Моторная плотность - это отношение непосредственно потраченного на выполнение упражнений времени к директивному и определяется по Формуле:
где Рмот - моторная плотность;То - директивное (общее время);
Ту - время непосредственно потраченное на выполнение упражнений.
Коррекция физического развития. Известно, что физическое развитие человека как процесс изменения и становления морфологических и функциональных свойств зависит и от наследственности, и от условий жизни, а также от физического воспитания с момента рождения. Конечно, не все признаки физического развития в одинаковой степени поддаются исправлению в студенческом возрасте: труднее всего — рост (правильнее, длина тела), значительно легче — масса тела (вес) и отдельные антропометрические показатели (окружность грудной клетки, бедер и т.д.).
Прогнозы по увеличению роста в основном неутешительны, ибо установлено, что рост человека относится к наследственным признакам. Однако есть и обнадеживающие моменты. По сведениям некоторых авторов (В.В. Бунак и др.), рост в длину мужчин продолжается до 25 лет, хотя многие исследователи считают, что этот процесс прекращается у девушек к 17—18 годам, а у юношей к 19 годам. По разным Д причинам, в том числе из-за недостатка двигательной активности, у некоторых нарушается обмен веществ и происходит «сбой» в эндокринной системе организма, и нормальный возрастной прирост длины тела иногда замедляется, но не останавливается. Физиологические механизмы этого влияния сложны, но в несколько упрощенном изложении они таковы.
Под влиянием физических нагрузок улучшается кровоснабжение всех тканей, усиливается обмен веществ и, что особенно важно, в организме образуется биологически активное вещество — соматотропный гормон (СТГ). Этот гормон (соматотропин) влияет на увеличение длины костей и, следовательно, на рост человека. Непосредственным местом воздействия гормона на кость является ее концевое образование — эпифизарный хрящ, который постепенно заменяется костным веществом, т.е. происходит рост кости. Оптимальное механическое раздражение эпифизов усиливает действие гормона.
Опыт показывает, что наиболее благоприятно на стимуляцию роста влияют спортивные игры (баскетбол, волейбол, бадминтон, теннис и др.). Их рекомендуют сочетать с нагрузками умеренной мощности (в плавании, ходьбе на лыжах, беге) 2—3 раза в неделю по 40—120 мин.
Таким образом, здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом могут улучшить функционирование систем организма и активизировать рост тела. Это не фантазия, этому есть примеры: существенное увеличение роста у отдельных студентов, особенно на первых двух курсах. Чаще всего это происходит у тех, кто впервые приобщился к спортивным занятиям именно в студенческом возрасте.
Естественно, что этот «наследственный показатель» в значительной мере зависит и от условий внешней среды, и от питания — «строительного материала». Наглядный пример: статистически установлено, что в годы войны и стихийных бедствий, голода рост детей всегда уменьшается
Коррекция двигательной и функциональной подготовленности молодежи студенческого возраста тесно связана с особенностями развития координационных и функциональных способностей человека в онтогенезе. Многочисленные исследования показали, что самый благоприятный период для освоения техники спортивных движений — возраст до 14—15 лет. Но это не означает, что в студенческом возрасте нельзя улучшить ловкость. Координационные возможности можно развить благодаря занятиям определенными видами спорта (об этом было сказано в разделе 5.4). Но впервые приступать к тем видам спор,та, которые требуют высокой координации, чтобы достичь высших спортивных достижений, в студенческом возрасте нецелесообразно — наиболее благоприятный возрастной период уже окончен.
Коррекция функциональной подготовленности связана с самооценкой уровня подготовленности каждым студентом. Пройдя через тесты общей физической подготовленности в первый же месяц своего пребывания в вузе, каждый студент может произвести самооценку развития у него силы, общей выносливости и скоростно-силовых качеств. И здесь возникает проблема выбора: заняться тем видом спорта, с помощью которого можно «подтянуть» недостаточно развитое физическое качество и заодно избежать невыполнения зачетных нормативов, или отдать предпочтение тому виду, к которому «расположен» организм с его физическими возможностями.
Вероятно, оба подхода правомерны, но нужно сразу же точно определить мотивацию. В первом случае главное — оздоровительная направленность занятий через совершенствование функциональной подготовленности, выполнение учебных зачетных нормативов. Во втором случае — возможно достижение значительных спортивных результатов
Тема№3
СОЦ-БИОЛГИЧ. ОСНОВЫ ФК / ЕСТЕСТВКННЫЕ ОСНОВЫ ФК
Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социальность — специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека — необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю, изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и олимпийские рекорды не организмы, а люди, человеческие личности. Таким образом, социально-биологические основы физической культуры — это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры".
Естественно-научные основы физической культуры — комплекс медико-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.). Анатомия и физиология — важнейшие биологические науки о строении и функциях человеческого организма. Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, особенностями социально-бытовых условий жизни и общественных взаимоотношений. Труд и влияние социальной среды в процессе развития человечества повлияли на биологические особенности организма современного человека и его окружение. В основе изучения органов и межфункциональных систем человека принцип целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой. Организм — слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека — сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность). Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.
- 4. Спорт — явление культурной жизни
- 10. Фк и Спорт как социальные феномены общества.
- Физическая культура и спорт как средства сохранени и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования
- 21.22 Профессиональная направленность физического воспитания
- 25.Гуманитарная значимость физической культуры
- Ценностные ориентации и отношение студентовк физической культуре
- Основы организации физического воспитания в вузе
- 6.7 Средства физического воспитания
- 31. Формир. Псих. Качеств и свойств личности в процессе физ.Тренировки.
- 28.Средства и методы развития быстроты движений
- 52 Урочная форма
- Неурочные формы занятий
- 53 Построение и структура учебно-тренировочного занятия
- 58. Общая и моторная плотность занятия
- Моторная плотность - это отношение непосредственно потраченного на выполнение упражнений времени к директивному и определяется по Формуле:
- 3. Влияние окружающей среды на здоровье
- 5. Наследственность и ее влияние на здоровье
- 18. Принципы спортивной тренировки как научно-обоснованная методика физического воспитания.
- 19. Закаливание организма
- 44. Энергетические группы
- 39. Кислородный запрос и кислородный долг
- 46. Конституция
- 1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность
- 9. Ритмическая гимнастика. Задачи, содержание, основы методики.
- 10. Атлетическая гимнастика. Задачи, содержание, основы методики.
- 13. Организация и проведение похода выходного дня.
- Особенности самостоятельных занятий для женщин
- Планирование самостоятельных занятий
- 20. Граница интенсивности физической нагрузке.
- Гигиена питания, питьевого режима, уход за кожей. Закаливание
- Гигиенические требования при проведении занятий: места занятий, одежда, обувь
- 4. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье
- 3.10.1. Режим труда и отдыха
- 3.10.2. Организация сна
- 3.10.3. Организация режима питания
- Культура межличностного общения
- Психофизическая регуляция организма
- Критерии эффективности использования здорового образа жизни
- Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни
- Спорт в высшем учебном заведении
- Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий и их организационная основа
- Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности
- Система студенческих спортивных соревнований
- . Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов
- 1) Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения
- 2) Повышение функциональных возможностей организма
- 3) Выбор видов спорта и систем физических упражнений для активного отдыха
- Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям
- Краткая историческая справка о направленном использовании физических упражнений для подготовки к труду
- Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях
- Определение понятия ппфп, ее цель и задачи
- Место ппфп в системе физического воспитания студентов
- Основные факторы, определяющие содержание ппфп
- Дополнительные факторы, определяющие содержание ппфп
- Методика подбора средств ппфп студентов
- Организация и формы ппфп в вузе
- Методические основы производственной физической культуры
- Производственная гимнастика
- Ппфп в режиме рабочего дня
- Утренняя гигиеиическая гимнастика
- Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения
- Попутная тренировка
- Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей
- Ппфп специалиста в свободное время