46. Конституция
Определенную известность получила классификация Сиго._который указывал на четыре типа телосложения: 1) дыхательный, или респираторный; 2) пищеварительный, или дигестивный; 3) мышечный; 4) мозговой, или церебральный.
В 20-х годах нашего столетия немецкий психиатр Кречмер предложил различать три основных типа конституции человека: астенический, соответствующий дыхательному типу Сиго; пикнический, соответствующий пищеварительному, и атлетический, аналогичный мышечному типу. Кречмер пытался установить связь между типом телосложения человека и психическими особенностями. Так, по его мнению, астеникам свойственна раздражительность, замкнутость, холодность, т. е. так называемый шизоидный темперамент. Пикники же являются веселыми, общительными, энергичными, имеют так называемый циклоидный характер. Первые, по его впечатлению чаще заболевают шизофренией, вторые маниакально-депрессивным психозом. И. П. Павлов, критикуя классификацию Кречмера, подчеркивал, что его типы характеризуют только больных и не могут быть распространены на здоровых людей.
Среди классификации типов конституции человека особого внимания заслуживает классификация М. В. Черноруцкого который увязывал морфологические свойства организма с определенными функциональными особенностями Он выделял астеников, гиперстеников и нормастеников. для астеников характерен высокий рост, стройность и легкость в строении тела. Гиперстеники характеризуются массивностью, имеют относительно длинное туловище и короткие конечности. Нормастеники занимают промежуточное положение между астениками и гиперстениками. М. В. Черноруцкий установил определенные отличия функциональных показателей у крайних типов телосложения. Так, в частности, у астеников более низкое артериальное давление, относительно высокая жизненная емкость легких, более слабая моторика желудка и всасывательная способность кишечника по сравнению с гиперстеника
51-53.УМСТВЕННЫЙ / ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД
Физический труд - это вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов. Выполнение физической работы всегда связано с определенной тяжестью труда, которая определяется степенью вовлечения в работу скелетных мышц и отражающая физиологическую стоимость преимущественно физической нагрузки. По степени тяжести различают физически легкий труд, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Критериями оценки тяжести труда служат эргометрические показатели (величины внешней работы, перемещенных грузов и др.) и физиологические (уровни энергозатрат, частота сердечных сокращении, иные функциональные изменения).
Умственный труд — это деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе — гипотез и теории. Результат умственного труда — научные и духовные ценности или решения, которые посредством управляющих воздействий на орудия труда используются для удовлетворения общественных или личных потребностей. Умственный труд выступает в различных формах, зависящих от вида концептуальной модели и целей, которые стоят перед человеком (эти условия определяют специфику умственного труда). К неспецифическим особенностям умственного труда относятся прием и переработка информации, сравнение полученной информации с хранящейся в памяти человека, ее преобразование, определение проблемной ситуации, путей разрешения проблемы и формирование цели умственного труда в зависимости от вида и способов преобразования информации и выработки решения различают репродуктивные и продуктивные (творческие) виды умственного труда. В репродуктивных видах труда используются заранее известные преобразования с фиксированными алгоритмами действий (например, счетные операции), в творческом труде алгоритмы либо вообще неизвестны, либо даны в неясном виде. Оценка человеком себя как субъекта умственного труда, мотивов деятельности, значимости цели и самого процесса труда составляет эмоциональную составляющую умственного труда. Эффективность его определяется уровнем знаний и возможностью их осуществить, способностями человека, и его волевыми характеристиками. При высокой напряженности умственного труда, особенно если она связана с дефицитом времени, могут возникать явления умственной блокады (временное торможение процесса умственного труда), которые предохраняют функциональные системы центральной нервной системы от разобщения.
Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся. При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь. Динамика работоспособности специалистов в процессе труда. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т.п., а также психофизиологические показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции.
56-57 Гипокинезия и Гиподинамия
Гипокинезия — особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии. Гиподинамия — совокупность отрицательных морфо-функциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии. Это атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность, детренированность сердечно-сосудистой системы, понижение ортостатической устойчивости, изменение водно-солевого баланса, системы крови, деминерализация костей и т.д. В условиях гиподинамии снижается сила сердечных сокращений в связи с уменьшением венозного возврата в предсердия, сокращаются минутный объем, масса сердца и его энергетический потенциал, ослабляется сердечная мышца, снижается количество циркулирующей крови в связи с застаиванием ее в "депо и капиллярах. Тонус артериальных и венозных сосудов ослабляется, падает кровяное давление, ухудшаются снабжение тканей кислородом (гипоксия) и интенсивность обменных процессов (нарушения в балансе белков, жиров, углеводов, воды и солей).
Гипокинезия и гиподинамия – болезнь цивилизованного мира. Влияние недостатка двигательной активности на организм человека. Гинокинезия (Гк) – пониженная двигательная активность. Гинодинамия (Гд) – понижение мышечных усилий, когда движения осуществляются при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат. Во всех перечисленных случаях скелетных мышцы недостаточно нагружены, вследствие чего воз-никает дефицит биологической потребности в движениях, что в свою очередь резко снижает функ-циональное состояние и работос-пособность организма.
При недостаточной двигательной активности в организме человека происходят следующие патологи-ческие изменения: 1. Меняется психическая и эмоциональная сфера, ухудш-ся функционирование сенсорных систем. Ухудшение ко-ординации двигательных актов, возникают ошибки в адресации моторных команд, неумение оцени-вать текущее состояние мышц и вносить коррекции в программы действий. 2. В двигательном ап-парате атрофия мышечных волокон – снижение веса и объема мышц, их сократительных свойств. Ухудшается кровоснабжение мышц, энергообмен. Происходит падение мышечной силы, точности, быстро-ты, выносливости. 3. В дыхате-льной системе отмечается умень-шение ЖЕЛ, глубины дыхания, МОД и МВЛ. Резко увеличиваются КЗ и КД при работе, Основной обмен снижается. 4. В ССС отмечаются атрофия сердечной мышцы, ухудша-ется питание миокарда, что ведет к развитию ишемической болезни. Уменьшение систолического и минутного объемов крови. ЧСС повышается как в покое, так и при физических нагрузках. 5. В системе крови отмечается умень-шение оттока венозной крови из скелетных мышц вследствие ослаб-ления «мышечного насоса». Время кругооборота возрастает, а кол-во циркулируемой крови уменьша-ется. 6. В эндокринной системе отмечается снижение функций же-лез внутр. секреции, уменьшается продукция их гормонов.
58-59 Алкалоз Ацидоз
. _Классификация нарушений кислотно-основного равновесия .. _Ацидоз .- это такое нарушение КОС, при котором в крови появляется относительный или абсолютный избыток кислот или недостаток оснований. _Алкалоз .- это такое нарушение КОС, при котором имеется избыток оснований или недостаток кислот. Ацидоз: 1. газовый-дыхательный. 2. негазовый а) метабо- лический б) выделительный в) экзогенный г) ком- бинированный (напр., кетоацидоз + лактоацидоз; метаболический + выделительный; другие сочета- ния). 3. Смешанный (например, газовый + негазо- вый при асфиксии)Алкалоз: 1. Газовый (дыхательный) 2. Негазовый: а) выделительный б) экзогенный По степени компенсации все ацидозы и алкалозы подразде- ляются: 1) на компенсированные, это состояния, при которых в уравнении рН = изменяются абсолютные количества угольной кислоты и натрия гидрокарбоната, но соотношение их остается 1:20. При этом рН существенно не изменяется, что служит показателем компенсации. 2) декомпенсированные, когда изменяется не только общее ко-во угольной кислоты и натрия гидрокарбоната, но и их соотнош., о чем свидетет сдвиг рН крови за пределыN
Тема№4
- 4. Спорт — явление культурной жизни
- 10. Фк и Спорт как социальные феномены общества.
- Физическая культура и спорт как средства сохранени и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования
- 21.22 Профессиональная направленность физического воспитания
- 25.Гуманитарная значимость физической культуры
- Ценностные ориентации и отношение студентовк физической культуре
- Основы организации физического воспитания в вузе
- 6.7 Средства физического воспитания
- 31. Формир. Псих. Качеств и свойств личности в процессе физ.Тренировки.
- 28.Средства и методы развития быстроты движений
- 52 Урочная форма
- Неурочные формы занятий
- 53 Построение и структура учебно-тренировочного занятия
- 58. Общая и моторная плотность занятия
- Моторная плотность - это отношение непосредственно потраченного на выполнение упражнений времени к директивному и определяется по Формуле:
- 3. Влияние окружающей среды на здоровье
- 5. Наследственность и ее влияние на здоровье
- 18. Принципы спортивной тренировки как научно-обоснованная методика физического воспитания.
- 19. Закаливание организма
- 44. Энергетические группы
- 39. Кислородный запрос и кислородный долг
- 46. Конституция
- 1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность
- 9. Ритмическая гимнастика. Задачи, содержание, основы методики.
- 10. Атлетическая гимнастика. Задачи, содержание, основы методики.
- 13. Организация и проведение похода выходного дня.
- Особенности самостоятельных занятий для женщин
- Планирование самостоятельных занятий
- 20. Граница интенсивности физической нагрузке.
- Гигиена питания, питьевого режима, уход за кожей. Закаливание
- Гигиенические требования при проведении занятий: места занятий, одежда, обувь
- 4. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье
- 3.10.1. Режим труда и отдыха
- 3.10.2. Организация сна
- 3.10.3. Организация режима питания
- Культура межличностного общения
- Психофизическая регуляция организма
- Критерии эффективности использования здорового образа жизни
- Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни
- Спорт в высшем учебном заведении
- Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий и их организационная основа
- Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности
- Система студенческих спортивных соревнований
- . Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов
- 1) Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения
- 2) Повышение функциональных возможностей организма
- 3) Выбор видов спорта и систем физических упражнений для активного отдыха
- Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям
- Краткая историческая справка о направленном использовании физических упражнений для подготовки к труду
- Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях
- Определение понятия ппфп, ее цель и задачи
- Место ппфп в системе физического воспитания студентов
- Основные факторы, определяющие содержание ппфп
- Дополнительные факторы, определяющие содержание ппфп
- Методика подбора средств ппфп студентов
- Организация и формы ппфп в вузе
- Методические основы производственной физической культуры
- Производственная гимнастика
- Ппфп в режиме рабочего дня
- Утренняя гигиеиическая гимнастика
- Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения
- Попутная тренировка
- Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей
- Ппфп специалиста в свободное время