Основные закономерности роста и развития детей и подростков.
Рост и развитие организма происходит на основе объективных законов, которые можно свести к неравномерности темпов роста и развития:
неравномерность развития различных органов и систем;
зависимость роста и развития от пола;
биологическая надежность различных органов и систем организма;
зависимость процесса роста и развития от генетических факторов и факторов окружающей среды:
акселерация.
Знание названных закономерностей служит фундаментом научно обоснованных требований к режиму дня, к организации учебно-воспитательного процесса, рационального питания и т.п.
Неравномерность темпов роста и развития. Процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный характер. Однако их темп не представляет собой линейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы жизни; в период между 7-10 годами их темп замедляется, а к 12-14 годам ускоряется.
Рассмотрим это на примере изменения длины тела. Наибольшие темпы прироста длины тела отмечаются в раннем детском возрасте.
К концу первого года жизни этот показатель увеличивается на 47% по отношению к первоначальному росту. На втором году жизни прирост длины тела составляет на 13% больше относительно роста первого года жизни, на третьем - на 9% больше по отношению к предыдущим показателям роста второго года жизни.
В возрасте 5-7 лет ежегодное увеличение длины тела составляет 5-7%. В период полового созревания отмечается снова рывок в росте - годовой темп прибавки возрастает. В дальнейшем происходит замедление темпов прироста длины тела, а в 17-19 лет рост практически прекращается.
Описанному выше закону неравномерности подчиняется и масса тела и окружность грудной клетки. Таким образом, процесс роста и развития детей и подростков идет непрерывно, он имеет поступательный, но не равномерный характер.
Эта закономерность является основой для правильного объединения детей и подростков по возрастным периодам в целях создания научных основ возрастной периодизации. Кроме того, с учетом этой закономерности развития выявлена возрастная граница поступления детей в ясли, детский садик, школу, установлена возрастная граница начала трудовой деятельности и т.п.
Международная схема возрастной периодизации, которая еще называется биологической, выделяет на этапе созревания следующие периоды:
1. Новорожденный период (1-28 дней).
2. Грудной возраст (до 1 года).
3. Раннее или первое детство (1-8 лет).
4. Второе детство (мальчики 8-12 лет; девочки 8-11 лет).
5. Подростковый возраст (мальчики 13-16 лет; девочки 12-15 лет).
6. Юношеский возраст (юноши 17-21 лет; девушки 16-20 лет).
Как видно из приведенной схемы смена возрастных периодов чаще совершается в первые годы жизни детей. Кроме названной схемы у нас широко распространена схема возрастной социальной периодизации:
раннее детство (до 3-х лет) - характеризуется очень быстрым ростом и развитием. Рост, масса, окружность головы, конечностей очень быстро меняются до 1 года. К 1 году масса утраивается, достигая в среднем 11 кг. Рост в среднем увеличивается на 15 см (например с 53 см до 78 см). В период от 1 года до 3 лет темп роста и развития уменьшается. Изменение массы составляет примерно 4-6 кг в год, а увеличение роста примерно 8-10 см в год.
дошкольный возраст (3-6 лет) - размеры тела увеличиваются равномерно. Увеличение массы составляет в среднем 2 кг в год, а роста - 5-8 см в год.
школьный возраст (младший 6-10 лет; средний 11-14 лет; старший подростковый - 15-18 лет) -
для младшего школьного возраста (7-10 лет) характерно среднее увеличение массы на 2-3 кг в год, а изменение роста составляет 4-5 см в год.
В среднем школьном возрасте - в период с 11 до 14 лет (подростковый возраст) наблюдается резкий эндокринный скачок, связанный с половым созреванием, в результате чего наблюдается быстрый рост, происходит четкая дифференцировка тканей. В этот период увеличение роста составляет 4-8 см в год, массы тела - 3-5 кг в год.
В 15-18 лет (старший школьный возраст) происходит завершение полового созревания. Наблюдается очень незначительная годовая прибавка в весе и росте
Календарный (паспортный) возраст детей не всегда соответствует их биологической зрелости. Разница между календарным и биологическим возрастом при патологии может достигать 5 лет.
Причинами отставания, ретардации (лат. retardatio - замедление) индивидуального развития, могут быть:
недоношенность ребенка,
родовые травмы,
интоксикации,
рахит,
влияние неблагоприятных социальных условий (пьянство родителей, безнадзорность детей и т.п.).
В 1935 г. Е. Кох предложил термин акселерация (лат. acseleratio - ускорение) для обозначения изменений в росте и развитии детей XX века.
Наиболее объективно биологический возраст демонстрирует уровень окостенения скелета. Однако этот тест связан с рентгенологическими исследованиями, что делается только по медицинским показаниям.
При установлении биологического возраста широко используют такие данные, как время прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, начало менструации у девочек, и их изменение основных морфологических показателей физического развития (ежегодные прибавки длины тела).
Для оценки пропорциональности развития ребёнка пользуются индексами Эрисмана.
Дли тела является традиционным показателем развития организма. Однако его ценность несколько снижена тем, что он генетически обусловлен. Низкий рост у детей может быть не только результатом замедленного созревания организма, но и результатом генетической программы роста.
Научные исследования показывают, что школьники с замедленным темпом биологического созревания менее активны на занятиях, чаще отвлекаются и значительно быстрее утомляются, чем дети, которые развиваются нормально. Кроме этого на протяжении учебного процесса у них наблюдается значительное напряжение зрительного и двигательного анализаторов, сердечно-сосудистой системы, снижено большинство антропометрических показателей, чаще всего отмечаются отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Дети с замедленным темпом развития нередко нуждаются в госпитализации, в индивидуальном подходе при обучении, проведении комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, которые содействуют их гармоничному росту и развитию.
Дети с ускоренным темпом индивидуального развития опережают свой хронологический возраст, такие дети встречаются реже, чем «замедленные», причем девочки - чаще, чем мальчики. У школьников с ускоренным темпом индивидуального физического развития, несмотря на более высокие антропометрические показатели, более низкая трудоспособность, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному возрасту. Нередко у них наблюдается лишний вес за счет жироотложений, хронический тонзиллит, гипертония. Вообще у таких детей наблюдаются повышенные показатели заболеваемости, у них часты и наиболее ярко выражены функциональные расстройства.
Таким образом, изменение темпа индивидуального роста и развития ребенка (несоответствие его хронологического и биологического возрастов), требуют своевременного выявления. Медицинское наблюдение должно быть направлено на коррекцию отклонений на протяжении всего этапа созревания организма.
- История кафедры гигиены с основами экологии
- Предмет и задачи гигиены. Значение гигиенических знаний в работе врача-лечебника.
- История развития гигиены. Важнейшие деятели гигиенической науки и санитарного дела, их роль в развитии гигиены в нашей стране.
- Загрязнения окружающей среды в современных условиях. Мероприятия по охране окружающей среды в современных условиях
- Химическими веществами
- 1) Загрязнители промышленного происхождения
- Атмосферное давление и его связь с высотой местности над уровнем моря. Участие в формировании погоды. Единицы измерения, приборы для измерения, влияние на организм человека.
- Атмосферное давление. Пониженное атмосферное давление, горная и высотная болезни и их профилактика.
- Атмосферное давление. Повышенное атмосферное давление. Декомпрессионная болезнь, баротравма и их профилактика.
- Погода, климатические факторы. Влияние на организм человека. Метеотропные реакции и их профилактика.
- Акклиматизация как социальная и гигиеническая проблема.
- Солнечная радиация и ее значение. Границы и гигиеническое значение видимого участка солнечной радиации
- Процессы загрязнения и механизмы самоочищения атмосферного воздуха. Влияние загрязнения атмосферы на организм человека. Мероприятия по охране атмосферного воздуха.
- 1. Пыль
- 2. Сажа
- 4. Оксиды азота
- 5. Угарный газ (со)
- Эпидемиологическое значение воды. Заболевания, передающиеся водным путем.
- I. Бактериальные инфекции.
- Паразитарные заболевания.
- Нормы потребления воды для различных мест в зависимости от условий их благоустройства.
- Источники водоснабжения и их санитарно-гигиеническая характеристика.
- Санитарная охрана водоисточников.
- Гигиеническая характеристика системы водоснабжения современного города. Требования к качеству воды централизованного водоснабжения
- Водозаборные сооружения
- Очистные сооружения (водопроводная станция).
- Распределительная сеть
- Нецентрализованное водоснабжение, его организация и устройство. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения.
- Способы очистки питьевой воды и гигиеническая характеристика
- 1) Фторирование и дефторирование
- 2) Опреснение воды
- 3) Умягчение воды.
- 4) Обезжелезивание воды.
- Способы обеззараживания питьевой воды и их гигиеническая характеристика.
- I. По месту ввода хлора в схеме обработки воды.
- II. По величине дозы хлора.
- Специальные способы улучшения качества питьевой воды и их гигиеническая характеристика.
- 1) Фторирование и дефторирование
- 2) Опреснение воды
- 3) Умягчение воды.
- 4) Обезжелезивание воды.
- Почва населенных мест как фактор здоровья. Процессы загрязнения и механизмы самоочищения. Мероприятия по охране почвы от загрязнения.
- Химическими веществами
- 1) Загрязнители промышленного происхождения
- Способы очистки мест от коммунально-бытовых сточных вод. Почвенные способы утилизации сточных вод.
- Вывозная система очистки населенных мест от твердых бытовых отходов. Гигиеническая характеристика ее этапов.
- Биотермические способы обеззараживания коммунальных и больничных отходов (компостирование, биотермические камеры). Их устройство и гигиеническая оценка.
- Урбанизация как гигиеническая проблема. Гигиеническая характеристика условий жизни в современных городах. Градообразующие факторы и градообразующие группы населения.
- Гигиеническая характеристика современного жилища. Синдром «больного здания».
- Виды и гигиеническая оценка планировки и благоустройства населенных мест. Гигиеническое значение и влияние жилищных условий на заболеваемость.
- Температура воздуха помещения и поверхностей и их влияние на организм человека.
- Влажность воздуха жилых помещений и общественных зданий и ее влияние на организм человека. Виды влажности воздуха. Методы и приборы для определения влажности воздуха.
- Гигиеническое значение движения воздуха открытых мест и в помещениях. Методы и приборы для определения скорости движения воздуха. Показатели загрязнения воздуха помещений и жилых зданий.
- Химический состав вдыхаемого воздуха. Оценка воздуха в жилых помещения по углекислому газу. Расчет крастности воздухообмена в жилом помещении.
- Естественное освещение. Виды, основные показатели их гигиеническое нормирование
- Искусственное освещение. Виды, методы его оценки. Типы светильников, их гигиеническая характеристика. Нормирование искусственного освещения
- Гигиеническая характеристика отопления жилых общественных и производственных помещений. Виды отопления. Гигиеническая оценка отопительных устройств.
- Системы больничного строительства и их гигиеническая характеристика. Принципы размещения в населенном пункте лечебных учреждений
- Гигиенические требования к больничному участку.
- Сравнительная гигиеническая оценка больничных зданий с разным типом внутренней планировки. Понятие о палатной секции.
- Особенности внутренней планировки и санитарного режима терапевтического отделения. Нормативы площади и кубатуры на 1 больного в палате.
- Особенности внутренней планировки и санитарного режима хирургического отделения. Нормативы площади и кубатуры на 1 больного в палате
- Особенности внутренней планировки и санитарного режима акушерских отделений. Нормативы площади и кубатуры на 1 больного в палате
- Рекомендуемая минимальная площадь помещений отделений акушерских стационаров
- Особенности внутренней планировки и санитарного режима детских больниц. Нормативы площади и кубатуры на 1 больного в палате
- Лечебно-охранительный режим в больницах
- Инфекционные и туберкулезные диспансеры. Размещение в населенном пункте и планировка.
- Бокс, полубокс, боксированная палата в инфекционных отделениях. Их устройство и нормативы площади и кубатуры на 1 взрослого и ребенка
- Рекомендуемая минимальная площадь помещений палатных отделений
- Особенности организации теплового режима, воздушного и светового комфорта больниц
- Обеспечение норм микроклимата, воздухообмена, освещения, чистоты воздуха, качества водоснабжения как лечебных факторов
- Меры профилактики перегревания и переохлаждения в палатах.
- Гигиеническая характеристика размещения, планировки, оборудования и организации работы больничных пищеблоков и медицинский контроль за организацией питания больных и здоровьем персонала.
- Причины возникновения и направления профилактики внутрибольничных инфекций.
- Гигиена труда врачей хирургического профиля и профилактика заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью.
- Гигиена труда работников рентгенологов и радиологов. Профилактика заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью.
- Гигиена труда участковых врачей и профилактика заболеваний, связанных с их профессиональной деятельностью.
- Гигиена труда врачей скорой помощи и профилактика заболеваний, связанных с их профессиональной деятельностью.
- Профессиональные заболевания медицинских работников и их профилактика
- Состояние здоровья детей и подростков. Критерий группы здоровья.
- Состояние опорно-двигательного аппарата
- Факторы, формирующие здоровье
- Понятие о физическом развитии детей и подростков. Методы изучения физического развития детей и подростков.
- Методы оценки физического развития детей и подростков
- Акселерация роста и развития. Гипотезы, объясняющие это явление
- Генетическая теория.
- Основные закономерности роста и развития детей и подростков.
- Адаптация детей к начальному обучению в школе. Определение готовности детей к школе
- Заболевания и нарушения, возникающие у детей и подростков в связи с анатомическими и физиологическими особенностями при воздействии факторов внутришкольной среды. Принципы их профилактика.
- Виды осанки, формы грудной клетки, ног, стопы. Причины нарушения их нормального состояния. Методы определения
- Основы гигиены общеобразовательных учреждений (расположение школы в населенных пунктах, зонирование, внутренняя планировка зданий, размеры классов и их обоснование)
- Школьная мебель и ее значение для здоровья учеников. Размеры столов и парт, их размещение в классах и учебных кабинетах
- Основные принципы рационального питания детей. Медицинский контроль за организацией питания в общеобразовательных учреждениях.
- Гигиенические принципы организации физического воспитания школьников. Сроки допуска к занятиям физической культурой после некоторых перенесенных заболеваний.
- Гигиенические основы трудового обучения детей и подростков.
- Цели, задачи и организация профессиональной ориентации школьников. Цели, задачи и организация врачебно-профессиональной консультации подростков.
- Научные основы рационального питания.
- Болезни питания, их классификация и профилактика.
- 2) Инфекционные заболевания
- 3) Паразитарные заболевания.
- 4) Пищевые отравления
- Значение питания для здоровья и физического развития населения. Понятие о пищевом статусе.
- Физиологические основы нормирования питания населения в зависимости от характера трудовой деятельности, пола, возраста, климата, условий жизни в населенных местах.
- Гигиеническая характеристика пищевых продуктов животного происхождения и принципы их использования в питании.
- Гигиеническая характеристика пищевых продуктов растительного происхождения и принципы их использования в питании.
- Пищевые жиры животного и растительного происхождения, их состав, физиологическая, энергетическая, пищевая и вкусовая ценность. Биологическая потребность в жирах среди различных групп населения.
- Углеводы (моно-, ди-, полисахариды), их физиологическая, энергетическая, и пищевая ценность. Источники и нормирование углеводов в рационе питания различных групп населения.
- Пищевые волокна, их роль в питании. Источники пищевых волокон.
- Минеральные соли, макро и микроэлементы, их биологическая ценность, источники и нормирование в рационе.
- Заболевания, связанные с недостаточным или избыточным содержанием минеральных солей, макро- и микроэлементов в продуктах питания, их профилактика.
- Особенности питания при умственном и физическом труде
- Понятие о диетическом и лечебном питании
- Пищевые отравления, их современная классификация. Принципы профилактики пищевых отравлений.
- Микробные пищевые отравления, их классификация. Этиология, клиника, принципы профилактики пищевых токсикозов.
- Микробные пищевые отравления, их классификация. Этиология, клиника, принципы профилактики токсикоинфекций.
- Пищевые стафилококковые токсикозы: продукты и блюда-источники, этиология, лечение, профилактика.
- Ботулизм: продукты и блюда - источники, этиология, клиника, лечение, профилактика.
- Микотоксикозы. Этиология, клиника, лечение, принципы профилактики
- Немикробные пищевые отравления, их классификация. Принципы профилактики.
- Пищевые добавки, их классификация и гигиеническая характеристика.
- Методы консервации пищевых продуктов. Гигиеническая оценка консервов.
- Методы консервации пищевых продуктов. Гигиеническая оценка сухарей
- Заболевания и глистные инвазии, передающиеся через мясные и молочные продукты.
- Предмет и задачи медицины труда. Значение труда для здоровья человека.
- История развития медицины труда. Агрикола, Парацельс, Рамацини, Ломоносов, Никитин, Эрисман - их роль в медицине труда.
- Медицинские осмотры работающих: цели, задачи, организация.
- Понятие о производственных вредностях. Основные профессиональные вредности физической природы и принципы профилактики их неблагоприятного воздействия на организм.
- 2. Химические:
- Производственный микроклимат, его классификация, специфическая и неспецифическая патология. Профилактические мероприятия.
- Шум как профессиональная вредность. Патология, вызываемая производственным шумом. Принципы ее профилактики.
- Вибрация как профессиональная вредность. Виды вибрации. Патология, вызываемая производственной вибрацией, принципы профилактики.
- Ультразвук. Использование в медицине. Механизм повреждающего действия. Профилактические меры при работе с уз-установками
- Инфразвук. Источники. Биологическое действие. Профилактика неблагоприятного действия на организм человека.
- Производственная пыль как профессиональная вредность. Значение дисперсного, химического состава и растворимости дисперсной фазы производственных аэрозолей.
- Пылевые профессиональные заболевания. Силикоз. Этиология, патогенез, клиника, принципы профилактики.
- Промышленные яды как профессиональная вредность. Принципы профилактики профессиональных отравлений в промышленности и в сельском хозяйстве.
- Пути поступления, метаболизм в организме промышленных ядов. Виды их кумуляции. Выведение промышленных ядов из организма
- Растворители, как фактор производственной вредности. Принципы профилактики их неблагоприятного воздействия на организм человека.
- Окись углерода, как фактор производственной вредности. Принципы профилактики неблагоприятного воздействия на организм человека.
- Свинец, как фактор производственной вредности. Принципы профилактики неблагоприятного воздействия на организм человека
- Ртуть, как фактор производственной вредности. Принципы профилактики неблагоприятного воздействия на организм человека.
- Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Их характеристика и показания к применению.
- Основные принципы гигиенической классификации труда.
- Физиологические сдвиги в организме при физической работе.
- Работоспособность. Классическая кривая работоспособности, ее участки.
- Утомление, переутомление, теории утомления, профилактика утомления.
- Основы личной гигиены студента.
- Гигиена умственного труда. Основные отличительные особенности умственного труда
- Основы санитарного благоустройства промышленных предприятий. Производственная вентиляция, виды, назначение, гигиеническая характеристика.
- Основы санитарного благоустройства промышленных предприятий. Освещенность производственных помещений, основные требования, виды, их гигиеническая характеристика.
- Гигиена труда животноводов.
- Гигиена труда механизаторов.
- Пестициды, их классификации. Гигиена труда при работе с пестицидами.
- Поведение пестицидов в природной среде. Сравнительная гигиеническая характеристика фосфорорганических и хлорорганических пестицидов. Профилактика возможных отравлений.
- Охрана окружающей среды при использовании в сельском хозяйстве агрохимикатов.
- Основы личной гигиены. Гигиена кожи и полости рта.
- Гигиена одежды и обуви, характеристика и свойства материалов для изготовления одежды обуви.
- Ионизирующие излучения, их виды, свойства и гигиеническая характеристика. Принципы защиты при работе с источниками ионизирующих излучений.
- Ионизирующие излучения: α-излучение, природа, характеристика, свойства, длина пробега в воздухе. Защита от α-излучения.
- Ионизирующие излучения: β-излучение, природа, характеристика, свойства, длина пробега в воздухе. Защита от β-излучения.
- Ионизирующие излучения: γ-излучение, природа, характеристика, свойства, длина пробега в воздухе. Защита от γ-излучения.
- Понятие о закрытых источниках ионизирующих излучений. Принципы защиты.
- Понятие об открытых источниках ионизирующих излучений. Принципы защиты.
- Основные инженерно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и организационные принципы профилактики лучевой болезни.
- 1) Основные дозовые пределы облучения.
- 2) Допустимые уровни
- 3) Контрольные уровни.
- Радиоактивные отходы, их классификация, хранение, транспортировка и удаление. Охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными веществами.
- Определение и содержание военной гигиены. Основные этапы развития. Виднейшие ее представители.
- Роль военной гигиены в общей системе медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
- Санитарно-эпидемический надзор в вооруженных силах рф. Задачи организации санитарно-эпидемического надзора в чс.
- Гигиена полевого размещения войск. Типы полевых жилищ их гигиеническая оценка
- Понятие о различных типах фортификационных сооружений и их назначение в условиях чс. Обитаемость объектов военной техники как физиологическая проблема.
- Гигиена водоснабжения войск в условиях чс мирного времени и в военное время. Табельные средства добычи и улучшения качества питьевой воды.
- Пункт водоснабжения и водозабора. Гигиенические требования к их оборудованию
- Организация питания в полевых условиях. Задачи медицинской службы по надзору за питанием
- Гигиена труда в бронетанковых и мотострелковых войсках. Защита и профилактика воздействия вредных и опасных факторов на личный состав.
- Гигиена труда личного состава частей при работе с электромагнитными излучениями, электрическими и магнитными полями. Мероприятия по предупреждению неблагоприятного действия эми на личный состав.
- Гигиена труда личного состава при работе с термическими жидкостями. Гигиеническая характеристика горюче-смазочных материалов, компонентов ракетных топлив.
- Санитарно-противоэпедемические мероприятия при передвижении личного состава автомобильным, железнодорожным, водным транспортом
- Средства индивидуальной защиты личного состава в условиях чрезвычайной ситуации и очагах массового поражения. Гигиеническая характеристика
- Источники загрязнения опасными и вредными факторами окружающей среды. Взаимодействие и трансформация загрязнителей в окружающей среде: пыль, кислотные дожди, фотохимический смог.