По мере движения звуковой волны ее амплитуда увеличивается вследствие взаимодействия между электронами э и фононами ф.
98
99
Другой пример — квантовый усилитель ультра- звука. •
Как ни странно, но прямого усилителя звука пока не существует. Для того чтобы усилить звук, нужно сначала превратить его в электрические колебания (с помощью микрофона, гидрофона, виброметра), а затем, после усиления этих колебаний в электронном усилителе, произвести обратное превращение уже усиленных электрическихv сигналов в звук посред-ством соответствующих электроакустических преобразователей.
Позвольте, а резонатор? — спросит читатель. В полости резонатора звуковое давление усиливается вследствие того, что резонатор «отсасывает» звук с довольно большой площади фронта волны и трансформирует в параметры колебательного процесса. Но в резонаторе нет какого-либо постоянного постороннего источника звука, усиливающего колебательный процесс подобно тому, как это происходит в электронном усилителе благодаря наличию постоянного электрического источника питания.
Принцип действия фонон-электронного усилителя ультразвуковых колебаний заключается в следующем. В образце пьезоэлектрического полупроводника (например, в кристалле сернистого кадмия) возбуждается звуковая волна высокой частоты. Одновременно кристалл облучается светом, вследствие чего в кем возникают свободные электроны. Эти дрейфующие электроны увлекаются .приложенным к кристаллу постоянным электрическим полем. Так как скорость электронов больше скорости звука, то электроны как бы тянут за собой звуковые частицы — фононы. Это создает дополнительные механические усилия, и, следовательно, звуковая волна по мере распространения по кристаллу будет усиливаться. Уже созданы квантовые усилители ультразвука, в которых на расстоянии 10—15 миллиметров удается получить усиление бегущего ультразвукового импульса в тысячи раз. При непрерывном излучении звука концентрация энергии в относительно малом объеме полупроводника становится настолько велика, что возникает проблема его охлаждения во избежание падения коэффициента усиления.
100
- Многочисленные проблемы квантовой акустики регулярно обсуждаются на специальных международных и всесоюзных симпозиумах и конференциях. В 1974 году И, А. Викторову, Ю. В. Гуляеву, В. Л. Гу-ревичу, В. И. Пустовойту была присуждена Государственная премия СССР за цикл исследований по созданию теоретических основ акустоэлектроники. Фундаментальные, полные интересных идей работы по акустоэлектронике были выполнены безвременно скончавшимся академиком Р. В. Хохловым с сотрудниками, а также В. А. Красильниковым и другими советскими учеными.
«Разнопольные» эффекты и взаимодействия, элек-трон-фоншные, фотон-фононные, фонон-фононные процессы — манящая и увлекательная область физической (а в недалеком будущем, несомненно, и техни-.ческой) акустики,
Не обладая слухом, мы едва ли много больше интересовались бы колебаниями, чем без глаз — светом.
Рэлей
Пипин, король Италии, VIII век: «Что такое уши?» Флакк Альбин, наставник короля: «Собиратели звуков».
МИЛЛИОНЫ
УКЛАДЫВАЮТСЯ
В ДЕСЯТКИ
...Слуховой орган превращается в руках Гельмголь-ца в тонкий физический инструмент...
И. М. Сеченов
Для начала — две колонки равенств, по-видимому, не совсем обычных:
30 + 20« 30
70 + 60«* 70
100 + 90^100
30 + 30 = 33
70+ 70= 73
100+ 100=103
Относящийся к этим колонкам вопрос к читателю похож на вопросы из психологических практикумов, публикуемых на страницах журналов: что означают эти равенства и каковы закономерности, характерные для каждой из колонок?
Не будем далее интриговать читателя или отсылать его, как это иногда делается, к ответам, написанным в перевернутом виде, либо помещенным где-то через десятки страниц. Скажем сразу, что равенства отображают некоторые зависимости • условной алгебры децибелов^-логарифмических единиц, при-ка
нятых для расчета и измерения уровней звука или вибрации. В названии «децибел» увековечено имя изобретателя телефона Грэхема Белла. Один децибел соответствует едва заметному на слух приросту громкости звука.
Но почему децибелы сродни логарифмическому исчислению? В первую очередь потому, что они отражают мудрую особенность слухового (и не только слухового) восприятия живых существ: прирост ощущения пропорционален логарифму раздражения. Человечество не случайно приняло «на вооружение» в науке и технике логарифмические масштабы: зачастую упрощается графическое изображение колебательных процессов; об этом еще будет сказано в дальнейшем.
Однако не пора ли вернуться к цифровым колонкам, с которых мы начали разговор? Левая колонка равенств отображает (повторяем, условно) результаты суммирования эффекта действия двух одинако-вых источников шума или вибрации, колебательная мощность которых выражена в децибелах. Как видим, вне зависимости от величины колебательного уровня каждого из одинаковых источников, суммарный звуковой уровень двух источников всегда на 3 децибела превышает уровень любого из отдельно взятых источников.
А вторая колонка? Она относится к сложению эффектов двух источников с заметно различающимися -колебательными мощностями. Видно, что если уровень более слабого источника на 10 (или более) децибел отличается от уровня более мощного источника, то суммарный уровень практически равен уровню отдельно взятого более мощного источника.
Своеобразие децибельного исчисления неоспоримо, в чем убеждает и беседа в кабинете главного инженера крупного машиностроительного предприятия, свидетелем и невольным участником которой автору довелось быть. Работники акустической лаборатории завода доложили, что им удалось по требованию заказчика снизить шум одной из выпускаемых машин со 100 до 70 децибел. Они ожидали одобрения, но главный инженер, до этого момента не' имевший, видимо, времени или желания ознакомиться детально с акустикой, сухо заметил:
• юз
'Уличный шумомер в Токио: «И как только допускают на улицы такие чудовищные источники, шума...»
Он же через минуту: «Сколько лет уже работаю на улицах, а все
не могу привыкнуть к правилам сложения шумов: одна из гро-
мыхалок уехала, а шум, ^роде бы, изменился мало!?»
— Рано радуетесь. Подумаешь, снизили шум на 30%. Надо до нуля доводить энергию звука.
Он оглянулся на гостя, ища поддержки. Пришлось несколько охладить его:
Снижение звукового уровня на тридцать деци бел соответствует уменьшению звуковой энергии не 6а тридцать, а на 99-,9%. А если, наоборот, увеличить уровень шума с 70 до 100 децибел, то это будет соот ветствовать увеличению звуковой энергии в 1000 раз, ,то есть круглым счетом на 100000%. Все это — осо бенности логарифмического масштаба, характерного для, физиологической акустики.
А еще какие особенности или преимущества у логарифмической шкалы звуковых энергий? — спро сил главный инженер.
Она позволяет большой диапазон значений энергий и интенсивностей звука уместить в малень ком графике.
104 .
1— А если бы воспользовались линейной шкалой, какой длины она была бы?
,-, — Смотря какой диапазон энергий нас интересует. Может, шкала протянется отсюда до Невского, 8 может, для этого графика не хватило бы упомянутого Гоголем колдовского стола длиной от Конотопа до Батурина.
Вот как? А тут, я вижу, мои деятели и частоту ©тложили в логарифмическом масштабе. Это почему?
Потому, что равным ощущениям приращения Высоты тона соответствует увеличение частоты не на Какое-то количество герц, а в какое-то число раз. На пример, для увеличения высоты тона в сто герц вдвое требуется повысить его до двухсот герц, т. е. на сто герц, а для увеличения вдвое высоты тона в тысячу герц, потребуется увеличить его частоту уже на ты сячу герц. А это и есть логарифмический закон.
105
И для частот линейная шкала тоже протянется так далеко?
Нет, тут она будет заметно короче. Если огра ничиться диапазоном слышимых частот и отклады вать по шкале каждый герц через миллиметр, то длина линейной частотной шкалы уж никак не пре высит двадцати метров.
Тоже многовато,—: усмехнулся главный инже нер. — Да, акустика — серьезная вещь, — продолжал он задумчиво.
Я ожидал, что он закончит свое резюме словами вроде — «Надо будет это учесть в дальнейшем». Но он вдруг повернулся к своим сотрудникам и сказал твердо:
— Вы это учтите!
Один из них, не растерявшись, заметил как-то между прочим:
Мы это давно учли...
Вас понял. И для начала сам учту это, пола гаю, в желаемом вами смысле. Думаю, что против увеличения каждому квартальной премии на трид цать рублей — по рублю за децибел возражать никто не будет? Уж рубли-то в логарифмическом масштабе, как звуковую энергию, извините, не могу исчислять. А вот для выражения благодарности гостю за инте ресную беседу логарифмический масштаб подойдет.
Выйдя после беседы на улицу, автор подумал о том, что неплохо было бы точно рассчитать длину линейной шкалы слышимого диапазона сил звуков. Почему-то никто не удосуживался сделать это. Конечно, здесь все сильно зависит от того, какой масштаб принять за основу. Один децибел, т.е. едва уловимая на • слух величина громкости, соответствует приросту звуковой энергии примерно на 25% ее исходной величины. Логично за единицу линейной шкалы принять разность энергий (точнее, интенсивностей ее, т. е. потоков энергии, в единицу времени на единицу площади), соответствующую одному децибелу на пороге слышимости. Эта разность будет равна
1,25/о -ч>» где /о—пороговая интенсивность звука,
106
Линейная шкала сил звуков, воспринимаемых человеческим ухом, протянулась бы до Солнца и далее.
ч
На другом, «верхнем» пороге — пороге болевого ощущения — при стандартной частоте 1000 герц интенсивность звука примерно в 1014 раз больше, чем ца пороге слышимости. Таким образом, диапазон воспринимаемых человеком интенсивностей звука равен 1014/о —/о.
Число делений линейной шкалы интенсивностей звука п будет, следовательно, равно
Если деления линейной шкалы взять равными 1 миллиметру, то протяженность (в километрах) линейной шкалы воспринимаемых ухом интенсивностей звука составит п/1О6.= 400 миллионов дилрметров, то
107
Поразительный все-таки инструмент человеческое ухо, оно стоит того, чтобы продолжить о нем раз говор. . ,
ОСТРОВОК СЛЫШИМОСТИ В ОКЕАНЕ
НЕВОСПРИНИМАЕМЫХ ЗВУКОВ
Итак, уже изображение в
линейном масштабе диапазона воспринимаемых человеком звуковых энергии потребовало космической шкалы. В действительности же область могущих существовать звуков еще больше. Взгляни, читатель, на этот график — карту «акустического океана». На ней, как и положено на морской карте, нанесена сетка широт и долгот. Акустические широты — это уровни звукового давления, долготы — частоты звуковых колебаний.
Вот он, островок слышимости, именуемый по-научному «область слухового восприятия человека». Для животных он может быть расположен в другом месте, чаще всего*правее («восточнее») островка человека.
Обследуем берега, границы острова, определим, далеко ли от них могут располагаться какие-нибудь массивы, похожие на географические материки. Нижняя, южная граница «острова слышимости». Уже упоминалось, что человек назвал ее «порогом слухового восприятия». Как видим, эта граница довольно сильно искривлена. Ниже всего она опускается в области частот 1—5 килогерц, это и есть частотная область максимальной чувствительности слуха. Хотя у некоторых животных она может.располагаться еще ниже, \ но, в общем, и человека природа одарила достаточно ' щедро. Тишайший шепот влюбленных, легкий вздох человека, шорох ползущего по стенке жучка — вот звуки, близкие по интенсивности и приближающиеся к этой границе, Для любителей количествешшх дай-
108
10* 10г 103 10* 10s 10е 107
Частота, Ги}
Остров слышимости в океане звуков.
ных укажем, что амплитуда звуковых колебаний в воздухе на пороге слухового восприятия лишь немногим больше атома водорода, а мощность звука, поглощаемая ухом, не превышает микрокосмиче.ской цифры 10~30 ватт. Эта микрокосмика хорошо согласуется с теми по-настоящему космическими цифрами, которые упоминались в предыдущей главе.
От границы слышимости ведется отсчет звуковых уровней вверх в децибелах.
Но вот мы сдвинулись влево или вправо по нижней береговой линии от средней части острова. Эта линия пошла вверх и, значит, требуются большие звуковые давления, чтобы звуки были восприняты человеком. Неодинаковость слухового восприятия по частоте потребовала введения еще одной единицы — фона. На частоте 1 килогерц значения децибелов и фонов приняты одинаковыми, а на других частотах они могут сильно отличаться друг от друга.
Прежде чем покинуть «южный берег» острова, вернемся еще раз на его среднюю, наиболее выдвинутую в море часть. Через специальные приборы можно различить, как вдалеке клубится что-то трудно уловимое. Это —область тепловых шумов среды.
109
Слава природе, что граница нашего острова слышимости достаточно далека от этого материка хаоса, иначе у нас в ушах стоял бы постоянный шум и гул, как у больного тяжелой формой гипертонии.
Теперь направим свои стопы к «северному берегу» острова. Для этого нам понадобится сделать 130— 140 шагов-фонов. И вот мы подошли к другой границе невосприимчивости звука, именуемой порогом болевого ощущения или порогом осязания. Само название указывает причину невосприимчивости на этом участке. Еще в древнекитайской философии Дао-дэ говорилось: «сильные звуки не слышны». Здесь, выше 130—140 фонов, бушуют акустические бури. Звуки настолько сильны, что слуховой аппарат осязает их как боль и через некоторое время попросту разрушается.
Да что хрупкое человеческое ухо? При этих звуковых уровнях даже у металла возникает «акустическая усталость». Листы обшивки самолетов в районе выхлопа мощного ракетного двигателя могут разрушиться, если не принять специальных мер предосторожности.
Мореплавателям известны «ревущие сороковые» широты. Здесь, в акустике, — это ревущие сто сороковые. Но как далеко простирается этот все более неистовствующий акустический океан? Еще каких-нибудь 60—70 децибел, и амплитуда звукового давления достигнет статического, атмосферного давления. Прекратится ли рост интенсивности звука? .Отнюдь. Один из полупериодов звуковой волны ;(полупериод разрежения) будет урезаться,, но другой— полупериод сжатия — может быть сколь-угодно большим. Такие сверхмощные нелинейные звуки создаются, например, с помощью сильнейших сирен или в системах звуковых концентраторов. Можно сказать, что границы звукового океана здесь бесконечны...
Левая, «восточная» оконечность острова слышимости. Здесь удивительным образом сходятся пороги слышимости и болевого ощущения. Проникнуть на эту оконечность исследователям оказалось не так-то просто. Дальше начинается пока еще таинственное царство инфразвука, о котором мы поговорим впоследствии.
по
А здесь сколько долгот (то бишь частот звуковых колебаний) до границ океана? Область слышимости начинается с частот 16—20 герц. До нуля герц, до статики, как будто недалеко. Однако здесь проявляется интересное различие географической и акустической карт. Географические долготы откладываются только в линейном масштабе, акустические же долготы, как и широты, — в логарифмическом (о причинах этого мы говорили в предыдущей главе). Но нуль логарифмической шкалы лежит в минус бесконечности, и в этом смысле акустический океан в царстве инфразвука также беспределен.
Может быть, более ясно положение на правой оконечности острова, в царстве уже не инфра-, а ультразвука, то есть на частотах более 16—20 килогерц? Здесь человеком достигнуты частоты колебаний не только мега-, но и гигагерц; неизвестно, на каких частотах инерция молекул или иные факторы положат предел возбуждению звуковых колебаний.
Постоянна ли площадь острова слышимости? Увы, для каждого человека этот остров, как шагреневая кожа, имеет тенденцию «съеживаться» к пожилым годам. Уменьшается он больше всего со стороны высоких частот, — океан неслышимости затапливает его правую часть.
У многих животных и насекомых острова слышимости простираются до более высоких частот. Так, собака может воспринимать не слышимые человеком звуки с частотами 20 и 30 килогерц, летучая мышь, оса/комар — 50 и 60 килогерц.
А крупные животные? Не так-то просто для них всех определить границы слышимости. Вспоминается история, случившаяся лет двадцать назад. Промысловики заметили, что киты обнаруживают китобойные суда по подводному шуму двигателей и стараются уйти от них. Бюро, проектирующие китобрйные суда, запросило один из научно-исследовательских институтов о чувствительности слуховых органов китов. Что оставалось делать исследователям? Они ответили: «Если вам удастся поймать живого кита, привезите его к нам для того, чтобы мы могли в гидроакустическом бассейне определить его чувствительность к подводным шумам».
in
Не стоит жалеть, впрочем, что эта просьба не была удовлетворена промысловиками: и без того истребление китов приняло поистине чудовищные размеры.
- «Эхолот пишет дно на 50 метрах. Но ты ступай осторожно; может быть, это — звукорас-сеивающий слой».
- Звуковая энергия
- В бархат ушедшие звуки»
- Как задержать 'вибрацию и удары
- 3 И, и, Клюкин 65
- Есть ли что-нибудь не поющее в мире?
- Автоколебания буксируемой плавучей емкости (вид в плане).
- По мере движения звуковой волны ее амплитуда увеличивается вследствие взаимодействия между электронами э и фононами ф.
- Зрение или слух (и речь)!
- Еще немного о слухе
- Когда звук убивает наверняка
- Светомузыка и музыкопея
- Дельфин, помещенный в установку для определения пространственных характеристик направленности его эхо-локационного аппарата.
- Литература по акустике для массового читателя
- Содержание
- Часть 1. Физическая и тех-ническая акустика
- Часть 2. Физиологическая и биологическая акустика