logo
SoundWorld

Звуковая энергия

На границе среды с большим акустическим сопротивлением зву­ковое давление почти удваивается (хотя в нее переходит лишь ничтожная часть звуковой энергии). Кричать над поверхностью воды — верный способ распугать рыб, слуховой ^аппарат которых, как и у большинства живых существ, реагирует иа величину звукового давления.

акустическим сопротивлением в среду с малым аку­стическим сопротивлением? Можно показать, что и в этом случае перейдет лишь ничтожная часть звуковой энергии, но здесь уже колебательная скорость во вто­рой среде будет близка к удвоенному значению, а звуковое давление в ней близко к нулю. Вот почему до нас не доносится в воздухе звук от удара одного

34

камня о другой (хотя ныряльщик, проделывающий •но, сам слышит довольно интенсивный шум, несмот­ря даже на изолирующие воздушные пробки в ушах),

А что же наш демонстратор, может ли он пред­ложить для этого случая какую-либо «мнемониче­скую модель»? Если он прикрепит вертикально к нож­кам стола лист плотной бумаги (которая в данном случае будет изображать первую среду — с большим пкустическим сопротивлением) и его нога, -по-преж­нему представляющая звуковую волну, прорвет этот лист, то ясно, что скорость ноги в момент прорыва возрастет, но-'поскольку за листом нога встречает воз­душную среду, не оказывающую никакого сопротив­ления, то нет и условий для возникновения давления в этой среде.

Вот какие метаморфозы звуковой волны возмож­ны на границах разнородных сред.

КОГДА

РЕЗОНАТОР УСИЛИВАЕТ

И КОГДА

ОСЛАБЛЯЕТ ЗВУК

Резонанс резкое возраста­ние амплитуд... колебаний, наступающее при приближе­нии частоты... внешнего воз­действия к частоте одного из нормальных колебаний, свойственных данной колеба­тельной.системе.

Физический словарь

Некто смотрел из укрытия, как два льва вцепились в те­ ло друг друга. На момент он отвернулся и когда вновь .

изглянул на место боя, то i/видел, что противники ис­чезли: они съели друг дру­га. На земле виднелись лишь оставшиеся от них хвосты... Из современной сказки

Кому не известно, что такое

резонанс? «Резонанс — это когда сильно мотает»,— сказал один студент, не подозревая, впрочем, что

9* 35

излагает житейским языком определение физическо­го словаря. Интеллигент с большим читательским стажем уже приведет пример вредных последствии резонанса: «Знаете, почему разрушился Египетский мост в Петербурге? Потому, что воинская часть, про­ходившая по нему, не сменила команды «в ногу». Произошла усиленная вибрация, и вот...»

Мы, в свою очередь, приведем еще один, менее известный пример последствий резонанса. 2 марта 1905 года утром в день предстоявшего заседания II Государственной думы обвалился потолок в глав­ном зале Таврического дворца. Причина — работа не­большого электровентилятора на чердаке, включенно­го для проветривания зала перед заседанием Думы.

Александр Грин, которого знают как автора ро­мантических и приключенческих повествований, был не чужд и жанру сатиры. Через несколько дней после описанного события в одной из столичных газет по­явилась его «Элегия», написанная в манере стихо­творения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Сатира Грина начиналась так:

Когда волнуется краснеющая Дума И потолок трещит при звуке ветерка...

Концовка тоже созвучна лермонтовским строкам:

...Тогда смиряется души моей тревога; И затаив мечты о воле и земле, И истребив морщины на челе, Сквозь потолок я вижу бога! ...

Это едва ли не единственная стихотворная ода резонансу, хотя и порожденная главным образом по­литическими причинами.

Но почему же все-таки мост не обрушивается и потолок не трещит в отсутствие резонанса? В про­стейшей, упругоинерционной системе выше или ниже частоты резонанса сопротивления... колебательному движению упругого или соответственно инерционного элемента достаточно велики. Лишь на частоте резо­нанса эти взаимно противодействующие сопротивле­ния таинственным для непосвященного образом «съе­дают» друг друга (совсем как сказочные львы в эпиграфе), и остается лишь «хвостик» — сопротив­ление трения, которое всегда меньше сопротивления

36

упругости и массы. Амплитуда колебаний системы увеличивается во много раз, что и может привести к печальным последствиям.

О-явлениях резонанса в механических системах уже говорилось выше. Перейдем к устройству, в ко­тором осуществляется резонанс акустических элемен­тов. Это простейший резонатор Гельмгольца — сосуд, подобный колбе. Воздушная пробка в. горле сосуда является акустическим элементом массы, внутренняя полость резонатора — элементом упругости. При ре­зонансе увеличиваются колебания воздушной проб­ки, в такт этому возрастает колебательное давление во внутренней полости резонатора по сравнению с давлением в свободном поле. Звуковую энергию для усиленных колебаний резонатор отбирает из окружа­ющего его звукового поля.

Если к полости резонатора подвести трубку, дру­гой конец которой приложить к уху, то можно убе­диться в усиливающем действии резонатора. Такое устройство применялось для помощи людям с ослаб­ленным слухом. Наборы резонаторов использовались в первых анализаторах звуковых спектров. Каждый из резонаторов был настроен на свою частоту и вы­делял в сложном звуковом спектре соответствующую спектральную составляющую.

Пещера с узким наружным входом тоже служит резонатором. Он усиливает звуки особенно низких частот; туристы и спелеологи знают, как сильно отда­ются удары грома в подобных пещерах.

Впрочем, для осуществления резонанса совсем не обязательно иметь узкий и длинный вход. Резонато­ром может служить любая достаточно глубокая ниша, пусть даже одинакового поперечного сечения. Даль­няя, примыкающая к жесткой стенке часть ее слу­жит упругостью, а объем, граничащий с наружным пространством, — массой. Переход от массы к упру­гости здесь более плавный, чем в колбообразном со­суде.

Любая бутылка, не заполненная жидкостью,— тоже резонатор; убедиться в этом нетрудно. Один современный английский акустик, в частности, рас­смотрел ее резонансные свойства в монографии «Акустика винной бутылки». Несмотря на игривое

37

название, это — серьезная научная работа, возможно, не столь значительная, как творение великого Кеп­лера «Стереометрия винных бочек», но уже не усту­пающая исследованию почти нашего современника Ч. Бойса «Мыльные пузыри», которое считается клас­сическим.

Итак, резонатор усиливает звук, это совершенно ясно, не правда ли? Однако, как бы это странно ни звучало для некоторых, резонатор прежде всего... поглощает, то есть ослабляет звук. Противоречие здесь кажущееся. Все дело в том, о каком параметре колебательного процесса вести речь. Да, в полости резонатора усиливается в той или иной степени зву­ковое давление. Но при этом в нем всегда поглоща­ется определенная звуковая энергия. В какой-то мере в этом смысле резонатор можно сравнить с электри­ческим трансформатором. Во вторичной обмотке по­вышающего трансформатора увеличивается электри­ческое напряжение по сравнению с напряжением в первичной обмотке. Но в то же время трансформатор, .к сожалению, поглощает часть электрической энер­гии вследствие нагрева обмоток, вихревых токов в сердечнике и т. п.

Электрики стараются, насколько возможно, умень­шить эти потери. То же делали и акустики, соз­давая резонаторы с очень высокой добротностью для выделения отдельных составляющих в спектре анали­зируемого звука. Но вот кому-то пришла в голову идея увеличить поглощение в акустическом резонато­ре с целью ослабления звука вблизи резонатора. Так родилось новое направление в теории и технике зву­копоглощения — резонансное звукопоглощение.

Целый ряд ученых в разных странах отдал ему дань: в СССР —С. Н. Ржевкин, №• С. Анцыферов, В. С. Нестеров и другие, в США —У. Мак Нэйр, в Англии —Е. Пэрис, в Дании — Ф, Ингерслев. Резо­нансное звукопоглощение осуществляется в более или менее узкой области относительно низких частот. Можно расширить ее, применив набор резонаторов, настроенных на различную частоту. Но если потребу­ется ослаблять звук на более высоких частотах, при­дется применить поглотители другого рода, о которых еще будет сказано* ниже,

38

Как же практически осуществлять устройство ре­зонансного поглощения для ослабления звука в поме­щениях? Неужели вмазывать в стены колбо- или бутылкообразные сосуды? Нет, современная строи­тельная практика нашла более удобные конструкции. На некотором расстоянии от стены или потолка по­мещения устанавливается более или менее тол­стый перфорированный лист. Отверстия в листе играют роль горлышек резонаторов Гельмгольца, а пространство между листом и стенкой — роль по­лостей.

Теперь возникает следующий вопрос: где разме­стить дополнительный звукопоглощающий элемент, увеличивающий потери в резонаторе? В районе гор­лышка резонатора колебательная скорость частиц сре­ды наибольшая и, следовательно, наибольшими будут потери на трение. Здесь и помещают слой волокни­стого материала или толстой ткани, который с успе­хом выполняет функцию поглотителя звука.

Такими или подобными системами резонацсного поглощения можно оборудовать стены или * потолки помещений. Вместо перфорированных панелей иногда устанавливают наборы вертикальных реек с зазором относительно друг друга. Получается так называ­емый щелевой резонансный поглотитель, которому можно придать очень красивый вид, соответствующий современным архитектурным тенденциям.

Известно, что для хорошего восприятия музыки и речи зал должен иметь ту или иную степень гул­кости; акустики в этом случае говорят о «времени реверберации помещения». Время реверберации мож­но менять, устанавливая дополнительные звукопогло-тители, в том числе резонансные.

Сам зал, собственно, это тоже резонатор. Но, в отличие от резонирующих сосудов, у него много соб­ственных частот. Чаще требуется, как только что сказано, заглушать колебания на этих частотах, но иногда зал сам по себе оказывается заглушенным в той или иной области частот; для более полного зву­чания музыки, вокальной речи требуется выделить эти области частот. Встает вопрос о «поддерживае­мом» резонансе зала. Такой поддерживаемым с -' помощью электроакустической аппаратуры резонанс

30

Когда резонатор усиливает звук (рисунки слева) и когда погло­щает (рисунок справа).

осуществлен, например, в зале Ройял Фестиваль Холл • в Лондоне.

Колбообразные сосуды, различные ниши и впади­ны, даже, наконец, целые помещения,— все это как-то еще сообразуется с представлением о резо­нансных системах. Но есть резонаторы и там, где трудно это предположить. Что бы вы сказали о. пузырьке воздуха или газа в жидкости, например, в стакане с нарзаном? Немецкий акустик Э. Мейер,-/ первый лауреат золотой медали имени великого фи­зика Рэлея, открыл это еще в 30—4€-е годы. Упру­гим элементом в резонирующем пузырьке служит объем газа, а инерционным— масса воды, участвую­щая Ув колебаниях внешней поверхности пузырька. Принимая в 1971 году от Английского акустического общества медаль имени Рэлея, Мейер в ответной речи сообщил, что звукопоглощающие пузырьки в жидкости, делающие «глухим» звеневший до этого хрустальный бокал с шипучим шампанским, подсказа-

40

,'т гму идею подводного звукопоглотителя из слоя iii.it (массы с -внутренними воздушными полостями. ('и иг преминул отметить, что подобный гидроакусти-*irt кий :шукопоглотитель, названный им «Альбери-'"м ••, использовался на гитлеровских подводных .инках для защиты от обнаружения их гидролокато­рами союзников.

В последнее время румынский ученый Грумезэску мппго занимался вопросами взаимодействия резони­рующих систем со звуковым полем. Плодом работ I румсзэску явился прочитанный им на одном из по-• н'дних конгрессов по акустике пространный доклад, itiнишие которого мы почти дословно повторили в ^полевке этого раздела. Из доклада читатель может тать еще и о других интересных примерах усиле­ния и поглощения звука различными резонаторами.

что взять

ДЛЯ ИЗОЛЯЦИИ ЗВУКА:

ВАТНОЕ ОДЕЯЛО

ИЛИ

КРОВЕЛЬНОЕ ЖЕЛЕЗО?

/1 С>е удивляться нимало не надо,

Ч;» сквозь преграды, глазам

ничего № дающие видеть,

, ч11/ки доходят до нас и

касаются .нашего слуха.

.'Ккреций Кар. О природе ве­щей. Кн. 4

\\uccy стенки увеличим в

десять раз

111рсдлагается,в

/i /рое-вчетверошум снизится, у нас.

качестве хоро­водной )

Раскроем цитированное в

•miIIграфе творение римского философа-материалиста п писателя Лукреция. Если извлечь из этого тво­рения все высказывания, касающиеся звука, то мож-но из них одних составить небольшую, но полную

41

интересных наблюдений книгу по акустике. И приве­денное нами извлечение как бы убеждает читателям да, не нужно удивляться, даже каменные стены мо­гут пропускать звук.

До поры до времени человечество как-то мирилось с этим. Но по мере роста «акустической загрязнен­ности» среды, увы, неизменно сопутствующего разви­тию цивилизации, усилилась необходимость исследо­вать процесс прохождения звука через различные ограждения и научиться по возможности препятство­вать этому процессу.

Интуитивно можно было предполагать, что в яв­лении изоляции, то есть «непропускания», звука зна­чительную роль играет масса любой строительной конструкции — стенки, пола и т. п. А. Шох дал этому строгое доказательство. Но одно дело физические ве­личины— звуковое давление, звуковая энергия, про­ходящие через стенку, и совсем другое дело — име­ющий при этом место физиологический эффект, те. снижение ощущения громкости шума за стенкой. Во второй части книги физиологической акустике будет уделено достаточное внимание, здесь же мы отметим лишь, что при учете снижения громкости шума в дело неизбежно вмешивается логарифмический за­кон. А этот закон в вопросах звукоизоляции ведет к довольно серьезным последствиям с точки зрения массы конструкций.

Пусть имеется весьма легкая звукоизолирующая стенка (скажем, масса ее на единицу площади не превышает 1 килограмма на квадратный метр), и мы, с целью увеличения звукоизоляции, заменим ее вде­сятеро более тяжелой стенкой, т. е. с удельной мас­сой 10 килограммов на квадратный метр. Громкость шума какого-либо акустического источника, находя­щегося за стенкой, уменьшится в определенное число раз (не приводя объяснений, которые нас завели бы далеко, укажем, что эта громкость уменьшится не более чем в 3—4 раза). Но вот беда, оказалось, что это уменьшение громкости недостаточно и надо уменьшить ее, скажем, еще во столько же раз. По­требуется, следуя логарифмическому закону, увели­чить массу стенки опять в 10 раз, т. е. с 10 до 100 ки­лограммов на квадратный метр. Неумолимый аку-

42

!лкон массы» в действии: каждое увеличение массы стенки I-, три раза уменьшает громкость проходящего через стенку шума приблизительно в два раза.

»-тический «закон массы» оборачивается для строите­лей и эксплуатационников довольно неприятными последствиями.

Слабым утешением является то, что теперь мы \ же можем ответить на вопрос, поставленный в заго­ловке. Лист железа все же тяжелее ватного одеяла юн же площади, и этот лист с точки зрения звуко-шоляции следует предпочесть одеялу. Впрочем, дело не только в массе, но и в том, что для обеспечения звукоизоляции материал должен быть не рыхлым, а плотным, без пор и пустот, проводящих звук, как это имеет место в том же слое ваты.

Впрочем, следует ли полностью отвергать одеяло? Звукоизолирующий материал отбрасывает звуко-пую энергию обратно,. и если ее не поглотить, то

43

неизбежно увеличение звукового уровня в помещении источника, а следовательно, и в самом изолируемом помещении. Оптимальным является сочетание звуко-изолирующей конструкции со звукопоглощающей. Так, собственно, и осуществляют звукоизолирующие ко­жухи и капоты для шумящих механизмов: стальные стенки с нанесенными изнутри на них слоями рыхлых волокнистых или пористых материалов.

Итак, можно сказать: «звукоизоляция любит массу». Но...

Едва лишь строительные и архитектурные акусти­ки начали понемному привыкать к неумолимому «закону массы», как на сцене появился незнакомец, который более чем что-либо другое (кроме сквозных отверстий) ухудшает звукоизоляцию стенок в обла­сти максимальной чувствительности слуха. Разумеет­ся, это не живое существо, а процесс. Но прежде — два слова истории.

Еще в 1941 году С. Н. Ржевкин с одним из своих сотрудников наблюдали аномальное прохождение звука через пластинки. При некоторых частотах коле­баний и углах падения звуковой волны на пластинку наблюдалось интенсивное прохождение через нее зву­ка. Удовлетворительного объяснения этому явлению подыскать тогда не удалось. -

Несколько позже Л. Кремер, производя теорети­ческий анализ взаимодействия звукоизолирующих стенок со звуковым полем, открыл так называемый резонанс совпадения. Суть его заключается в том, что при равенстве фазовой скорости звуковой волны вдоль поверхности пластины (а эта скорость явля­ется в данном случае не чем иным, как проекцией на плоскость пластины вектора скорости в падающей волне) и скорости изгибных волн в пластине падаю­щая волна должна полностью пройти через пла­стину. Иными словами, при данной частоте и данном угле падения звука звукоизоляция пластины будет равна нулю (если в ней нет потерь энергии).

Мы уже касались ранее резонансных явлений, преимущественно в акустических системах, малых по сравнению с длиной звуковой волны. Неизбежно пой­дет речь о резонансах и при последующем рассмот-

44

При увеличении толщины стенки звукоизоляция на низких и средних частотах увеличивается, но «коварный» резонанс со­впадения, вызывающий ухудшение звукоизоляции, начинает Проявляться на более низких частотах и захватывает более широкую их область.

рении виброизоляции в механических системах. Резо­нанс совпадения — своеобразнейший из резонансов. 'Прежде всего,- это пространственный резонанс; при его возникновении пластина (стенка) взаимодей­ствует со звуковым полем не в точке или локальной Области, а по определенной, обычно достаточно боль­шой площади.

А как ведут себя частоты «обычных» резонансов щ-зависимости от основных параметров колебательных резонирующих систем? Практически каждому чело-ику хоть раз довелось наблюдать, что чем большая Масса подвешивается к крючку безмена, тем ниже частота колебаний этой массы на пружине безмена. Частота акустического резонатора, собственные час­тоты пластинок или стержней также тем ниже, чем Дольше массы и чем меньше жесткости соответствую­щих элементов. Частота же резонанса совпадения, на­оборот, возрастает с увеличением массы и уменьше­нием жесткости пластин, на которые падает звук.

Наконец, обычные резоиансы проявляются, как Правило, в достаточно узкой полосе частот. Частота Вваоианса совпадения зависит от угла падения звука. А так как в диффузном, размешанном звуковом (Иоле все углы падения звука на пластину равно-§§роятны, то при этом виде поля, характерном Для большинства помещений, полоса частот резо­нанса совпадения каждой перегородки пли стенки

"(а следовательно, и полоса частот, в которой перего­родка или стенка пропускает звук) достаточно широка.

«Дефективный» резонанс совпадения обусловил довольно противоречивую картину зависимости зву­коизоляции от толщины стенки. С одной стороны, увеличение толщины стенки- согласно «закону массы» увеличивает звукоизоляцию. Но с другой стороны, поскольку при этом уменьшается отноше­ние массы стенки к ее изгибной жесткости, ухудша­ющий звукоизоляцию резонанс совпадения проявляет­ся на более низких частотах и захватывает более широкую полосу частот.

Где выход? Тот же Л. Кремер предложил делать тонкие пропилы в стенках на определенную глубину. Не изменяя практически массу стенки, эти пропилы резко уменьшают ее жесткость, и частота резонанса fсовпадения перемещается в более высокую область "частот. У свинцовых же звукоизолирующих перего­родок, например, благодаря их большой массе и весьма малой жесткости, резонанс совпадения нахо­дится в неслышимой ультразвуковой области частот.

Кирпичные стены. Это — масса, а значит, и зву­коизоляция. И резонанс совпадения по некоторым причинам здесь проявляется слабее. Но кирпичные стены не поставишь на теплоход или самолет. Нуж­но «обмануть» закон массы; нужны облегченные, но хорошо изолирующие звук устройства. В какой-то мере это удается достичь применением двухстенных конструкций. Воздушный промежуток между стенками с точки зрения увеличения эффекта звукоизоляции — примерно то же, что воздушный слой между стеклами оконной рамы для увеличения теплоизоляции.

Ширина воздушного слоя между стенками, вли­яет ли она на величину звукоизоляции? Одно время, ссылаясь на возникающие в воздушном слое резо-нансы объема воздуха, утверждали, что существует оптимальная ширина воздушного зазора в двухстен-ной конструкции и что больше определенной вели­чины этот зазор делать не следует, иначе резонамсы будут возникать с более низких частот и захватят более широкую их область. Опыт показал, что при наличии в зазоре звукопоглощающих материалов бояться этих резонансов нечего.

46

hiiviiM образом, чем больше зазор между стен-«лми, тем выше звукоизоляция двухстенной конст­рукции. Л. Кремер в возглавляемом им Институте комической акустики демонстрировал советским • ||<чпт.ллетам двухстенную конструкцию из стекло-(•.'iitKou с зазором между стенками, достигающим почти метра. Конструкция предназначалась для све-юных проемов в баптистской церкви, находящейся на очном из самых шумных перекрестков Западного Ьерлина. Как выяснилось, прихожане этой церкви не могли с должной сосредоточенностью совершать «и.ряды даже при малейшем шуме. Последовало об-1>.мнение, во имя бога, к строительным акустикам, подкрепленное, впрочем, земными, финансовыми .сти­мулами. Разработанная световая конструкция обес­печивала звукоизоляцию до 80 децибелов, что не уступает звукоизоляции кирпичной стены, имеющей значительно большую массу.

Влияние «закона массы» на звукоизоляцию по-разному проявляется в конструкциях различной пло­щади. Значительную роль играют характер заделки звукоизолирующей стенки по контуру и вид элемен-юв, связывающих между собой стенки в двухстен-иой конструкции. Эти и другие вопросы примени­тельно к изоляции воздушного и ударного шума (последний имеет место в конструкциях полов) исследовались ведущими советскими строительными .•I кустиками С. П. Алексеевым, И. И. Боголеповым, 11. И. Заборовым, С. Д. Ковригиным, М. С. Седовым н другими, во многом содействовавшими внедрению эффективных звукоизолирующих конструкций в' строительстве, на производстве и на транспорте.

ВОЗМОЖНО ЛИ

ПОДСЛУШИВАНИЕ

ЧЕРЕЗ ЗАМОЧНУЮ

СКВАЖИНУ?

Если под этим понимать

допустимость подслушивания, то каждый считающий себя воспитанным человек должен был бы ответить

47

отрицательно. Но нас интересует не этическая, а фи­зическая сторона вопроса, и тут ответ будет положи­тельным.

Ну, и что же? Тривиальная вещь, скажет иной читатель. Но он, пожалуй, изменит свое мнение, если узнает следующее: через скважину можно подслуши­вать из соседней комнаты даже такую тихую речь, что человек, находящийся в одной комнате с говоря­щим (но, естественно, в известном отдалении от него, скажем, у стены вблизи двери), уже не в со­стоянии эту речь отчетливо воспринять.

В самом общем виде дифракцию волн можно оп­ределить как явление взаимодействия волн с каким-. либо препятствием, находящимся на пути их распро­странения. Следствием такого взаимодействия могут являться огибание препятствий волной, рассеяние колебательной энергии, интерференционные картины (например, в дифракционной решетке). Усиленная • .звукопроводность щелей и отверстий в жестких стен­ках — одно из своеобразных проявлений дифракции звука. Первым еще в 30-х годах нашего века обра­тил внимание, на это явление немецкий акустик

Вагнер.

Не будь этого явления, в скольких романах Дюма и других авторов потерялся бы повод для драматических завязок или пикантных ситуаций! Но как же оно протекает? Звук от источника, падающий по большой площади на жесткую непоглощающую стенку, рассеивается в разные стороны. Так как, согласно принципу Гюйгенса, каждая точка фронта волны сама является источником сферической волны, то к отверстию помимо прямого звукового луча от источника придет часть энергии звука, рас­сеянного прилежащей к отверстию площадью стены. В результате плотность звуковой энергии увеличи­вается, а отверстие, ввиду малого акустического сопротивления по сравнению с сопротивлением стен­ки, проводит эту энергию в соседнее помещение. Об­разуется как бы акустическая воронка. Вагнер показал экспериментально, что влияние отраже­ния звука от стенок как бы равноценно увеличе­нию площади звукопроводящего отверстия во мно* го раз,

43

Во сколько же? Здесь имеет значение частота »вука. Чем ниже частота, тем больше длина волны и тем с большей площади стены звук приблизи­тельно с одной и той же фазой может «стечь» в «акустическую воронку» — отверстие в стене. Так, по данным Вагнера, коэффициент увеличения эффек­тивной площади отверстия вследствие дифракции достигает шести на частоте 1200 герц. Для низких частот Вагнер дает еще большие значения увеличе­ния звукопроводности отверстий, но к этим данным следует относиться с осторожностью.

А. Контюри, чья книга по строительной акустике получила национальную премию Франции, неслож­ным аналитическим приемом показал, что звукопро­водность щелей даже несколько больше, чем звуко­проводность отверстий равной площади.. Что из этого последует, читатель усмотрит, если даст себе труд проследить за ходом несложного расчета. Двер­ная створка обычной конструкции проводит от 1/100 до 1/1000 энергии падающего на нее звука. Пусть под створкой имеется щель шириной 0,5 сантиметра, т.е. площадью примерно в 1/400 часть площади створки. Если даже на время пренебречь увеличением звуко­проводности щели вследствие дифракции, а просто считать, что щель проводит лишь весь падающий на нее прямой звук от источника, то и тогда при звуко­проводности створки 1/100 через щель пройдет всего лишь в 4 раза меньше звуковой энергии, чем через всю дверную створку; при учете же дифракции зву­ковые потоки через подобную дверную створку и через щель будут соизмеримы.

Если взять створку двери с высокой звукоизоля­цией (звукопроводность 1/1000), то та же щель под ней будет проводить уже значительно больше звуко­вой энергии, чем вся створка. Значит, чем лучше С точки зрения звукоизоляции сама дверь, тем

1 больше ей «вредят» щели по контуру. '<•

Как же с этим бороться? У начальников различ-

: иых рангов часто пользуется популярностью обивка дверей, целиком или хотя бы по контуру, войлоком в клеенке. Пушистые ковры на полу и старинные, вышедшие из моды драпри вокруг двери уменьшают

Щель под дверью проводит столько же звука, сколько вся пло­щадь двери.

отражения звука от ограждений и несколько ослаб­ляют звукопроводность щелей. Но наибольший эф­фект достигается самым простым способом — увели­чением перекрытия створкой дверного косяка. Наи­лучшую с точки зрения звукоизоляции конструкцию двери автор обнаружил в ... Музее боярского быта в Москве. Перекрытие створкой двери краев двер­ного проема достигает здесь чуть ли не ширины ла­дони, а соприкасающиеся поверхности для большей плотности покрыты плюшем. К удивлению музейного служителя, посетитель попросил его прокричать что-нибудь из боярского кабинетика. Ничего, кроме смутного намека на человеческий голос, не было слышно! Неграмотные строители тех времен, не имевшие представления об акустических явлениях, не только интуитивно почувствовали, от чего иаипсит

50

Поичный (слева) и хорошо звукоизолированный (справа) при­твор двери.

тукопроводность притворов, но и нашли надежные способы звукозащиты. ^ .

Повезло судам и кораблям. Двери на них, как правило, герметичные, водсшшроницаемые, а значит, и туконепроницаемые. Но, правда, не все.

Однако мы отвлеклись от объекта первоначаль­ною повествования — замочных скважин. И здесь есть старинные рецепты звукозащиты, например, мас-< шитые металлические пластинки на оси над скважи­ной по обе стороны двери. Но нужны ли они? Ку­мушки— любительницы подслушивания как будто исчезают, да и романы, в которых интрига основана п;i подслушивании, тоже вроде бы менее популярны. Правда, разведчики в романах и повестях и в наше г.ремя иногда добывают сведения подслушиванием через замочную скважину или неплотно притворен­ную дверь Однако вопрос, адресованный специали-( ry-акустику после беседы о звукопроводности ще­лей и отверстий, был задан не кумушкой и не раз-пс'дчиком. Вопрос был такой:

— А какой голос — мужской или женский — легче подслушать?

Вопрос не простой. С одной стороны, в мужском юлосе больше составляющих низких звуковых ча­стот, которые в большей степени отражаются ограж­дениями и обусловливают большую концентрацию тука на отверстиях. Но, с другой стороны, для оольшей разборчивости (лучшей артикуляции) речи необходимо содержание в ней значительной части • оставляющих повышенной частоты. Поэтому спе-нкалист-акустик признался, что он не может отве-•i пть на заданный вопрос.

51

«эти