Адаптация детей к начальному обучению в школе. Определение готовности детей к школе
В настоящее время перед поступлением в школу обязательно проводится проверка так называемой школьной зрелости.
Школьная зрелость - это степень морфологической и функциональной готовности отдельных органов и систем организма ребенка к выполнению требований школы.
В 6 лет проводится проверка детей в детском саду или поликлинике. Устанавливает школьную зрелость медико-биологическая комиссия, в которую входят
1) врач-педиатр -2) педагог 3) логопед
Критерии установления школьной зрелости :
Состояние здоровья ребенка (в том числе психологический статус)
Установление биологического возраста
Проверка развития речи (пересказ)
Проведение дозированной работы ( 2 мин)
Психофизиологический тест Керна-Иррасека. С его помощью можно на 70 % установить школьную зрелость. Этот тест состоит из 3 заданий
Нарисовать человека.
Скопировать письменно короткую фразу.
Срисовать 10 точек в виде прямоугольника.
Каждое задание оценивается отдельно. Высший бал - 1, низший - 5. Дети, набравшие 3-5 баллов - зрелые
5-9 баллов - средне зрелые, больше 10 - незрелые. Первых и вторых берут в школу.
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически.
Главными моментами, влияющими на социально-психологическую адаптацию в школе, являются следующие:
адаптация к новому режиму дня — продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания, домашняя самоподготовка и другие;
адаптация к классному коллективу — проблемы приобретения социального статуса, взаимоотношений со сверстниками;
трудности адаптации, локализующиеся в области взаимоотношений со школьным учителем;
трудности адаптации, обусловленные изменениями ситуации в домашней обстановке—изменения отношения родителей к ребенку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чувству ответственности.
Поступление ребенка в школу сопровождается выраженным изменением сложившегося ранее динамического стереотипа и условий жизни, знакомством с новыми детьми и взрослыми. Это вызывает необходимость мобилизации адаптационных механизмов, которые у детей только формируются. В процессе социальной адаптации к образовательному учреждению у большинства детей наблюдаются изменения в деятельности многих органов и систем, прежде всего ЦНС. Повышается возбудимость корковых клеток, нарушается взаимодействие первой и второй сигнальных систем, изменяется экскреция гормонов коры надпочечников, наблюдаются прочие многообразные проявления напряжения адаптации. Более чем у половины первоклассников изменяются эмоционально-поведенческие реакции. Достаточно часто появляются повышенное двигательное беспокойство, чрезмерная подвижность или, напротив, заторможенность, рассеянность и трудность концентрации внимания, частые отвлечения на уроках, повышенная утомляемость. У отдельных детей нарушаются сон, аппетит, снижается общая резистентность, что в первые 1 — 2 мес проявляется повышенной заболеваемостью первоклассников.
Если учитель и родители планомерно соблюдают режим, создают спокойную доброжелательную обстановку в классе и семье, обеспечивают полноценные условия для занятий, сна, отдыха ребенка, то происходит стабилизация психического и физического самочувствия детей.
В течение 1 — 2-й четвертей учебного года поведение большинства детей нормализуется. У части детей умеренно выраженные невротические реакции продолжаются дольше, сопровождаясь выраженной астенизацией и большей частотой соматовегетативных расстройств. У отдельных детей развивается гипердинамический синдром, появляются навязчивые движения, различные страхи. Системная медицинская и психолого-педагогическая коррекция способствует более быстрому формированию адаптированности детей к школе. В результате перестройки функций ведущих органов и систем восстанавливается типичный для ребенка уровень гомеостаза, обеспечивающий ему оптимальное существование в новой микросоциальной среде. Важную роль играют подготовка детей к школе в дошкольном учреждении и семье.
Обучение ребенка начинается задолго до поступления в школу. С раннего возраста взрослые передают ребенку знания и умения, накопленные поколениями людей, преимущественно в игровой форме.
При соблюдении режима дня, благоприятных условий жизни и предметной среды игровая деятельность малоутомительна для ребенка. Ведущей формой деятельности детей старшего дошкольного возраста является ролевая игра, в процессе которой ребенок проходит первичный этап социализации, проигрывая роли взрослой жизни.
В 6 — 7 лет происходит смена жизненных стереотипов и ведущих форм деятельности от ролевой игры к учебной деятельности в начальной школе. Учебная деятельность предъявляет высокие требования к растущему организму, поскольку детям предстоит усваивать основы системных научных знаний. Учебная деятельность должна соответствовать уровню достигнутого биологического и психического развития детей. В то же время обучение хорошо, когда оно не только согласовано с уровнем достигнутого развития («актуальная зона», по Л. С. Выгодскому), но оно должно опережать его, формируя тем самым «зону ближайшего» развития, что и обеспечивает систематическое обучение.
Величайшее мастерство взрослых, направляющих деятельность детей, состоит в правильном соотнесении уровня развития с объемом и качеством учебной нагрузки. Эта ключевая позиция обеспечивает гармонию биологической и социальной констант в человеке на протяжении всей жизни.
Традиционно учебная нагрузка ориентирована на среднестатистического школьника, телесно и психически здорового. Этот постулат на протяжении многих десятилетий XX в. в определенной мере оправдывал себя при начале обучения детей с 7-летнего возраста. Кардинальные изменения в социальной жизни людей конца XX в., снижение численности детей из-за падения рождаемости, проявления секулярного тренда и ухудшение физического развития детей, повышение уровня общей заболеваемости обусловили пересмотр сложившихся положений системы образования подрастающего поколения.
В начале XXI в. детей принимают в школу с 6 лет 6 мес — 7 лет, что увеличило диапазон возрастного комплектования первых классов в четырехлетней начальной школе.
В то же время дети одного паспортного возраста различаются по биологическому и психическому развитию, степени педагогической подготовленности к школе. Каждый третий ребенок поступает в школу с хроническими заболеваниями, более половины детей с морфофункциональными нарушениями, нередко полисистемного характера.
Готовность детей к обучению в школе начинают диагностировать за год до поступления в школу во время углубленного медицинского обследования с целью выявления нарушений в состоянии здоровья и заболеваний, а также необходимости и объема возможного оздоровления и лечения детей. Степень готовности определяется по совокупности медицинских и психолого-педагогических критериев.
- История кафедры гигиены с основами экологии
- Предмет и задачи гигиены. Значение гигиенических знаний в работе врача-лечебника.
- История развития гигиены. Важнейшие деятели гигиенической науки и санитарного дела, их роль в развитии гигиены в нашей стране.
- Загрязнения окружающей среды в современных условиях. Мероприятия по охране окружающей среды в современных условиях
- Химическими веществами
- 1) Загрязнители промышленного происхождения
- Атмосферное давление и его связь с высотой местности над уровнем моря. Участие в формировании погоды. Единицы измерения, приборы для измерения, влияние на организм человека.
- Атмосферное давление. Пониженное атмосферное давление, горная и высотная болезни и их профилактика.
- Атмосферное давление. Повышенное атмосферное давление. Декомпрессионная болезнь, баротравма и их профилактика.
- Погода, климатические факторы. Влияние на организм человека. Метеотропные реакции и их профилактика.
- Акклиматизация как социальная и гигиеническая проблема.
- Солнечная радиация и ее значение. Границы и гигиеническое значение видимого участка солнечной радиации
- Процессы загрязнения и механизмы самоочищения атмосферного воздуха. Влияние загрязнения атмосферы на организм человека. Мероприятия по охране атмосферного воздуха.
- 1. Пыль
- 2. Сажа
- 4. Оксиды азота
- 5. Угарный газ (со)
- Эпидемиологическое значение воды. Заболевания, передающиеся водным путем.
- I. Бактериальные инфекции.
- Паразитарные заболевания.
- Нормы потребления воды для различных мест в зависимости от условий их благоустройства.
- Источники водоснабжения и их санитарно-гигиеническая характеристика.
- Санитарная охрана водоисточников.
- Гигиеническая характеристика системы водоснабжения современного города. Требования к качеству воды централизованного водоснабжения
- Водозаборные сооружения
- Очистные сооружения (водопроводная станция).
- Распределительная сеть
- Нецентрализованное водоснабжение, его организация и устройство. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения.
- Способы очистки питьевой воды и гигиеническая характеристика
- 1) Фторирование и дефторирование
- 2) Опреснение воды
- 3) Умягчение воды.
- 4) Обезжелезивание воды.
- Способы обеззараживания питьевой воды и их гигиеническая характеристика.
- I. По месту ввода хлора в схеме обработки воды.
- II. По величине дозы хлора.
- Специальные способы улучшения качества питьевой воды и их гигиеническая характеристика.
- 1) Фторирование и дефторирование
- 2) Опреснение воды
- 3) Умягчение воды.
- 4) Обезжелезивание воды.
- Почва населенных мест как фактор здоровья. Процессы загрязнения и механизмы самоочищения. Мероприятия по охране почвы от загрязнения.
- Химическими веществами
- 1) Загрязнители промышленного происхождения
- Способы очистки мест от коммунально-бытовых сточных вод. Почвенные способы утилизации сточных вод.
- Вывозная система очистки населенных мест от твердых бытовых отходов. Гигиеническая характеристика ее этапов.
- Биотермические способы обеззараживания коммунальных и больничных отходов (компостирование, биотермические камеры). Их устройство и гигиеническая оценка.
- Урбанизация как гигиеническая проблема. Гигиеническая характеристика условий жизни в современных городах. Градообразующие факторы и градообразующие группы населения.
- Гигиеническая характеристика современного жилища. Синдром «больного здания».
- Виды и гигиеническая оценка планировки и благоустройства населенных мест. Гигиеническое значение и влияние жилищных условий на заболеваемость.
- Температура воздуха помещения и поверхностей и их влияние на организм человека.
- Влажность воздуха жилых помещений и общественных зданий и ее влияние на организм человека. Виды влажности воздуха. Методы и приборы для определения влажности воздуха.
- Гигиеническое значение движения воздуха открытых мест и в помещениях. Методы и приборы для определения скорости движения воздуха. Показатели загрязнения воздуха помещений и жилых зданий.
- Химический состав вдыхаемого воздуха. Оценка воздуха в жилых помещения по углекислому газу. Расчет крастности воздухообмена в жилом помещении.
- Естественное освещение. Виды, основные показатели их гигиеническое нормирование
- Искусственное освещение. Виды, методы его оценки. Типы светильников, их гигиеническая характеристика. Нормирование искусственного освещения
- Гигиеническая характеристика отопления жилых общественных и производственных помещений. Виды отопления. Гигиеническая оценка отопительных устройств.
- Системы больничного строительства и их гигиеническая характеристика. Принципы размещения в населенном пункте лечебных учреждений
- Гигиенические требования к больничному участку.
- Сравнительная гигиеническая оценка больничных зданий с разным типом внутренней планировки. Понятие о палатной секции.
- Особенности внутренней планировки и санитарного режима терапевтического отделения. Нормативы площади и кубатуры на 1 больного в палате.
- Особенности внутренней планировки и санитарного режима хирургического отделения. Нормативы площади и кубатуры на 1 больного в палате
- Особенности внутренней планировки и санитарного режима акушерских отделений. Нормативы площади и кубатуры на 1 больного в палате
- Рекомендуемая минимальная площадь помещений отделений акушерских стационаров
- Особенности внутренней планировки и санитарного режима детских больниц. Нормативы площади и кубатуры на 1 больного в палате
- Лечебно-охранительный режим в больницах
- Инфекционные и туберкулезные диспансеры. Размещение в населенном пункте и планировка.
- Бокс, полубокс, боксированная палата в инфекционных отделениях. Их устройство и нормативы площади и кубатуры на 1 взрослого и ребенка
- Рекомендуемая минимальная площадь помещений палатных отделений
- Особенности организации теплового режима, воздушного и светового комфорта больниц
- Обеспечение норм микроклимата, воздухообмена, освещения, чистоты воздуха, качества водоснабжения как лечебных факторов
- Меры профилактики перегревания и переохлаждения в палатах.
- Гигиеническая характеристика размещения, планировки, оборудования и организации работы больничных пищеблоков и медицинский контроль за организацией питания больных и здоровьем персонала.
- Причины возникновения и направления профилактики внутрибольничных инфекций.
- Гигиена труда врачей хирургического профиля и профилактика заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью.
- Гигиена труда работников рентгенологов и радиологов. Профилактика заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью.
- Гигиена труда участковых врачей и профилактика заболеваний, связанных с их профессиональной деятельностью.
- Гигиена труда врачей скорой помощи и профилактика заболеваний, связанных с их профессиональной деятельностью.
- Профессиональные заболевания медицинских работников и их профилактика
- Состояние здоровья детей и подростков. Критерий группы здоровья.
- Состояние опорно-двигательного аппарата
- Факторы, формирующие здоровье
- Понятие о физическом развитии детей и подростков. Методы изучения физического развития детей и подростков.
- Методы оценки физического развития детей и подростков
- Акселерация роста и развития. Гипотезы, объясняющие это явление
- Генетическая теория.
- Основные закономерности роста и развития детей и подростков.
- Адаптация детей к начальному обучению в школе. Определение готовности детей к школе
- Заболевания и нарушения, возникающие у детей и подростков в связи с анатомическими и физиологическими особенностями при воздействии факторов внутришкольной среды. Принципы их профилактика.
- Виды осанки, формы грудной клетки, ног, стопы. Причины нарушения их нормального состояния. Методы определения
- Основы гигиены общеобразовательных учреждений (расположение школы в населенных пунктах, зонирование, внутренняя планировка зданий, размеры классов и их обоснование)
- Школьная мебель и ее значение для здоровья учеников. Размеры столов и парт, их размещение в классах и учебных кабинетах
- Основные принципы рационального питания детей. Медицинский контроль за организацией питания в общеобразовательных учреждениях.
- Гигиенические принципы организации физического воспитания школьников. Сроки допуска к занятиям физической культурой после некоторых перенесенных заболеваний.
- Гигиенические основы трудового обучения детей и подростков.
- Цели, задачи и организация профессиональной ориентации школьников. Цели, задачи и организация врачебно-профессиональной консультации подростков.
- Научные основы рационального питания.
- Болезни питания, их классификация и профилактика.
- 2) Инфекционные заболевания
- 3) Паразитарные заболевания.
- 4) Пищевые отравления
- Значение питания для здоровья и физического развития населения. Понятие о пищевом статусе.
- Физиологические основы нормирования питания населения в зависимости от характера трудовой деятельности, пола, возраста, климата, условий жизни в населенных местах.
- Гигиеническая характеристика пищевых продуктов животного происхождения и принципы их использования в питании.
- Гигиеническая характеристика пищевых продуктов растительного происхождения и принципы их использования в питании.
- Пищевые жиры животного и растительного происхождения, их состав, физиологическая, энергетическая, пищевая и вкусовая ценность. Биологическая потребность в жирах среди различных групп населения.
- Углеводы (моно-, ди-, полисахариды), их физиологическая, энергетическая, и пищевая ценность. Источники и нормирование углеводов в рационе питания различных групп населения.
- Пищевые волокна, их роль в питании. Источники пищевых волокон.
- Минеральные соли, макро и микроэлементы, их биологическая ценность, источники и нормирование в рационе.
- Заболевания, связанные с недостаточным или избыточным содержанием минеральных солей, макро- и микроэлементов в продуктах питания, их профилактика.
- Особенности питания при умственном и физическом труде
- Понятие о диетическом и лечебном питании
- Пищевые отравления, их современная классификация. Принципы профилактики пищевых отравлений.
- Микробные пищевые отравления, их классификация. Этиология, клиника, принципы профилактики пищевых токсикозов.
- Микробные пищевые отравления, их классификация. Этиология, клиника, принципы профилактики токсикоинфекций.
- Пищевые стафилококковые токсикозы: продукты и блюда-источники, этиология, лечение, профилактика.
- Ботулизм: продукты и блюда - источники, этиология, клиника, лечение, профилактика.
- Микотоксикозы. Этиология, клиника, лечение, принципы профилактики
- Немикробные пищевые отравления, их классификация. Принципы профилактики.
- Пищевые добавки, их классификация и гигиеническая характеристика.
- Методы консервации пищевых продуктов. Гигиеническая оценка консервов.
- Методы консервации пищевых продуктов. Гигиеническая оценка сухарей
- Заболевания и глистные инвазии, передающиеся через мясные и молочные продукты.
- Предмет и задачи медицины труда. Значение труда для здоровья человека.
- История развития медицины труда. Агрикола, Парацельс, Рамацини, Ломоносов, Никитин, Эрисман - их роль в медицине труда.
- Медицинские осмотры работающих: цели, задачи, организация.
- Понятие о производственных вредностях. Основные профессиональные вредности физической природы и принципы профилактики их неблагоприятного воздействия на организм.
- 2. Химические:
- Производственный микроклимат, его классификация, специфическая и неспецифическая патология. Профилактические мероприятия.
- Шум как профессиональная вредность. Патология, вызываемая производственным шумом. Принципы ее профилактики.
- Вибрация как профессиональная вредность. Виды вибрации. Патология, вызываемая производственной вибрацией, принципы профилактики.
- Ультразвук. Использование в медицине. Механизм повреждающего действия. Профилактические меры при работе с уз-установками
- Инфразвук. Источники. Биологическое действие. Профилактика неблагоприятного действия на организм человека.
- Производственная пыль как профессиональная вредность. Значение дисперсного, химического состава и растворимости дисперсной фазы производственных аэрозолей.
- Пылевые профессиональные заболевания. Силикоз. Этиология, патогенез, клиника, принципы профилактики.
- Промышленные яды как профессиональная вредность. Принципы профилактики профессиональных отравлений в промышленности и в сельском хозяйстве.
- Пути поступления, метаболизм в организме промышленных ядов. Виды их кумуляции. Выведение промышленных ядов из организма
- Растворители, как фактор производственной вредности. Принципы профилактики их неблагоприятного воздействия на организм человека.
- Окись углерода, как фактор производственной вредности. Принципы профилактики неблагоприятного воздействия на организм человека.
- Свинец, как фактор производственной вредности. Принципы профилактики неблагоприятного воздействия на организм человека
- Ртуть, как фактор производственной вредности. Принципы профилактики неблагоприятного воздействия на организм человека.
- Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Их характеристика и показания к применению.
- Основные принципы гигиенической классификации труда.
- Физиологические сдвиги в организме при физической работе.
- Работоспособность. Классическая кривая работоспособности, ее участки.
- Утомление, переутомление, теории утомления, профилактика утомления.
- Основы личной гигиены студента.
- Гигиена умственного труда. Основные отличительные особенности умственного труда
- Основы санитарного благоустройства промышленных предприятий. Производственная вентиляция, виды, назначение, гигиеническая характеристика.
- Основы санитарного благоустройства промышленных предприятий. Освещенность производственных помещений, основные требования, виды, их гигиеническая характеристика.
- Гигиена труда животноводов.
- Гигиена труда механизаторов.
- Пестициды, их классификации. Гигиена труда при работе с пестицидами.
- Поведение пестицидов в природной среде. Сравнительная гигиеническая характеристика фосфорорганических и хлорорганических пестицидов. Профилактика возможных отравлений.
- Охрана окружающей среды при использовании в сельском хозяйстве агрохимикатов.
- Основы личной гигиены. Гигиена кожи и полости рта.
- Гигиена одежды и обуви, характеристика и свойства материалов для изготовления одежды обуви.
- Ионизирующие излучения, их виды, свойства и гигиеническая характеристика. Принципы защиты при работе с источниками ионизирующих излучений.
- Ионизирующие излучения: α-излучение, природа, характеристика, свойства, длина пробега в воздухе. Защита от α-излучения.
- Ионизирующие излучения: β-излучение, природа, характеристика, свойства, длина пробега в воздухе. Защита от β-излучения.
- Ионизирующие излучения: γ-излучение, природа, характеристика, свойства, длина пробега в воздухе. Защита от γ-излучения.
- Понятие о закрытых источниках ионизирующих излучений. Принципы защиты.
- Понятие об открытых источниках ионизирующих излучений. Принципы защиты.
- Основные инженерно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и организационные принципы профилактики лучевой болезни.
- 1) Основные дозовые пределы облучения.
- 2) Допустимые уровни
- 3) Контрольные уровни.
- Радиоактивные отходы, их классификация, хранение, транспортировка и удаление. Охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными веществами.
- Определение и содержание военной гигиены. Основные этапы развития. Виднейшие ее представители.
- Роль военной гигиены в общей системе медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
- Санитарно-эпидемический надзор в вооруженных силах рф. Задачи организации санитарно-эпидемического надзора в чс.
- Гигиена полевого размещения войск. Типы полевых жилищ их гигиеническая оценка
- Понятие о различных типах фортификационных сооружений и их назначение в условиях чс. Обитаемость объектов военной техники как физиологическая проблема.
- Гигиена водоснабжения войск в условиях чс мирного времени и в военное время. Табельные средства добычи и улучшения качества питьевой воды.
- Пункт водоснабжения и водозабора. Гигиенические требования к их оборудованию
- Организация питания в полевых условиях. Задачи медицинской службы по надзору за питанием
- Гигиена труда в бронетанковых и мотострелковых войсках. Защита и профилактика воздействия вредных и опасных факторов на личный состав.
- Гигиена труда личного состава частей при работе с электромагнитными излучениями, электрическими и магнитными полями. Мероприятия по предупреждению неблагоприятного действия эми на личный состав.
- Гигиена труда личного состава при работе с термическими жидкостями. Гигиеническая характеристика горюче-смазочных материалов, компонентов ракетных топлив.
- Санитарно-противоэпедемические мероприятия при передвижении личного состава автомобильным, железнодорожным, водным транспортом
- Средства индивидуальной защиты личного состава в условиях чрезвычайной ситуации и очагах массового поражения. Гигиеническая характеристика
- Источники загрязнения опасными и вредными факторами окружающей среды. Взаимодействие и трансформация загрязнителей в окружающей среде: пыль, кислотные дожди, фотохимический смог.