3 И, и, Клюкин 65
меньше, чем у стали. А вот сжимаемость, характеризующаяся уменьшением объема при сжатии, у резины (разумеется, мы говорим о сплошной резине, без внутренних пор) ничтожна, то есть ее деформация происходит не за счет изменения объема, а лишь за счет изменения формы. Боковые поверхности резинового виброизолирующего элемента при колебаниях, как говорят, «выпучиваются». Если же эти поверхности закрыты металлической арматурой, возможность боковых смещений исключается, и жесткость прокладки увеличивается в десять и более раз (см. график на с. 239 книги И. И. Клюкина «Борьба с шумом и звуковой вибрацией на судах». Изд. 1-е. Л., Судпромгиз, 1961). Резина буквально превращается в дерево, виброизоляция ее падает.
Это обстоятельство, а также необходимость обеспечить надежное крепление механизмов в любом положении, под произвольным углом к горизонту были учтены при разработке резинометаллических амортизаторов для судов. Амортизаторы сварные — так в резинотехническом производстве именуют изделия, в которых резиновый массив присоединен к металлической крепежной арматуре в процессе вулканизации, происходящей при достаточно высокой температуре.
Осваивал призводство амортизаторов ленинградский завод «Красный треугольник». Вспоминается момент, когда после долгих исканий «производство пошло»; из пресс-форм одно за другим начали появляться аккуратные гладкие и прочные изделия с заданными акустическими характеристиками. Было это ровно тридцать лет назад. С тех пор освоены многие значительно более сложные типы амортизаторов— пружинно-резиновые, пневматические и другие. Многие конструкции не выдержали «испытания практикой», но первые образцы амортизаторов и сейчас являются одним из самых ходовых изделий этого вида. Их выпущено уже более миллиона, они используются не только на судах, но и на других видах транспорта, в промышленности, жилищном строительстве. Группа амортизаторов различных размеров, поставленных рядом, напоминает семейство слоников*
ее
Бывают и такие экзотические амортизирующие устройства. У построенного в США буксира, служащего для подведения кораблей к пирсу, носовая часть во избежание повреждений покрыта упругими резиновыми прокладками.
которые когда-то можно было видеть на мещанских комодах. Самые маленькие амортизаторы служат для защиты легких хрупких приборов от сотрясений, самые большие — для звукоизоляции довольно тяжелых виброактивных механизмов.
Уместно вспомнить теперь о явлениях отражения колебаний на границах сред или конструкций. Глав-•ное условие для такого отражения — скачок механического или акустического сопротивления, независимо от того, в какую сторону —уменьшения или увеличения. Виброизолирующие прокладки и амортизаторы 'являют собой пример отражающей конструкции, действующей вследствие резкого уменьшения сопротивления в месте перехода от металлического вибро-. провода к резине или иному весьма податливому
Я* < 67
материалу. Можно применить и другое виброзаДёр-живающее средство, использующее эффект отражения колебаний из-за местного увеличения сопротивления. Это — локальные массы, те же массы, с которых мы начали рассказ о борьбе с вибрацией и ударами.
Весьма часто шум в судовых помещениях обусловлен звуковой вибрацией их ограждений, приходящей из машинного отделения. Судовые акустики на танкере «София» сделали такой опыт. По периметру пола одной из кают были уложены массивные металлические брусья. Симметричная каюта по другому борту была оставлена без изменений. Громкость шума в первой каюте оказалась в полтора раза меньше, чем во второй. Однако при использовании подобных виброзадерживающих масс не удается добиться такого абсолютного скачка сопротивления, а следовательно, и акустического эффекта, как с помощью амортизаторов. Действие местных виброзадерживающих масс и различные аспекты их применения были подвергнуты обстоятельному анализу Л. Кремером и А. С. Никифоровым.
В некоторых случаях скачок сопротивления можно получить, введя линии и цепочки местных упругоинер-ционных систем — антивибраторов. Максимумы виброизолирующего эффекта этих резонансных систем, как ни странно, оказались не на частоте резонанса, а по обе стороны от нее. В данном случае резонансная система вела себя как более или менее широкополосное виброзадерживающее средство. Результаты теории и эксперимента сходились, а вот физический смысл явления оставался неясным.
...Конференции круглого стола бывают не только у дипломатов, но и на собраниях ученых. В 1971 году на такой конференции, входившей в программу VII Международного конгресса по акустике в Будапеште, автор этой книги делал доклад о виброизолирующем (и вибропоглощающем) эффекте антивибра^ торов на пластинах. В перерыве к членам советской делегации подошел высокий полнеющий брюнет и лаконично представился: Манфред Хекль; имя этого человека, выполнившего много интереснейших работ, известно каждому акустику. Насколько позволяли
68
и !ыновые барьеры, завязалась содержательная ди-
1 МЧ'СИЯ.
Встречи с иностранными коллегами — это всегда < п.пьнейший психологический штурм. Мозг предельно напряжен, нельзя ударить лицом в грязь. И в этот момент внезапно пришло понимание, почему резонансные нпГфоизолирующие системы на пластинах являются широкополосными...
«Целина» в области виброизоляции постепенно исчезает. Значительные эффекты в борьбе с вибрацией получать все труднее, нужны новые, более сложные системы' и приемы. Советские ученые М. Д. Генкин, Д. П. Коузов, B.C. Иванов, В.Т. Ляпунов, А.В. Рим-( кий-Корсаков, С. А. Рыбак, Б. Д. Тартаковский и их сотрудники в последние годы-анализируют виброза-дсрживающие и фильтрационные свойства пространственных систем из расположенных определенным образом элементов массы и упругости. В борьбе с ппбрацией строительные акустики и строительные механики целенаправленно используют все «три кита», на которых покоятся эти науки: массу, упругость и трение.
И трение...
КОЛЕБАНИЯ
ВСТРЕЧАЮТСЯ
С ТРЕНИЕМ
Геплота есть завершение звука.
Г. Гегель. Философия природы
Газогреваются (при игре)
at- только музыканты, но и
инструменты.
Там же
Итак, «три кита» в области
борьбы с шумами были известны в строительной .чкустике достаточно давно. Составим табличку (или, как сейчас модно писать по всякому поводу,
69
матрицу) этих^средств:
Звукоизоляция | Звукопоглощение |
Виброизоляция (амортизация) |
|
Очевидно, ощущалась пустота одной клетки этой таблички, чувствовалось, что раз есть звукопоглощение, то должно, видимо, быть и вибропоглощение. Ведь недаром в ряде стран звуковую вибрацию, то есть колебания звуковой частоты в твердых телах, именуют структурным или телесным звуком.
— Позвольте, — возможно, скажет кто-нибудь из читателей, имеющих отношение к строительной механике или к различного рода механизмам,— но ослабление вибрации механизмов с помощью виброгаси-
4\V
телей, предложенных и исследованных ,ТимощенЩ|, Ден-Гартогом и другими, тоже известно довольно давно.
Да, действительно, виброгасители для механизмов, различные демпферы применялись и ранее. Но эти гасители использовались (и используются) для ослабления колебаний механизмов или их частей лишь на отдельных резонансных частотах, не превышающих десятков герц, причем масса таких гасителей достигает иногда нескольких сот килограммов. Речь же шла о создании легкого и удобного средства поглощения вибрации строительных конструкций одновременно во всем диапазоне слышимых частот. Из этих конструкций следует упомянуть прежде всего корпуса, палубы, переборки судов. Строительство различного рода судов началось после Великой Отечественной войны бурными темпами, и сразу же обнаружилось, что во внутренних помещениях судов
Сколь убедительным может быть удар деревянного молотка покрытие (даже не со стороны удара), уровень неприятного звука,
шумомёром, заметно
и стальной лист! Когда на листе имелось вибродемфирующее
излучаемого листом в окружающее пространство и- фиксируемого
уменьшался.
71
очень шумно — ведь, металл хорошо проводит звуков вую вибрацию. Требуемое средство было найдено, причем можно уверенно говорить здесь о приоритете отечественной науки и техники. В 1945 году автором этой книги было обнаружено, что нанесение на металлические листы резин и пластмасс сильно увеличивает затухание колебаний листов в широком диапазоне частот.
Уже через несколько лет демпфирование металлических конструкций стало обычным явлением, но тогда оно еще не успело получить признания, доказательством тего явилась полемика автора предложения с вышестоящими организациями при попытке запатентовать его.
Вначале пришел отказ. Мотивировка: облицовка корпусных конструкций резинами и пластмассами известна из ряда зарубежных патентов. Что ж, беремся за изучение этих патентов. Оказывается, в одном случае применение полимерных материалов имело целью защиту от скольжения при хождении по палубе, в другом — защиту стенок танков судов, перевозящих кислоты, от их действия и т. д. и т. п. Нанесение же подобных материалов с целью увеличения механических потерь в конструкциях не предлагал ранее никто.
Свидетельство на изобретение было выдано (№ 119084 с приоритетом от 2 августа 1947 г.)*, но до внедрения этого средства на судах было еще далеко. Требовалась «наглядная агитация». В лаборатории были подвешены на тонких нитях две стальные пластины, вырезанные из обшивки судового корпуса. Одна пластина — в «натуральном» виде, другая облицована вибропоглотителем. Тут же висел деревянный молоток.
Заказчику предлагалось стукнуть последовательно по обеим пластинам. Удар по первой пластине—• в воздухе разливается «малиновый звон», не хуже ростовских и суздальских колоколов. Теперь ударяем по пластине с вибропоглотителем (со стороны непокрытого металла). Что это? Как будто бьют по листу дерева или толстого картона. Введенное в конст*
Опубликовано в «Бюллетене изобретений», 1959, № 7,
72
рукцию трение «спилило» гребенку резонансов конструкции. И шумомер показывает уровень шума на 10—15 единиц меньше (об этих единицах — децибелах и фонах'—мы еще поговорим во второй части книги).
Простой опыт убеждал больше, чем расчеты^ тонкие лабораторные исследования, прогнозы. Моряки и судостроители стали склоняться к применению средств вибродемпфирования в судостроении.
Через несколько лет, в начале 50-х годов, в иностранной печати начали появляться первые публикации по вибродемпфированию. Насколько помнится, это были статьи Минке, Шш-Иттербека о глушении шума бетономешалок и камнедробилок с помощью демпфирующих слоев. Весьма эффективные синтетические вибропоглощающие покрытия были созданы Оберстом (ФРГ).
На III Международном конгрессе по акустике, проходившем в сентябре 1959 года в Штутгарте (ФРГ), внимание участников привлекло объявление, в котором предлагалось записываться -на экскурсию
Советская делегация совершает поездку на первом виброзвуко-^глушенном поезде (III Международный конгресс по акустике, Штутгарт, 1959).
из Штутгарта в Мюнхен на специальном виброзвукоза-глушенном поезде, в котором были широко применены вибродемпфирующие покрытия.
Малошумные шестерни
с зубьями из текстолита.
Да, поезд был заглушен хорошо. В вагонах можно было разговаривать вполголоса. Автор этих строк смотрел на проносившиеся мимо поля цветущей- Баварии, и в памяти всплывали лица суровых судовых заказчиков, десять лет назад недоверчиво рассматривавших в лаборатории первые вибродемпфирующие. покрытия для металлических конструкций. В соседнем вагоне ехали американец Кервин, немцы Хекль и Куртце, советский ученый Б. Тартаковский, сделавшие накануне на Конгрессе доклады о вибропогло-щающих покрытиях. Впоследствии ряд вопросов теории вибропоглощения разработал А. Никифоров.
В наше время вибропоглощающнс покрытия применяются в транспортных средствах и в машинах исключительно широко. Уже на одном из голландских пассажирских судов постройки 1967 года вибро-поглощающими покрытиями было облицовано более 2000 кв. метров корпусных конструкций. Этот год с точки ,зрения виброакустики был знаменателен тем, что в г. Лёвене (Бельгия) собрался первый Международный симпозиум по вибропоглощающим слоям и покрытиям.
Теперь вопросы вибропоглощения в конструкциях являются непременным предметом обсуждения на всех акустических конференциях, конгрессах, семинарах, симпозиумах. И хоть растет энергонапряженность машин и механизмов — главных источников раздражающей вибрации и шума — этим шумам удается ставить заслон, в частности, в виде материалов и конструкций с весьма большим внутренним трением.
74
- «Эхолот пишет дно на 50 метрах. Но ты ступай осторожно; может быть, это — звукорас-сеивающий слой».
- Звуковая энергия
- В бархат ушедшие звуки»
- Как задержать 'вибрацию и удары
- 3 И, и, Клюкин 65
- Есть ли что-нибудь не поющее в мире?
- Автоколебания буксируемой плавучей емкости (вид в плане).
- По мере движения звуковой волны ее амплитуда увеличивается вследствие взаимодействия между электронами э и фононами ф.
- Зрение или слух (и речь)!
- Еще немного о слухе
- Когда звук убивает наверняка
- Светомузыка и музыкопея
- Дельфин, помещенный в установку для определения пространственных характеристик направленности его эхо-локационного аппарата.
- Литература по акустике для массового читателя
- Содержание
- Часть 1. Физическая и тех-ническая акустика
- Часть 2. Физиологическая и биологическая акустика