Автоколебания буксируемой плавучей емкости (вид в плане).
>в конце прошлого века на основании результатов весьма изящного опыта. За отсутствием устройств, сообщающих жидкости прямолинейное движение, им был использован наполненный водой, сосуд относительно большого диаметра, вращаемый вокруг вертикальной оси. Когда у стенок сосуда, где скорость движения жидкости наибольшая, в воду был опущен груз маятника, то помимо естественного постоянного отклонения по течению жидкости он начал совершать также колебательные движения в перпендикулярном направлении. Итак, мы коснулись автоколебаний приятных (некоторые музыкальные звуки), автоколебаний полезных (составляющих основу устройства некоторых машин и приборов), наконец, автоколебаний опасных.
Есть также автоколебания, пусть не особенно опасные, но в достаточной степени раздражающие. Кому из нас не приходилось воевать уже не с поющими, а с ворчащими, рычащими, стонущими трубами в ванной? А скрипы плохо смазанных петель, дверных створок, касающихся пола? Впрочем, не всегда и не всех эти звуки раздражали. В повести Гоголя «Старосветские помещики» . есть строки, свидетельствующие, что подобные автоколебания могли и умилять: «Но самое замечательное в доме — были
81
поющие двери. ! Как только наставало утро, пенне дверей раздавалось по всему дому. Я не могу сказать, отчего они пели: перержавевшие ли петли были тому виною, или сам механик, делавший их, скрыл в них какой-нибудь секрет; но замечательно то, что каждая дверь имела свой особенный голос: дверь, ведущая в спальню, пела самым тоненьким дискантом; дверь в столовую хри-пела басом; но та, которая была в сенях, издавала какой-то странный дребезжащий и вместе стонущий звук, так что, вслушиваясь в него, очень ясно, наконец, слышалось: батюшки, я зябну!»
И далее Гоголь пишет:
«Я знаю, что многим очень не нравится сей звук; но я его очень люблю, и если мне случится иногда здесь услышать скрып дверей... боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний!»
Интересно, что сказал бы Гоголь или его милые старички, если бы рядом с ними раздался скрип, вер нее, страшный визг тормозов современного автомо- биля? Едва ли хоть когда-нибудь и у кого-нибудь эти звуки наших дней смогли бы вызвать милые воспо минания... ,
ПОБЕДНОЕ ШЕСТВИЕ УЛЬТРАЗВУКА
Соколов намного обогнал свое время...
Г. Чедд. Звук
Автор должен предупредить
читателя, что, несмотря на жизнеутверждающий тон заголовка, в повествовании об ультразвуке будет и доза ламентаций. Но сначала некоторые воспоминания довольно давних лет. Тема их также, естественно, связана с названием. К тому же они радостны, как всякие воспоминания («что пройдет, то будет мило»—А. С. Пушкин).
Итак, май 1938 года. Наш учитель, профессор Ле* нинградского электротехнического института С. Я. Со* колов, входит в аудиторию,
82
-.,,— Что-то вас малр, сегддня. Ясно, до сессии еще далеко, а погода хорошая. Пойдем и мы погуляем.
Группа студентов проходит со своим преподавателем мимо первой в стране лаборатории электроакустики, размещающейся в старой церкви. За ней — царк, тянущийся до одного из рукавов Невы.
Соколов обращается к студентам:
Хочу поговорить сегодня с вами о перспекти вах применения ультразвука. Сейчас в них мало кто верит, а они будут гигантскими и вы еще сами убеди- т?есь в этом. Кстати, несколько лет назад на этих вот деревьях, осенью, когда ветви были без листьев, я развесил восемьсот метров стальной проволоки и убедился, что затухание звука, в том числе и ультра звуковой частоты, в металлах ничтожно.
Вы знаете об успехах нашей лаборатории в ультразвуковой дефектоскопии металлов, — продол жал Сергей Яковлевич. — Так нот, ультразвук будет «просвечивать» и тело человека, причем в отличие от рентгеновских лучей это совершенно безвредно. С по мощью ультразвука мы уже делали эмульсию ртути с маслом и водой. Если мощность звукоизлучения до статочна, можно эмульгировать практически любые компоненты. Но и это далеко не все. Пробовали на металлургическом заводе облучать ультразвуком рас плавленный металл. Зернистость его уменьшается во много раз. Можно получать сплавы с высокой сте пенью однородности структуры. Можно применять ультразвук и для очистки изделий, для соединения металлов друг с другом. А влияние ультразвука на химические реакции? Ведь это поистине безгранич ная область.
Сергей Яковлевич, а где все это описано? — спрашивает кто-то из нас.
Публикуем понемногу результаты в журналах. Но мыслей столько, что не успеваем все описывать. В общем, применения ультразвука будут чрезвычай но многообразны, и очень важно создать электронно- акустический преобразователь, делающий видимым любое ультразвуковое изображение. Сейчас наша ка федра совсем близка к созданию такого преобразо вателя. (Он вскоре и был создан С. Я. Соколовым —. И. К.)
83
Перечислим некоторые успешные современные технологические применения ультразвука. Облучение ультразвуком расплавленных металлов и сплавов позволяет получить более однородную мелкокристал* лическую их структуру. Это видно хотя бы из приво-»-димого рисунка, взятого из упомянутой книги «Применение ультразвука в промышленности» (суще*
Влияние ультразвука на структуру чугуна. Слева —
образец, не подвергавшийся действию ультразвука;
справа — образец, обработанный ультразвуком во
время кристаллизации.
84
Ультразвуковая сварка под давлением. Микроструктурный анализ показывает, что стык шероховатых поверхностей (рисунок слева) уже через 0,1 секунды после воздействия ультразвука (горизонтальные стрелки) приобретает гладкую структуру.
ствуют подобные же фотографии, полученные еще С. Я. Соколовым, но, разумеется, новые данные всегда более убедительны). Облучение ультразвуком расплавленных металлов содействует удалению из них газов, что в конечном итоге также улучшает качество металла, обеспечивает отсутствие в нем усадочных раковин. На симпозиуме по ультразвуку в Дюссельдорфе в 1973 году ученые из ФРГ сообщили, что ими разработана методика формирования требуемой структуры металла при воздействии ультразвука.
Ультразвук используется также при закалке и отпуске 'сплавов, сварке и пайке, значительны перспективы применения ультразвука при сверлении и долбежке твердых материалов, очистке металлических изделий, для предотвращения образования накипи на стенках котлов и иных сосудов, получения однородных горючих смесей, при газоочистке и сушке различных материалов. В США освоен дешевый метод нарезания резьбы произвольного профиля на металлических изделиях с помощью ультразвука.
О масштабах технологического применения ультразвука говорит то обстоятельство, что в США ультразвуковое оборудование изготовляют более 50 фирм. Мощность ультразвуковых установок достигает 10 киловатт и более. Разнообразное ультразвуковое оборудование для различных технологических процессов изготовляется и в нашей стране.
Польские инженеры разработали метод осаждения густого тумана с помощью мощной направленной ультразвуковой сирены. Будучи установлена на носу судна, такая сирена способна улучшить видимость
85
в направ-лении ; движения на .несколько сот метров вперед. '.
Другая важная сфера применения ультразвука — автоматический неразрушающий контроль. На судах широко применяются ультразвуковые уровнемеры и расходомеры различных жидкостей в трубах и сосудах. На ежегодном симпозиуме по ультразвуку, проходившем в 1974 году в г. Милуоки (США), американские специалисты сообщили о разработке высокотемпературных ультразвуковых преобразователей для контроля узлов жидкометаллических атомных реакторов. Эти преобразователи могут применяться как в стационарных, так и в судовых ядерных энергетических установках.
Ультразвуковая дефектоскопия металлических листов и различных изделий являет собой пример традиционного и достаточно давнего промышленного применения ультразвука. Еще в 1942 и 1953 годах С. Я- Соколову и группе его сотрудников были присуждены Государственные премии СССР за разработку и внедрение ультразвуковых дефектоскопов. С тех пор методы и аппаратура ультразвуковой дефектоскопии значительно усовершенствовались. Современные дефектоскопы позволяют выполнять контроль однородных материалов на глубину от 0,5 миллиметра до 5 метров, при этом в металле обнаруживаются внутренние раковины, трещины и расслоения размером в доли миллиметра. Для выявления столь малых дефектов используется ультразвук с частотой до нескольких мегагерц.
Весьма интересные и глубокие теоретические исследования в области ультразвуковой дефектоскопии были выполнены Л. Г. Меркуловым.
Существует несколько методов производственной ультразвуковой дефектоскопии. В наиболее простом (и первом по времени возникновения) теневом методе, или методе сквозного прозвучивания, излучатель и приемник ультразвука размещаются один против другого по разным сторонам изделия. Наличие дефекта на пути ультразвуковых волн проявляется прежде всего в ослаблении принимаемого сигнала. Синхронное движение вдоль поверхности изделия из-
и приемника ^ позволяет йбследовать всю i йлощадь испытуемого изделия.
Более совершенный импульсный эхо-метод в принципе мало отличается от метода морского эхоло-тирования^ Излучатель на поверхности изделия периодически посылает ультразвуковые импульсы и принимает сигналы, отраженные от дефектов или неодно-родностей внутри изделия. Время между посылкой и приемом импульсов позволяет по известной скорости ультразвука определять глубину залегания дефекта. Существуют и некоторые другие, более сложные методы выявления неоднородностей в изделиях, применяемые прежде всего при исследовательских работах.
В настоящее время в СССР разработано значительное количество совершенных ультразвуковых дефектоскопов. Броневые плиты, судовые валы и другие изделия подвергаются весьма тщательному ультразвуковому контролю.
Нельзя не упомянуть о применении ультразвука в медицине. Оставляя в стороне вопросы ультразвуковой терапии, мы не можем не остановиться на ультразвуковых методах диагностики, связанных, по существу, все с той же «ультразвуковой дефектоскопией», «неразрушающим контролем», но уже не металлов и изделий, а самого человека (именно потому мы и взяли эти термины в кавычки). На основе но-. вых систем электронно-акустических преобразователей созданы весьма совершенные визуализаторы внутренних органов человека. Так как разные ткани обладают различными акустическими свойствами, то по картине отраженных или прошедших звуковых волн можно судить о состоянии исследуемой части тела. Отчетливо фиксируются нарушения положения и формы внутренних органов, наличие опухолевых процессов и иные отклонения от нормы.
Начиная с 1974 года проводятся ежегодные конгрессы по ультразвуковой медицине. Поражает изобретательность, с которой медики при помощи инженеров находят все новые и новые применения ультразвуку. Здесь и определение содержания липоидов в тканях с помощью оценки ультразвукового рассеяния от них, и применение фокусированного ультразвука для раздражения нервных структур и для измерения
87
/
скорости потока кро»й, и даже непрерывное ©бёспе-чение контроля за продвижением плода при родах (что очень заинтересовало акушеров).
Обнаружены интересные физические зависимости* Установлено, например, что поглощение ультразвука в легком гораздо больше, чем в других мягкий тканях, а поглощение ультразвука в костях неожиданно слабо зависит от его частоты. Разработан метод математического моделирования тканей с помощью ультразвуковых сигналов. Согласно этому методу измеряется величина ослабления звукового сигнала, прошедшего через ткань, а также изменение фазы сигнала в зависимости от частоты ультразвука. Выполняя Фурье-преобразования с измеренными сигналами, определяют частотный отклик ткани и с помощью ЭВМ вычерчивают электронный аналог модели ткани. Тщательный анализ полученной докумен-тализированной модели позволяет обнаружить участки ткани даже с незначительной патологией, которая могла ускользнуть от внимания врача-исследователя при простом «просвечивании» ткани с помощью того же ультразвука.
Венцом ультразвуковой медицинской визуализации можно считать приведенную в книге Г. Чедда картину расположения пяти близнецов в утробе матери. Едва ли какой-нибудь врач решился бы применить для получения подобного изображения рентгеновские лучи. Ультразвуковое же облучение (в определенных дозах) абсолютно безвредно.
Применение комплексной диагностической системы, состоящей из ультразвукового визуализатора, кардиографа и автоматического фоноскопа, анализирующего звуки сердечных сокращений, позволяет в наилучшей степени установить вид того или иного сердечного заболевания.
Характерная для современной электроники миниатюризация и микроминиатюризация ее элементов дает возможность получать сравнительно небольшие по размерам и даже переносные ультразвуковые системы медицинской диагностики, что позволяет применять их не только в специализированных клиниках и стационарах, но даже, например, на судах»
^ Автор обещал читателю не касаться ультразвуковой терапии, ко невозможно не упомянуть о некото* рых свежих и смелых идеях, выдвинутых в последнее время отечественными и иностранными учеными. Например, установлено, что ультразвук может использоваться как средство усиления действия гамма-облучения на злокачественные опухоли. Обнаружено также, что при ультразвуковом облучении повышается чувствительность живой клетки к воздействию химических веществ. Это открывает пути к созданию новых, более безвредных вакцин, ибо при их изготовлении можно будет использовать химические реактивы значительно меньшей концентрации. Уже появился новый метод лечения — фонофорез, когда на кожный покров или слизистую оболочку наносится жидкое лекарство или мазь и затем эта поверхность обрабатывается ультразвуком.
Победное шествие ультразвука в промышленности, химии, медицине и других областях человеческой деятельности продолжается.
ОТ ДЫМОВЫХ ФИГУР
ДО АКУСТИЧЕСКОЙ
ГОЛОГРАФИИ
Наука начинается с тех пор, как начинают измерять.
Д. И. Менделеев
«"Я первым увидел звук»
Надпись на могиле Тендера в Дрездене
Акустические измерения. .*
Замечание Леонардо да Винчи: «Опыт — основа всякой «достоверности» — применимо к ним в полной и, по-^ жалуй, даже особой мере, ибо мало кто в акустике **-%ерит одним теоретическим результатам, пусть даже |" полученным на весьма строгой основе. Видный американский акустик Ф. Морз в предисловии к своей 1 монографии «Колебания и звук» (переведенной в СССР) пишет: «Ни в какой другой области физики Основные измерения не представляются столь трудно
.выполнимыми» как в ^акустике, тогда как теория о,Тг носительно проста». Оставим это утверждение на совести его автора, тем более что оно относится к 1936 году, когда акустическими измерениями занимались в различных странах лишь немногие ученые.
В 1937 году вышла первая в мире книга по а^уп стическим измерениям (автор Л. Л. Мясников)-. В ней описаны методы измерений звукового давления, акустического сопротивления, даны основы частотного анализа звука по представлениям того времени.
В наши дни область акустических измерений ра,Ст ширилась необычайно, появились новые аспекты, тат кие, как измерения звукоизоляции, звукопоглощения, виброизоляции, вибропоглощения, гидроакустические измерения, измерения акустических констант материалов и веществ, корреляционные измерения и т. п. Монографии по отдельным видам акустических из-.мерений сейчас не редкость.
Властно заявляет о себе электронно-вычислительная и управляющая техника. Она позволяет оптимизировать условия измерений, свести к минимуму ошибки. Последние достижения в этой области — автоматическое управление измерениями при нескольких изменяющихся параметрах измеряемого процесса или условиях, в которых происходит этот процесс. Особенно значительные результаты в этой сложной области получены в СССР А. Е. Колесниковым, Б. Д. Тарта-ковскйм и другими, в ФРГ — М. Шредером.
Мы остановимся здесь лишь на одном вопросе из области акустических измерений — вопросе визуализации звука и вибрации. В какой-то мере мы уже касались его при рассмотрении применения ультразвука в промышленности и медицине.
В 20—30-е годы нашего столетия для визуализации звуковых полей в воздухе применялись так называемые дымовые фигуры. Легкие частицы дыма, пыли или пудры при воздействии звукового поля принимают его конфигурацию. Стробоскопическое освещение с частотой звука позволяет зафиксировать картину. Метод не требовал какой-либо сложной аппаратуры. Для гидроакустических полей он, естественно, неприменим.
Другой метод— теневой — достаточно старый и вечно новый. Впервые он был предложен Фуко в се-
прошлого столетия для исслёдОванМ'одНород. ности оптических сред и качества обработки оптических деталей. Существо его заключается в следующем. Лучи света от точечного источника проходят через исследуемую среду или изделие,' собираются в фо-кусе и проецируются на экран. В фокусе помещается5 передвижная заслонка — нож с острой кромкой (он и поныне называется ножом Фуко). При определенном положении нож срезает изображение источника,-но благодаря дифракции света экран все же слабо, хотя и равномерно освещен. Если на пути лу-ч!ей света до ножа Фуко окажется оптически неоднородная среда, лучи изменят свой путь и будут либо попадать на нож, либо, наоборот, проходить поверх него. В первом случае на экране появится тень, во втором возникнет более яркое освещение в соответствующем месте экрана. В целом изображение неоднородности появится на экране, окруженное темными и светлыми полосами.
Сгущения и разрежения среды при звуковом процессе связаны с изменением ее плотности, то есть с показателем преломления. Иными словами, это те же оптические неоднородности среды. Преподаватель физики Теплер, возможно, даже не зная в точности прибора Фуко, предложил использовать теневой метод для визуализации звуковых полей. Он получил в мировой практике также название шлирен-метода (Schliere — оптическая неоднородность среды).
Чувствительность метода чрезвычайно высока. Отчетливо фиксируются даже слабые звуковые поля. Если между источником и ножом Фуко поднести руку, будут видны поднимающиеся от нее тепловые потоки (также связанные с изменением показателя преломления среды). На основе теневого метода созданы в различных странах конструкции интерферометров с высокой разрешающей способностью. Если в подобный интерферометр ввести ванну со стенками из оптически однородного стекла, то можно наблюдать звуковые картины в жидкости. На приведенной фотографии видно, как меняется характер рассеяния звуковых лучей в воде от металлических пластинок — гладкой и снабженной ребрами (периодическими препятствиями).
В последнее время для визуализации звука и вибрации предложено применять жидкие кристаллы. Хотя холестериновые вещества трудно сравнить с кристаллами, но именно некоторые виды холестериновых соединений обладают свойством менять цвет в зависимости от температуры пленки или пластинки, на которую они нанесены.
Слой холестерина на такой пленке напоминает слой затвердевшей фотоэмульсии. Если коснуться его
Тонкий слой воды, налитый на поверхность соединенной с вибратором металлической пластины, также позволяет визуализировать ее колебания.
Осыпавшаяся при колебаниях металлической стенки или пластины фундамента меловая паста указывает места наиболее интенсивной вибрации, на которые следует устанавливать . антивибрационные устройства.
лальцему то вокруг места-касания возникнут концен трические разноцветные круги. Каждому цвету при этом соответствует определенная температура. Картина похожа на цвета побежалости на зачищенной поверхности остывающего металла.
При звуковых колебаниях происходят изменения температуры частей колеблющегося тела, тем боль шие, чем больше амплитуда колебаний. Эти изменения определяют цвет нанесенной на тело жидкокристалли ческой пленки, и можно видеть цветную картину рас пределения колебаний на поверхности тела. эдм./м
В более сложном устройстве для измерения амплитуды звуковых волн (в том числе поверхностных волн Рэлея) в прозрачных пластинах жидкокристаллический слой помещается между двумя подобными пластинами, установленными между скрещенными поляроидами. При отсутствии звука в пластинах света на экране за вторым поляроидом нет, во время колебаний пластин он появляется. Получены формулы для определения интенсивности колебаний пластин по величине прошедшего через поляроиды света.
Картина колебаний диффузора громкогово-
- рителя, снятая с помощью лазерной визуа-
лизационной установки.
Появление лазеров дало возможность разработать весьма совершенные установки для визуализации звуковых полей и вибрации. На рисунке приведена полученная И. А. Алдошиной картина колебаний конического диффузора динамического громкоговори-
теля на частоте 500 герц.-Kjak видно, ойа' достаточно , сложна. Анализ подобных картин позволяет разработать звуковоспроизводящие устройства, работающие
с минимальными искажениями.
/• Голография занимает сейчас умы многих иссле-^Шателей. Основным достоинством ее является возможность получения трехмерных изображений. О сложности проблем в этой области можно судить по мате-' риалам книги «Акустическая голография», выпущенной издательством «Судостроение» в 1975 году и суммирующей результаты трех ежегодных международных симпозиумов по акустической голографии. Хотя перспективы применения ее велики в самых разнообразных областях (подводное звуковидение, визуализация предметов в мутных средах, что особенно важно при аварийно-спасательных и водолазных работах), но предстоит еще большая работа по повышению качества изображений.
Сцептроника. Это недавно возникшее направление визуализации и частотного анализа колебаний связано с волоконной оптикой. Пучок из громадного ко-- личества тончайших стеклянных волокон возбуждается с торца исследуемыми колебаниями и одновременно подсвечивается ярким источником света. Каждое из волокон имеет свою частоту свободных колебаний, и, если в спектре исследуемого сигнала имеется составляющая этой частоты, конец волокна приходит в интенсивные колебания, что отражается яркой чертой на экране. Возможна очень плотная упаковка волокон (до нескольких тысяч на один квадратный сантиметр), что сулит создание очень малых по размеру,, но широкодиапазонных анализаторов — визуа-лизаторов.
Поскольку возможна визуализация звука тем или иным методом, то, естественно, возможна и «фониза-ция» света. Световые (или тепловые) сигналы воспринимаются сканирующим устройством и подаются на специальный измерительный магнитофон, обладающий очень широкими частотными и амплитудными характеристиками. При воспроизведении записи через репродуктор отчетливо обнаруживаются на слух места поверхности, наиболее сильно освещенные или нагретые.
95
«ПЕРЕКРЕСТНЫЕ»
КОЛЕБАТЕЛЬНЫЕ
ЭФФЕКТЫ.
КВАНТОВАЯ АКУСТИКА
«Перекрестными» эффектами Л. Л. Мясников образно назвал эффекты, возникающие при взаимодействии полей или потоков разной природы, например звукового и магнитного, светового и звукового и т. п.
Область перекрестных эффектов поистине безгранична, в настоящее время изучены лишь некоторые «разнопольные» взаимодействия. Вот, например, как взаимодействует ультразвук с металлом, находящимся в магнитном поле. Вследствие звуковых колебаний материала в магнитном поле в материале создаются вихревые токи, которые в свою очередь вызывают появление вторичного электромагнитного поля. По амплитуде этого поля можно, между прочим, судить об интенсивности ультразвука в металле. Эффект обратим: поверхностная радиоволна, направляемая вдоль металлического стержня с постоянным магнитным полем (а при некоторых условиях и без него), создает в стержне ультразвуковые колебания.
Магнитоакустический эффект весьма чувствителен к структурному состоянию металлов и сплавов, степень проявления эффекта зависит от рода и количества даже весьма малых примесей или добавок в материале. Пользуясь этим методом, можно создать материалы с максимальным или, наоборот, минимальным коэффициентом механических потерь на ультразвуковых частотах.
Предсказанные теоретически С. А. Альтшуллером и исследованные экспериментально У. X. Копвилле-мом и другими акустический электронный и ядерный магнитные резонансы обнаружены в настоящее время во множестве кристаллов, содержащих парамагнитные примеси. Эти опыты дают интереснейшие сведения и представления не только о характере маг-нитоакустических резонансов внутри вещества, но и о динамических свойствах кристаллов на гиперзвуковых частотах 109 герц и более.
Звуковые колебания могут менять картину взаимодействия атомных пучков с пьезоэлектрическим материалом. Так, в опытах Л. Л. Мясникова и его сотрудников при облучении кварцевой пластинки атомными пучками калия, рубидия, цезия и таллия наблюдались дифракционные картины пространственного рассеяния пучков. У той же пластинки, приведенной в колебательное движение на ультразвуковых частотах, дифракционные максимумы рассеяния атомных пучков исчезали.
Еще в 30-е годы нашего столетия был известен акустико-оптический эффект, являвшийся продуктом взаимодействия акустических и световых волн. В жидкости возбуждалась система плоских ультразвуковых волн. В звуковой волне чередуются сгущения и разрежения среды, поэтому подобная структура может действовать как твердая дифракционная решетка. Действительно, при направлении на структуру светового луча появлялись отчетливые дифракционные максимумы и минимумы. Очень эффектные фотографии этих дифракционных картин были получены Люка и Бикаром во Франции, Раманом и Натом в Индии, Соколовым в СССР. Интенсивность наиболее сильного центрального максимума являлась ярко выраженной функцией амплитуды ультразвуковых волн. Перед второй мировой войной английская фирма «Скофони» разработала на этом принципе модулятор света и применяла его в телевизионных установках с большим экраном и высокой четкостью.
Г. А. Аскарьяном и другими в. 1963'году было сообщено в печати о генерации звука при поглощении лазерного излучения в жидкости. Приблизительно в это же время подобное явление наблюдал Л. М. Лям-шев. Некоторые исследователи назвали это направление «разнопольных» взаимодействий оптоакустикой.
Механизмы оптического возбуждения звука многообразны. Звук может возникать вследствие поглощения интенсивного света в среде. Этот механизм связан с релаксационными процессами, изучение которых является предметом молекулярной акустики (заметим, что молекулярная акустика сама по себе представляет обширную область, и отечественные щколы И. Г. Михайлова, В. Ф. Ноздрева и других
97-
4 И. И, Клюкин
имеют большие достижения в этой области). Кроме того, звук может возбуждаться в результате резкого изменения агрегатного состояния среды (испарение, ионизация) вследствие электрострикционного эффекта.
Американец Ларсон, исследовавший возбуждение звука в твердых телах при воздействии модулированного лазерного излучения,'установил, что это излучение генерирует в среде сильный звук в направлении, перпендикулярном направлению распространения луча лазера.
Различными авторами исследовались случаи излучения звука при воздействии на вещество мощных тепловых полей, импульсного электрического напряжения и т. д.
По мере повышения частоты, то есть уменьшения длины волны ультраакустических колебаний звуковые волны начинают «замечать» дискретную структуру твердых тел — кристаллическую ионную решетку. Здесь становятся плодотворными корпускулярные представления. Согласно современной физике, любая волна ведет себя при определенных условиях как частица, и наоборот: любая частица ведет себя при определенных условиях как волна. Один из классиков физики Уильям Брэгг иронически заметил по этому поводу, что каждый физик вынужден считать свет состоящим по понедельникам, средам и пятницам из частиц, а остальные дни недели — из волн. А вот что пишет по этому поводу в своей замечательной научно-популярной книге «Глаз и солнце» академик С. И. Вавилов*: «Материя, т.е. вещество и свет, одновременно обладает свойствами волн и частиц, но в целом это не волны и не частицы, и не смесь того и другого (курсив С. И. Вавилова — И. /(.). Наши механические понятия не в состоянии полностью охватить реальность, для этого не хватает наглядных образов».
С тех пор последовало много работ, подтверждающих эквивалентность волновой и квантовой механики.
* С. И, Вавилов. Глаз и солнце. Изд. 9-е. М., «Наука», 1976, с. 42.
И хотя отдельные противоречия остаются, квантовая механика позволила сделать выдающиеся открытия.
Звуковой волне соответствует частица, которая была названа фононом — квантом звука. Разумеется, полной аналогии здесь нет. Частицы света — фотоны— элементарны, то есть не состоят из других частиц. Они единообразны, как единообразны электромагнитные поля, они устойчивы. Параметры фононов не имеют той устойчивости, которая свойственна параметрам элементарных частиц. В процессе распространения звука изменяется характер упругих колебаний, волна из поперечной может переходить в продольную, поверхностную и т. п. Эти процессы надо рассматривать как превращения фононов в другие виды, то есть следует предположить многообразие фононов.
Несмотря на отсутствие данных о параметрах фононов для различных видов упругих колебаний, введение квантовых представлений в акустику уже принесло свои плоды. Примером служит создание акустической^ мазера, подобного электромагнитному мазеру или лазеру.
Схема и принцип действия фонон-электронного усилителя высокочастотного звука.
1 — пьезополупроводник; 2 — источник звука; 3—источник света; 4—источник постоянного электрического напряжения.
- «Эхолот пишет дно на 50 метрах. Но ты ступай осторожно; может быть, это — звукорас-сеивающий слой».
- Звуковая энергия
- В бархат ушедшие звуки»
- Как задержать 'вибрацию и удары
- 3 И, и, Клюкин 65
- Есть ли что-нибудь не поющее в мире?
- Автоколебания буксируемой плавучей емкости (вид в плане).
- По мере движения звуковой волны ее амплитуда увеличивается вследствие взаимодействия между электронами э и фононами ф.
- Зрение или слух (и речь)!
- Еще немного о слухе
- Когда звук убивает наверняка
- Светомузыка и музыкопея
- Дельфин, помещенный в установку для определения пространственных характеристик направленности его эхо-локационного аппарата.
- Литература по акустике для массового читателя
- Содержание
- Часть 1. Физическая и тех-ническая акустика
- Часть 2. Физиологическая и биологическая акустика