История развития гигиены. Важнейшие деятели гигиенической науки и санитарного дела, их роль в развитии гигиены в нашей стране.
Как область эмпирических знаний гигиена зародилась в глубокой древности, когда народная гигиена существовала наравне с народным врачеванием.
Вначале появились санитарные.мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни. Они часто были облечены в форму религиозных обрядов. Практически все мировые религии содержат наставления по укреплению здоровья (например, ислам - неупотребление в пищу мяса свиней, т.к. велика вероятность попадания свиного цепня и других гельминтов в организм человека и др).
В дальнейшем санитарные мероприятия постепенно приобретали характер законодательных актов, в которых прежде всего отражалась задача иметь боеспособное войско, вследствие чего основное внимание уделялось закаливанию, физическим упражнениям.
Попытки создания здоровых условий жизни предпринимались в Древней Греции, Риме, Египте, Китае и др. Это выражалось в различных мероприятиях, касавшихся образа жизни, питания, предупреждения заразных заболеваний и борьбы с ними, физической культуры и тд. Девиз "Лучше предупреждать болезни, чем лечить" был известен в Древнем Китае.
Наибольшего развития достигла гигиена в Древней Греции. Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний было сделано Гиппократом В трактате "О воздухах, водах и местностях" Гиппократ дает систематическое описание природных условий, показывает их влияние на здоровье и указывает на значение санитарных мероприятий в предупреждении болезней. Гиппократ выделял здоровые и нездоровые местности, отмечал передачу заболеваний через воздух. Гиппократ говорил: "Причина болезни -жизнь, не сообразная с законами природы".
В Греции, где в начале обращали больше внимания на индивидуальную гигиену и спартанское воспитание, основанное на физической тренировке, закаливании, постепенно стали проводить общественные санитарные мероприятия в области водоснабжения, питания, удаления городских нечистот.
У древних римлян санитарные мероприятия получили еще большее развитие. Их гордостью были крупные водопроводы, купальни и бани.
К. Гален (II век до н.э.) давал наставления о здоровом образе жизни.
Период средних веков характеризуется полным упадком личной и общественной гигиены. Постоянные войны и низкий кулыурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий. Например, население Франции почти не мылось. Бани были редкостью, прачечные отсутствовали, пищу брали руками, посуда для питья была общей. Города строились без соблюдения гигиенических условий, уборные отсутствовали, нечистоты выливались прямо на улицу. Париж носил название города грязи.
Все это способствовало распространению инфекционных болезней. Общая заболеваемость и смертность достигали колоссальных размеров. Вспышки оспы, холеры, тифа, массовое распространение проказы, кожных, гигиенических и глазных болезней были характерным явлением того времени.
Пандемия чумы в 14 веке, известная под названием "черной смерти" унесла около 25 миллионов человек.
Эпоха Возрождения характеризуется повышением интереса к гигиене, особенно к профессиональной гигиене.
Труд Раммацини (1700) "О болезнях ремесленников" был первым в этой области.
Ван Гейм исследовал профессиональные заболевания горняков.
Фрокасторо обобщил все знания о заразных болезнях и их профилактике.
Франк (1788) - обобщение всех медицинских знаний по гигиене "Полная система медицинской полиции"
Особенно интенсивно гигиеническая наука стала развиваться в 19 веке.
Развитию гигиены в этот период способствовали крупные открытия естественных наук, рост промышленности и городов и, конечно, деятельность выдающихся ученых-гигиенистов.
В 1844 г. М. Леви (Париж) был создан первый учебник по гигиене. В 1854 г. Парке (Лондон) выпустил в свет пособие по экспериментальной гигиене.
В 1848 году в Англии был издан первый в мире закон об общественном здравии и создано первое в мире государственное учреждение по охране здоровья. Среди выдающихся деятелей общественной медицины того времени особой место занимает Джон Саймон - санитарный врач и хирург, один из основоположников общественной гигиены в Англии.
Саймон создал крупную школу английских общественных врачей, деятелей санитарного и санитарно-промышленного надзора. Вместе со своими сотрудниками он изучал причины смертности рабочих в связи с условиями их труда, санитарным состоянием их жилища, питанием и тд.
Организованные группой Саймона обследования, проводились с целью изучения таких важных гигиенических проблем как общесанитарное состояние промышленных центров, условия труда и профессиональные заболевания, жилищные условия, питание, эксплуатация труда женщин и. детей, детская смертность, связанная с вынужденным участием женщин-матерей в промышленном производстве.
Развитие промышленности и успехи естествознания способствовали развитию экспериментальной гигиены, основоположником которой явился немецкий врач Макс Петтенкофер (1818 - 1901).
Назначенный в 1853 году ординарным профессором, Макс Петтенкофер приступил к созданию специальной, самостоятельной гигиенической кафедры, которая официально была открыта в 1865 году в Мюнхенском университете.
По инициативе ученого и его планам в Мюнхене в 1875 году был построен первый гигиенический институт, который послужил примером для учреждений такого рода и явился центром развития гигиенической науки.
Макс Петтенкофер справедливо признается основоположником современной научной экспериментальной гигиены. До него эта дисциплина носила почти исключительно характер личной гигиены, занималась разработкой, пропагандой правил и советов, касающихся сохранения здоровья и продления личной жизни.
Со времени Макса Петтенкофера гигиена получила направление как наука об общественном здоровье и общественных мерах его сохранения и укрепления.
Макс Петтенкофер первым применил точные методы естественных наук к изучению окружающей среды - воздуха, воды, почвы, жилища, одежды и ее влияния на организм человека и здоровье населения.
При этом ученый не только вооружил гигиену лабораторными способами исследования, но и разработал ряд крупных гигиенических проблем, подняв гигиену на уровень точной экспериментальной науки.
Ученый разрабатывал проблему воздуха жилища во всех ее аспектах.
На первое место необходимо поставить фундаментальные работы ученого о вентиляции, основанные на экспериментальных исследованиях оценки доброкачественности воздуха жилых помещений по степени содержания углекислого газа как показателя загрязнения воздуха и установлении величины воздухообмена в помещениях. Разработанная им методика определения углекислоты в воздухе применяется и в настоящее время.
Следует отметить, что Макс Петтенкофер возражал против решающей роли микробного фактора, защищаемой Р. Кохом и возглавляемой им бактериологической школой.
В 1882 году Макс Петтенкофер выпустил многотомное руководство по гигиене.
Влияние Макса Петтенкофера на развитие гигиены во всех европейский странах огромно. По примеру Мюнхена кафедры гигиены стали создаваться во всех университетах. Как правило руководители вновь создаваемых гигиенических кафедр считали своим долгом посетить Мюнхен и поработать в гигиенической лаборатории Макса Петтенкофера. В их числе были и наши первые научные деятели в области гигиены - Доброславин, Эрисман, Субботин, Судаков и другие.
Основоположник отечественной терапии М. Я. Мудрое подчеркивал необходимость заботиться о здоровье "людей здоровых, предохранить их от болезней...".
Н. Г. Захарьин говорил о необходимости включения гигиены в медицинское образование и, более того, утверждал, что гигиена является "важнейшим предметом деятельности всякого практического врача".
Великому хирургу Н. И. Пирогову принадлежат слова о том, что "будущее принадлежит медицине предохранительной".
Понимание необходимости развития гигиенической науки повлекло за собой конкретные действия в этом направлении.
Сначала гигиена в России преподавалась в виде курса при кафедре судебной медицины в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии.
В 1871 году А. П. Доброславиным была создана первая в России самостоятельная кафедра гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге. Доброславин был автором первого русского учебника по гигиене, создал первую гигиеническую экспериментальную лабораторию и фундамент для последующего развития отечественной гигиены.
В 1882 году кафедра гигиены была создана в Московском университете. Руководителем кафедры был Ф. Ф. Эрисман. Эрисман представял общественное направление в гигиене. Известны учебники Эрисмана по гигиене, его - труды по школьной, профессиональной гигиене, - гигиене питания.
Одним из учеников Эрисмана был выдающийся ученый Г. В. Хлопин. Он создал большую школой гигиенистов, возглавлял кафедры гигиены, в том числе в нашем университете (Женском медицинском институте) с 1904 года. Хлопин является автором" ряда учебников по гигиене и монографий по различным проблемам гигиены.
Учеником Хлопина был В. А. Углов, который также работал в 1 ЛМИ.
Он работал в области коммунальной гигиены, гигиены питания, военной гигиены.
В советский период огромный вклад в гигиену внесли такие ученые как Я. А. Семашко, А. Н. Сысин, Ф. Г. Кротков, А. Н. Марзеев, А. В. Мольков, А. А. Летавет, Л. К. Хоцянов.
- История кафедры гигиены с основами экологии
- Предмет и задачи гигиены. Значение гигиенических знаний в работе врача-лечебника.
- История развития гигиены. Важнейшие деятели гигиенической науки и санитарного дела, их роль в развитии гигиены в нашей стране.
- Загрязнения окружающей среды в современных условиях. Мероприятия по охране окружающей среды в современных условиях
- Химическими веществами
- 1) Загрязнители промышленного происхождения
- Атмосферное давление и его связь с высотой местности над уровнем моря. Участие в формировании погоды. Единицы измерения, приборы для измерения, влияние на организм человека.
- Атмосферное давление. Пониженное атмосферное давление, горная и высотная болезни и их профилактика.
- Атмосферное давление. Повышенное атмосферное давление. Декомпрессионная болезнь, баротравма и их профилактика.
- Погода, климатические факторы. Влияние на организм человека. Метеотропные реакции и их профилактика.
- Акклиматизация как социальная и гигиеническая проблема.
- Солнечная радиация и ее значение. Границы и гигиеническое значение видимого участка солнечной радиации
- Процессы загрязнения и механизмы самоочищения атмосферного воздуха. Влияние загрязнения атмосферы на организм человека. Мероприятия по охране атмосферного воздуха.
- 1. Пыль
- 2. Сажа
- 4. Оксиды азота
- 5. Угарный газ (со)
- Эпидемиологическое значение воды. Заболевания, передающиеся водным путем.
- I. Бактериальные инфекции.
- Паразитарные заболевания.
- Нормы потребления воды для различных мест в зависимости от условий их благоустройства.
- Источники водоснабжения и их санитарно-гигиеническая характеристика.
- Санитарная охрана водоисточников.
- Гигиеническая характеристика системы водоснабжения современного города. Требования к качеству воды централизованного водоснабжения
- Водозаборные сооружения
- Очистные сооружения (водопроводная станция).
- Распределительная сеть
- Нецентрализованное водоснабжение, его организация и устройство. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения.
- Способы очистки питьевой воды и гигиеническая характеристика
- 1) Фторирование и дефторирование
- 2) Опреснение воды
- 3) Умягчение воды.
- 4) Обезжелезивание воды.
- Способы обеззараживания питьевой воды и их гигиеническая характеристика.
- I. По месту ввода хлора в схеме обработки воды.
- II. По величине дозы хлора.
- Специальные способы улучшения качества питьевой воды и их гигиеническая характеристика.
- 1) Фторирование и дефторирование
- 2) Опреснение воды
- 3) Умягчение воды.
- 4) Обезжелезивание воды.
- Почва населенных мест как фактор здоровья. Процессы загрязнения и механизмы самоочищения. Мероприятия по охране почвы от загрязнения.
- Химическими веществами
- 1) Загрязнители промышленного происхождения
- Способы очистки мест от коммунально-бытовых сточных вод. Почвенные способы утилизации сточных вод.
- Вывозная система очистки населенных мест от твердых бытовых отходов. Гигиеническая характеристика ее этапов.
- Биотермические способы обеззараживания коммунальных и больничных отходов (компостирование, биотермические камеры). Их устройство и гигиеническая оценка.
- Урбанизация как гигиеническая проблема. Гигиеническая характеристика условий жизни в современных городах. Градообразующие факторы и градообразующие группы населения.
- Гигиеническая характеристика современного жилища. Синдром «больного здания».
- Виды и гигиеническая оценка планировки и благоустройства населенных мест. Гигиеническое значение и влияние жилищных условий на заболеваемость.
- Температура воздуха помещения и поверхностей и их влияние на организм человека.
- Влажность воздуха жилых помещений и общественных зданий и ее влияние на организм человека. Виды влажности воздуха. Методы и приборы для определения влажности воздуха.
- Гигиеническое значение движения воздуха открытых мест и в помещениях. Методы и приборы для определения скорости движения воздуха. Показатели загрязнения воздуха помещений и жилых зданий.
- Химический состав вдыхаемого воздуха. Оценка воздуха в жилых помещения по углекислому газу. Расчет крастности воздухообмена в жилом помещении.
- Естественное освещение. Виды, основные показатели их гигиеническое нормирование
- Искусственное освещение. Виды, методы его оценки. Типы светильников, их гигиеническая характеристика. Нормирование искусственного освещения
- Гигиеническая характеристика отопления жилых общественных и производственных помещений. Виды отопления. Гигиеническая оценка отопительных устройств.
- Системы больничного строительства и их гигиеническая характеристика. Принципы размещения в населенном пункте лечебных учреждений
- Гигиенические требования к больничному участку.
- Сравнительная гигиеническая оценка больничных зданий с разным типом внутренней планировки. Понятие о палатной секции.
- Особенности внутренней планировки и санитарного режима терапевтического отделения. Нормативы площади и кубатуры на 1 больного в палате.
- Особенности внутренней планировки и санитарного режима хирургического отделения. Нормативы площади и кубатуры на 1 больного в палате
- Особенности внутренней планировки и санитарного режима акушерских отделений. Нормативы площади и кубатуры на 1 больного в палате
- Рекомендуемая минимальная площадь помещений отделений акушерских стационаров
- Особенности внутренней планировки и санитарного режима детских больниц. Нормативы площади и кубатуры на 1 больного в палате
- Лечебно-охранительный режим в больницах
- Инфекционные и туберкулезные диспансеры. Размещение в населенном пункте и планировка.
- Бокс, полубокс, боксированная палата в инфекционных отделениях. Их устройство и нормативы площади и кубатуры на 1 взрослого и ребенка
- Рекомендуемая минимальная площадь помещений палатных отделений
- Особенности организации теплового режима, воздушного и светового комфорта больниц
- Обеспечение норм микроклимата, воздухообмена, освещения, чистоты воздуха, качества водоснабжения как лечебных факторов
- Меры профилактики перегревания и переохлаждения в палатах.
- Гигиеническая характеристика размещения, планировки, оборудования и организации работы больничных пищеблоков и медицинский контроль за организацией питания больных и здоровьем персонала.
- Причины возникновения и направления профилактики внутрибольничных инфекций.
- Гигиена труда врачей хирургического профиля и профилактика заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью.
- Гигиена труда работников рентгенологов и радиологов. Профилактика заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью.
- Гигиена труда участковых врачей и профилактика заболеваний, связанных с их профессиональной деятельностью.
- Гигиена труда врачей скорой помощи и профилактика заболеваний, связанных с их профессиональной деятельностью.
- Профессиональные заболевания медицинских работников и их профилактика
- Состояние здоровья детей и подростков. Критерий группы здоровья.
- Состояние опорно-двигательного аппарата
- Факторы, формирующие здоровье
- Понятие о физическом развитии детей и подростков. Методы изучения физического развития детей и подростков.
- Методы оценки физического развития детей и подростков
- Акселерация роста и развития. Гипотезы, объясняющие это явление
- Генетическая теория.
- Основные закономерности роста и развития детей и подростков.
- Адаптация детей к начальному обучению в школе. Определение готовности детей к школе
- Заболевания и нарушения, возникающие у детей и подростков в связи с анатомическими и физиологическими особенностями при воздействии факторов внутришкольной среды. Принципы их профилактика.
- Виды осанки, формы грудной клетки, ног, стопы. Причины нарушения их нормального состояния. Методы определения
- Основы гигиены общеобразовательных учреждений (расположение школы в населенных пунктах, зонирование, внутренняя планировка зданий, размеры классов и их обоснование)
- Школьная мебель и ее значение для здоровья учеников. Размеры столов и парт, их размещение в классах и учебных кабинетах
- Основные принципы рационального питания детей. Медицинский контроль за организацией питания в общеобразовательных учреждениях.
- Гигиенические принципы организации физического воспитания школьников. Сроки допуска к занятиям физической культурой после некоторых перенесенных заболеваний.
- Гигиенические основы трудового обучения детей и подростков.
- Цели, задачи и организация профессиональной ориентации школьников. Цели, задачи и организация врачебно-профессиональной консультации подростков.
- Научные основы рационального питания.
- Болезни питания, их классификация и профилактика.
- 2) Инфекционные заболевания
- 3) Паразитарные заболевания.
- 4) Пищевые отравления
- Значение питания для здоровья и физического развития населения. Понятие о пищевом статусе.
- Физиологические основы нормирования питания населения в зависимости от характера трудовой деятельности, пола, возраста, климата, условий жизни в населенных местах.
- Гигиеническая характеристика пищевых продуктов животного происхождения и принципы их использования в питании.
- Гигиеническая характеристика пищевых продуктов растительного происхождения и принципы их использования в питании.
- Пищевые жиры животного и растительного происхождения, их состав, физиологическая, энергетическая, пищевая и вкусовая ценность. Биологическая потребность в жирах среди различных групп населения.
- Углеводы (моно-, ди-, полисахариды), их физиологическая, энергетическая, и пищевая ценность. Источники и нормирование углеводов в рационе питания различных групп населения.
- Пищевые волокна, их роль в питании. Источники пищевых волокон.
- Минеральные соли, макро и микроэлементы, их биологическая ценность, источники и нормирование в рационе.
- Заболевания, связанные с недостаточным или избыточным содержанием минеральных солей, макро- и микроэлементов в продуктах питания, их профилактика.
- Особенности питания при умственном и физическом труде
- Понятие о диетическом и лечебном питании
- Пищевые отравления, их современная классификация. Принципы профилактики пищевых отравлений.
- Микробные пищевые отравления, их классификация. Этиология, клиника, принципы профилактики пищевых токсикозов.
- Микробные пищевые отравления, их классификация. Этиология, клиника, принципы профилактики токсикоинфекций.
- Пищевые стафилококковые токсикозы: продукты и блюда-источники, этиология, лечение, профилактика.
- Ботулизм: продукты и блюда - источники, этиология, клиника, лечение, профилактика.
- Микотоксикозы. Этиология, клиника, лечение, принципы профилактики
- Немикробные пищевые отравления, их классификация. Принципы профилактики.
- Пищевые добавки, их классификация и гигиеническая характеристика.
- Методы консервации пищевых продуктов. Гигиеническая оценка консервов.
- Методы консервации пищевых продуктов. Гигиеническая оценка сухарей
- Заболевания и глистные инвазии, передающиеся через мясные и молочные продукты.
- Предмет и задачи медицины труда. Значение труда для здоровья человека.
- История развития медицины труда. Агрикола, Парацельс, Рамацини, Ломоносов, Никитин, Эрисман - их роль в медицине труда.
- Медицинские осмотры работающих: цели, задачи, организация.
- Понятие о производственных вредностях. Основные профессиональные вредности физической природы и принципы профилактики их неблагоприятного воздействия на организм.
- 2. Химические:
- Производственный микроклимат, его классификация, специфическая и неспецифическая патология. Профилактические мероприятия.
- Шум как профессиональная вредность. Патология, вызываемая производственным шумом. Принципы ее профилактики.
- Вибрация как профессиональная вредность. Виды вибрации. Патология, вызываемая производственной вибрацией, принципы профилактики.
- Ультразвук. Использование в медицине. Механизм повреждающего действия. Профилактические меры при работе с уз-установками
- Инфразвук. Источники. Биологическое действие. Профилактика неблагоприятного действия на организм человека.
- Производственная пыль как профессиональная вредность. Значение дисперсного, химического состава и растворимости дисперсной фазы производственных аэрозолей.
- Пылевые профессиональные заболевания. Силикоз. Этиология, патогенез, клиника, принципы профилактики.
- Промышленные яды как профессиональная вредность. Принципы профилактики профессиональных отравлений в промышленности и в сельском хозяйстве.
- Пути поступления, метаболизм в организме промышленных ядов. Виды их кумуляции. Выведение промышленных ядов из организма
- Растворители, как фактор производственной вредности. Принципы профилактики их неблагоприятного воздействия на организм человека.
- Окись углерода, как фактор производственной вредности. Принципы профилактики неблагоприятного воздействия на организм человека.
- Свинец, как фактор производственной вредности. Принципы профилактики неблагоприятного воздействия на организм человека
- Ртуть, как фактор производственной вредности. Принципы профилактики неблагоприятного воздействия на организм человека.
- Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Их характеристика и показания к применению.
- Основные принципы гигиенической классификации труда.
- Физиологические сдвиги в организме при физической работе.
- Работоспособность. Классическая кривая работоспособности, ее участки.
- Утомление, переутомление, теории утомления, профилактика утомления.
- Основы личной гигиены студента.
- Гигиена умственного труда. Основные отличительные особенности умственного труда
- Основы санитарного благоустройства промышленных предприятий. Производственная вентиляция, виды, назначение, гигиеническая характеристика.
- Основы санитарного благоустройства промышленных предприятий. Освещенность производственных помещений, основные требования, виды, их гигиеническая характеристика.
- Гигиена труда животноводов.
- Гигиена труда механизаторов.
- Пестициды, их классификации. Гигиена труда при работе с пестицидами.
- Поведение пестицидов в природной среде. Сравнительная гигиеническая характеристика фосфорорганических и хлорорганических пестицидов. Профилактика возможных отравлений.
- Охрана окружающей среды при использовании в сельском хозяйстве агрохимикатов.
- Основы личной гигиены. Гигиена кожи и полости рта.
- Гигиена одежды и обуви, характеристика и свойства материалов для изготовления одежды обуви.
- Ионизирующие излучения, их виды, свойства и гигиеническая характеристика. Принципы защиты при работе с источниками ионизирующих излучений.
- Ионизирующие излучения: α-излучение, природа, характеристика, свойства, длина пробега в воздухе. Защита от α-излучения.
- Ионизирующие излучения: β-излучение, природа, характеристика, свойства, длина пробега в воздухе. Защита от β-излучения.
- Ионизирующие излучения: γ-излучение, природа, характеристика, свойства, длина пробега в воздухе. Защита от γ-излучения.
- Понятие о закрытых источниках ионизирующих излучений. Принципы защиты.
- Понятие об открытых источниках ионизирующих излучений. Принципы защиты.
- Основные инженерно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и организационные принципы профилактики лучевой болезни.
- 1) Основные дозовые пределы облучения.
- 2) Допустимые уровни
- 3) Контрольные уровни.
- Радиоактивные отходы, их классификация, хранение, транспортировка и удаление. Охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными веществами.
- Определение и содержание военной гигиены. Основные этапы развития. Виднейшие ее представители.
- Роль военной гигиены в общей системе медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
- Санитарно-эпидемический надзор в вооруженных силах рф. Задачи организации санитарно-эпидемического надзора в чс.
- Гигиена полевого размещения войск. Типы полевых жилищ их гигиеническая оценка
- Понятие о различных типах фортификационных сооружений и их назначение в условиях чс. Обитаемость объектов военной техники как физиологическая проблема.
- Гигиена водоснабжения войск в условиях чс мирного времени и в военное время. Табельные средства добычи и улучшения качества питьевой воды.
- Пункт водоснабжения и водозабора. Гигиенические требования к их оборудованию
- Организация питания в полевых условиях. Задачи медицинской службы по надзору за питанием
- Гигиена труда в бронетанковых и мотострелковых войсках. Защита и профилактика воздействия вредных и опасных факторов на личный состав.
- Гигиена труда личного состава частей при работе с электромагнитными излучениями, электрическими и магнитными полями. Мероприятия по предупреждению неблагоприятного действия эми на личный состав.
- Гигиена труда личного состава при работе с термическими жидкостями. Гигиеническая характеристика горюче-смазочных материалов, компонентов ракетных топлив.
- Санитарно-противоэпедемические мероприятия при передвижении личного состава автомобильным, железнодорожным, водным транспортом
- Средства индивидуальной защиты личного состава в условиях чрезвычайной ситуации и очагах массового поражения. Гигиеническая характеристика
- Источники загрязнения опасными и вредными факторами окружающей среды. Взаимодействие и трансформация загрязнителей в окружающей среде: пыль, кислотные дожди, фотохимический смог.