Основные факторы, определяющие содержание ппфп
Двигательную деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как мышечная сила» выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнанно, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.
Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество трудового процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.
Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:
• формы (виды) труда специалистов данного профиля;
• условия и характер труда;
• режим труда и отдыха;
• особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.
Формы (виды) труда. Основные формы труда — физический и умственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки студентов к предстоящей работе по профессии. .
Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.
Характер труда также определяет содержание ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправлениые рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.
Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и Отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.
При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать, и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.
Динамика работоспособности специалистов в процессе труда — интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда
путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности .специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Для этого нужно построить «кривую работоспособности на основе фиксированных изменений технико-экономических и психофизиологических показателей: через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т.п., а также психофизиологические показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, тремора, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции и др. «Кривая» работоспособности определяется и для одной рабочей смены, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ППФП, так и в режиме труда и отдыха
- 4. Спорт — явление культурной жизни
- 10. Фк и Спорт как социальные феномены общества.
- Физическая культура и спорт как средства сохранени и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования
- 21.22 Профессиональная направленность физического воспитания
- 25.Гуманитарная значимость физической культуры
- Ценностные ориентации и отношение студентовк физической культуре
- Основы организации физического воспитания в вузе
- 6.7 Средства физического воспитания
- 31. Формир. Псих. Качеств и свойств личности в процессе физ.Тренировки.
- 28.Средства и методы развития быстроты движений
- 52 Урочная форма
- Неурочные формы занятий
- 53 Построение и структура учебно-тренировочного занятия
- 58. Общая и моторная плотность занятия
- Моторная плотность - это отношение непосредственно потраченного на выполнение упражнений времени к директивному и определяется по Формуле:
- 3. Влияние окружающей среды на здоровье
- 5. Наследственность и ее влияние на здоровье
- 18. Принципы спортивной тренировки как научно-обоснованная методика физического воспитания.
- 19. Закаливание организма
- 44. Энергетические группы
- 39. Кислородный запрос и кислородный долг
- 46. Конституция
- 1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность
- 9. Ритмическая гимнастика. Задачи, содержание, основы методики.
- 10. Атлетическая гимнастика. Задачи, содержание, основы методики.
- 13. Организация и проведение похода выходного дня.
- Особенности самостоятельных занятий для женщин
- Планирование самостоятельных занятий
- 20. Граница интенсивности физической нагрузке.
- Гигиена питания, питьевого режима, уход за кожей. Закаливание
- Гигиенические требования при проведении занятий: места занятий, одежда, обувь
- 4. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье
- 3.10.1. Режим труда и отдыха
- 3.10.2. Организация сна
- 3.10.3. Организация режима питания
- Культура межличностного общения
- Психофизическая регуляция организма
- Критерии эффективности использования здорового образа жизни
- Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни
- Спорт в высшем учебном заведении
- Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий и их организационная основа
- Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности
- Система студенческих спортивных соревнований
- . Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов
- 1) Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения
- 2) Повышение функциональных возможностей организма
- 3) Выбор видов спорта и систем физических упражнений для активного отдыха
- Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям
- Краткая историческая справка о направленном использовании физических упражнений для подготовки к труду
- Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях
- Определение понятия ппфп, ее цель и задачи
- Место ппфп в системе физического воспитания студентов
- Основные факторы, определяющие содержание ппфп
- Дополнительные факторы, определяющие содержание ппфп
- Методика подбора средств ппфп студентов
- Организация и формы ппфп в вузе
- Методические основы производственной физической культуры
- Производственная гимнастика
- Ппфп в режиме рабочего дня
- Утренняя гигиеиическая гимнастика
- Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения
- Попутная тренировка
- Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей
- Ппфп специалиста в свободное время