки. Ночные марши обеспечивают большую скрытность и меньшую вероятность боевых потерь, но они вызывают и большую утомляемость личного состава, проводятся более низким темпом, требуют высокой степени выучки водителей, тщательной подготовки машин и дорог. Средняя скорость движения колонн на марше может быть ночью 25-30км/ч, днем 30-40км/ч, среднесуточный пробег автомобильной колонны при одном водителе на машине – до 150-350 км. Время суток распределяется следующим образом: движение – 10-12 ч, погрузка (выгрузка) — 3-4 ч, техническое обслуживание — 1-2 ч, отдых личного состава — 7-8 ч.

Для отдыха личного состава и проверки состояния машин делают малые и большие привалы, а также устраивают дневной (ночной) отдых. Малые привалы продолжительностью 20—30 мин назначают через каждые 2—3 ч движения для разминки, приема пищи и воды. Первый малый привал целесообразно устраивать через 1—2 ч после начала движения. В начале второй половины суточного перехода — через 6—8 ч нахождения в пути — делается большой привал на 2—4 ч для отдыха, приема горячей пищи и осмотра материальной части техники.

Для перевозки личного состава используют только исправный, чистый, при необходимости продезинфицированный транспорт, оборудованный скамьями и тентом. Отвечает за подготовку автомашин начальник автомобильной службы. При расчете норм посадки исходят из 0,27 м2 пола кузова на человека. В современном грузовом автомобиле могут разместиться 21—35 человек.

Во время автомобильных перевозок на организм военнослужащих может оказывать неблагоприятное влияние, сочетанное действие ряда факторов окружающей среды (таблица 6.1), суммарным эффектом которого может быть преждевременное развитие утомления и снижение боеспособности. Особое внимание должно быть обращено на предупреждение отравления выхлопными газами, отрицательное действие которых наблюдается при нарушении дистанции между машинами, при медленном темпе движения, частых остановках без выключения двигателей, при движении колонны по лесным дорогам, в ущельях и долинах, в тоннелях, при безветрии или попутном ветре, а также при движении вместе с танками.

Таблица 6.1. – Неблагоприятные факторы окружающей среды при перевозках автомобильным транспортом и реакция организма

Фактор окружающей среды.

Возможная реакция организма человека на воздействие фактора окружающей среды.

Солнечная радиация, высокая температура воздуха, высокая влажность.

Перегревание, тепловые удары, фотофтальмия.

Низкая температура воздуха, высокая абсолютная влажность, скорость ветра, снег, (осадки, в виде дождя, снега, града).

Охлаждение, отморожение, простудные заболевания, пневмонии, бронхиты, обострение заболеваний костно-мышечной системы, миальгии, радикулиты.

Интенсивное движение воздуха при движении транспорта, пыль.

Конъюнктивит, блефарит, микротравма глаза

Выхлопные газы при движении техники.

Головная боль, головокружение, шум в ушах, слабость и разбитость.

Шум, вибрация, сотрясения.

Ухудшение настроения, снижение остроты слуха, притупление внимания, шум в ушах, утомление. Статическое напряжение отдельных групп мышц (из-за необходимости сохранения равновесия), нарушение нормального распределения крови (ишемические боли), сдавление грудной клетки и отдельных нервов, смещение внутренних органов

Небольшие перегрузки меняющегося направления

Укачивание-головокружение, нарушение устойчивости, равновесия, тошнота, рвота

Отравление техническими жидкостями чаще всего бывает при вдыхании их паров, а также при попадании на открытые части тела и слизистые оболочки.

Острое отравление парами горючего может вызвать длительную потерю сознания, а несвоевременная помощь пострадавшему – смерть. Во всех случаях острого отравления пострадавшего надо немедленно удалить из опасной зоны.

В случае заглатывания антифриза или тормозной жидкости нужно вызвать рвоту и немедленно доставить пострадавшего в медицинский пункт. При отравлении угарным газом надо вывести пострадавшего на свежий воздух, дать понюхать нашатырный спирт. При появлении рвоты — доставить в медицинский пункт, приняв меры для предупреждения асфиксии.

На пути следования автоколонны могут оказаться участки, зараженные средствами оружия массового поражения (ОМП). В этом случае к факторам, указанным в таблице могут присоединиться факторы, специфичные для того или иного вида ОМП.

В пути личный состав готовит пищу из консервов и концентратов, использует индивидуальный рацион питания (ИРП-1). При перевозках по военным автомобильным дорогам питание может осуществляться на военно-продовольственных пунктах. Перед выступлением за 1-1,5 часа выдается необильная горячая пища.

В ходе разведки маршрута передвижения  медицинская служба проводит санитарно-эпидемиологическую оценку маршрута, мест остановок и привалов, а также источников воды и населенных пунктов, через которые следует автоколонна; определяет места для развертывания полевых пунктов водоснабжения и пунктов продовольственного питания (ППП). По маршруту движения все зараженные и неблагополучные в санитарно-эпидемическом отношении районы обеспечивают хорошо видимыми указателями. Источники воды, предназначенные для использования подразделениями, берутся под охрану. В соответствии с поставленной боевой задачей и данными разведки командир воинской части по докладу начальника медицинской службы и других должностных лиц в своем приказе или на служебном совещании определяет профилактические мероприятия, проводимые в подготовительном периоде и во время движения автоколонны.

Устанавливается режим движения: указывается дистанция между машинами (25-30 м), продолжительность движения и отдыха. Определяют выполняемые на привалах меры по сохранению боеспособности; физические упражнения, меры личной гигиены – умывание, мытье ног, купание, чистка одежды от пыли.

Войска, совершающие марш в условиях применения противником оружия массового поражения, могут оказываться в зоне ядерного взрыва, пересекать след радиоактивного облака или очаг химического или бактериологического заражения. Участки заражения радиоактивными веществами (РВ), отравляющими веществами (ОВ), бактериальными средствами (БС) войска преодолевают в средствах индивидуальной защиты – в противогазах, защитных накидках, защитных чулках, перчатках. Машины должны передвигаться на таких дистанциях, при которых взаимное запыление будет наименьшим. Для передвижения по возможности используют участки местности с меньшим уровнем заражения. Такие участки разведка обозначает предупредительными знаками.

Врачу необходимо знать данные химической разведки и дозиметрического контроля и проверять тщательность проведения дезактивации, обезвреживания и дезинфекции.