logo search
Papka_vozhatogo

11 Обще лагерные мероприятия

Форт Байярд

Игра проходит по принципу "массового старта", представляет собой стилизованную совокупность "веревочного курса" и  интеллектуальных конкурсов; рассчитана на 10-12 отрядов. Каждому отряду на Стартовой Линейке ведущие (Морские Волки) вручают карту Форта Байярд, где обозначены название и местонахождение станций по отношению к лагерным ориентирам. Карты составлены таким образом, что на каждой станции встречаются по два отряда и соревнуются между собой (выполняют задание параллельно). Победившему отряду ведущий вручает Ключ определенного цвета. При равенстве результатов на станции ведущий может признать ничью и вручить Ключи обоим отрядам. Задача отряда - завоевать наибольшее количество Ключей перед Финишной Линейкой.

Станции: 1) РАЗРУШЕННЫЙ МОСТ. Обычные "слеги". Два отряда проходят небольшую дистанцию, используя в качестве опоры две картонки, причем идут одновременно двое (один возвращается назад и берет нового участника). Выигрывает отряд, переправивший большее количество человек за время станции. РЕКВИЗИТ: несколько фигурных картонок, мелки для отметки длины "моста", картонные ключи своего цвета. 2) ВЕРЕВОЧНАЯ ЛЕСТНИЦА. Конкурс на самую длинную веревку из одежды. РЕКВИЗИТ: картонные ключи. 3) СТОРОЖЕВОЙ ПОСТ. Интеллектуальный конкурс. На несколько секунд отрядам демонстрируется ватман с 16-ю разнообразными символами. Затем ватман закрывается и отрядыц по памяти составляют таблицу символов в том же порядке. При равенстве результатов ведущий проводит небольшой конкурс загадок на соответствующую тему. РЕКВИЗИТ: ватман с символами, картонные ключи. 4) БЕГСТВО ОТ ПИРАТОВ. "Перенос раненого". Единственное, чем дополняется конкурс - условие, что это не раненые люди, а убегающие от пиратов. Оценивается количество человек, перенесенных за заданное время. РЕКВИЗИТ: волчатник, картонные ключи. 5) ПОДВАЛ ФОРТА. Конкурс паззлов. Отряды собирают разрезанные ватманы с рисунком -  кто быстрее, того и Ключ. РЕКВИЗИТ: два разрезанных ватмана с рисунком, картонные ключи. 6) ЗАХВАТ ФЛАГА. По возможности станция проводится в спортивном городке лагеря. Станция представляет собой спортивную эстафету с максимальным использованием турников и спортивных снарядов. В конце эстафетного пути от одного участника к другому передается флажок, который также подбирается во время эстафеты. Здесь есть варианты: либо каждый участник проходит этап с флажком, устанавливая его в определенное место (следующий участник передвигает тот же флажок в прогрессии, заданной ведущим), либо флаг надо добыть один единственный раз, пройдя всем отрядом изначально более сложную дистанцию. РЕКВИЗИТ: два спортивных флажка, картонные ключи. 7) СЕРЕБРЯНЫЕ РОССЫПИ. По одному участнику от отряда спускается в заброшенный фонтан, где они собирают маленькие обрезки фольги ("серебро"). Каждому участнику дается 20-30 секунд, за которые он должен собрать максимальное количество обрезков и вынести их из фонтана; затем ведущий дает команду сменить участников. Отряд, собравший за время станции большее количество "серебра" (визуально это определяется достаточно легко), зарабатывает Ключ. РЕКВИЗИТ: порезанная фольга, картонные ключи. По прохождению всех указанных на карте станций, отряды собираются на Финишную Линейку, на которой ведущие игры (Морские Волки) считают ключи, собранные отрядами. Результаты каждого подсчета объявляются сразу. Обстановка нагнетается... Как показывает опыт, в победителях оказывается не меньше 2-3 отрядов (до 6 отрядов могут собрать одинаковое количество ключей, поскольку каждый отряд проходит по плану не более 5 станций). Здесь начинается самое интересное... Отряды остаются на местах - все ведущие строго следят за этим! Настает время командиров. Морские Волки на каждой сданной карте отмечают крестиком местоположение Священного Огня Форта Байярд. У каждого отряда свой Огонь. Огонь может представлять собой небольшую свечу, вставленную в фигурно обрезанную раскрашенную пластиковую бутылку. Огни расставляются Морскими Волками до игры в укромных местах лагеря с расчетом, что расстояние от места Линейки до всех Огней примерно одинаково! На каждом Огне наклеена табличка с указанием номера отряда. Ищут Огни только командиры отрядов, претендующих на победу. Командир, нашедший и принесший свой Огонь раньше всех, приносит своему отряду победу. Обязательное условие: командир должен принести именно свой Огонь; если он приносит Огонь чужого отряда, то отряд, естественно, проигрывает; более того - тем самым он может принести победу другому отряду. Отряды же поддерживают их, оставаясь на линейке. Это очень мощный психологический эффект - так недалеко до победы, и командир в одиночестве, на задворках лагеря, в абсолютно взвинченном состоянии, не зная, как обстоят дела у других командиров, слыша, как где-то весь лагерь кричит их имена, узнавая свое имя, добывает победу для отряда... Заочная дуэль гораздо напряженнее. И вот, он находит Огонь, прибегает на Линейку, и понимает, что он первый!.. Только тот Огонь, который приходит первым, зажигается и вручается отряду. Теперь этот отряд носит звание Абсолютного Чемпиона Форта Байярд... Как показывает опыт, авторитет командира, принесшего таким образом победу своему отряду после полуторачасового напряжения игры, возрастает многократно. Стоит ли говорить, каких высот может достигнуть в дальнейшем этот отряд только за счет веры в своего командира!.. Для остальных отрядов это прекрасная психологическая встряска.

Туристическая эстафета (часть 1) 

УСЛОВИЯ ЭСТАФЕТЫ    Содержание этапов и их порядок сообщаются отрядам заранее. Формируется' команда от отряда и тренируется под руководством опытного туриста или воспитателя. Команда состоит из 10 человек. Распределяются силы для ого этапа. Готовится зачетная книжка команды, где указываются наименования этапов. В эстафете участвует вся команда. Зачет по времени правильно выполненного задания. Переход отряда от лагеря к месту эстафеты следует тщательно продумать. Следует заранее собрать по одному представителю от отряда (или по одному воспитателю) и. показать движение по маршруту. Эго поможет избежать «потери» отрядов в этот день. Порядок этапов может быть изменен в зависимости от местности. Виды сообщения оговариваются заранее. На каждом этапе стоит контролер из числа педагогического состава.  Оценивается скорость прохождения всех этапов, а также качество их исполнения. При старте команды отряда засекается начальное время, при финише – конечное.  На каждом этапе контролер оценивает работу команды и в зависимости от качества добавляет штрафные минуты или снимает. Все пометки отображаются в маршрутном листе команды.  Перед стартом капитан команды сдает рапорт дежурному по туристическому лагерю (из 'числа педагогического состава).  «Команда, в одну шеренгу стройся!  Равняйся! Смирно!  Товарищ дежурный по туристическому лагерю! Туристическая команда отряда «Spritе» для прохождения туристической эстафеты прибыла в количестве 10 человек. Рапорт сдавал капитан команды Немченко Костя».  Перемещение команды между этапами – в колонну по одному.    1.«СБОР РЮКЗАКА». Один участник из числа команды. Его задача – правильно уложить вещи, в рюкзак. Состав, вещей: спальник (или одеяло), пара обуви,  свитер (или куртка), чашка, ложка, миска, фляжка.  Ошибки: спальник находится не на спине, твердые предметы расположены на спине, чашка, ложка, миска находятся не в кармане рюкзака, сменная обувь расположена на дне рюкзака. За каждое нарушение прибавляется штрафная минута.    2.«ПЕРЕПРАВА ПО БРЕВНУ ЧЕРЕЗ РУЧЕЙ».  Участвует вся команда. Задача – переправиться по бревну (или камням) на противоположный берег. При решении этого этапа выделяют двух участников: обычно это капитан (он ведет команду) и замыкающий колонны.  Капитан самостоятельно переправляется на противоположный берег, закрепляется на нем и протягивает руку следующему участнику. Замыкающий выбирает позицию и «передает» каждого участника капитану «из рук в руки».  Замыкающий самостоятельно переправляется на противоположный берег.  Ошибки: участник самостоятельно переправился по бревну, минуя помощь капитана и замыкающего.

3. «ПОДЪЕМ НА СКЛОН». Участвует вся команда.  Подъем осуществляется змейкой. Ведет команду капитан.  Ошибки: колонна рассыпается цепью, и каждый поднимается, как хочет. 

4. «ПЕРЕНОС РАНЕНОГО». Участвуют 3 человека:  «раненый» и два носильщика Носилки формируются из двух палок и маек рубашек). Раненого нужно пронести 30 метров.  Ошибки раненый упал при движении, провалился в щель, раненого бросили на землю, когда принесли. 

5.«РАЗЖИГАНИЕ КОСТРА». Участвует один участник от команды. Задача – пережечь нитку, расположенную на высоте ЗО см от поверхности земли. Всего -дают 3 спички. Участники команды формируют живую стену вокруг кострища. Для разведения огня используется только природный материал.  Награждения на этапе: костер разведен из 1 спички – снимается 5 минут, 2 спичек – 3 минуты, 3 спичек – 1 минута.  Ошибки: используется неприродный материал (бумага,  сухой спирт и т.д.), истратили все спички.    6.«КОЧКИ». Участвует вся команда. Этот этап делается заранее дежурным отрядом по этому мероприятию. В землю, на расстоянии 40 – 5О см вкапываются поленья (10 шт.). Участники, но очереди должны перемещаться по «кочкам».  Ошибки: при прыжке промахнулся и «приземлился» двумя ногами на землю, соскочил с «кочки» и коснулся двумя ногами.    7. «ТАРЗАН». Участвует вся команда. С помощью тарзана нужно переправиться через какой-нибудь барьер – небольшой обрыв, бревно, яма и т.п. Ошибки: вернулся на тарзане обратно, не передал обратно тарзан.

8.«УСТАНОВКА И СНЯТИЕ ПАЛАТКИ». Участвуют 2-4 человека от команды. Установить» правильно палатку.

9.«МЫШЕЛОВКА». Участвует вся команда. Cбивается элемент мышеловки.

Приготовление обеда (часть II)

В приготовлении обеда (одно блюдо) на костре для всего отряда участвуют один мальчик (костровой) и девочка (повар). Вид блюда может быть различным: печеная, вареная картошка (тогда еще 2 человека в помощь для очистки), чай и так далее... Учитываются оформление кострового места, время приготовления и качество пищи, место для отходов.

Викторины (часть III)

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА 1. Назовите несколько признаков предвидения погоды. Признаки ясной погоды, но облакам, дыму, ветру, температуре, туману на утренних и вечерних зорях; признаки дождя: по звездам (ночью), утренней заре, облакам, дыму, температуре, ветру — к вечеру. Признаки погоды по поведению пауков, по «цветам-барометрам». 2. Как ориентироваться по часам, местным предметам? 3. Назвать съедобные и ядовитые грибы и ягоды. 4. Как выбрать место для привала? 5. Как составить смету для похода? 6. Какие существуют правила движения по маршруту? 7. Как правильно вести дневник похода?                                               ВИКТОРИНА ПО ОРИЕНТИРОВАНИЮ 1. В любой солнечный день можно безошибочно определить направление «юг-север». В полдень солнце располагается над точкой юга. Как определить момент местного полдня? 2. В котором часу солнце находится на юге по нашим часам? 3. Солнце восходит приблизительно на востоке и заходит на западе. Когда оно бывает на востоке, юго-востоке, юге, юго-западе и западе? 4. Иногда мы называем одну из сторон какого-либо места северной, а противоположную — южной. Разделив нашу лесную поляну, назовите признаки северного и южного направления на ней. 5. Распространено мнение, что север легко определить по развитию ветвей, кроне и годовым кольцам на пнях. Можно ли определить, таким образом север в лесу? 6. Кора деревьев вокруг ствола деревьев неодинакова. С одной стороны, она грубее, с другой — эластичнее, глаже. Нет ли здесь связи со сторонами горизонта? 7. Вам, конечно, приходилось видеть камни, поросшие мхом и лишайником. Как по таким камням узнать направление на север? 8. Знаете ли вы, что растения могут служить «компасом»? Назовите растения, по которым можно определить северное направление? 9. Плоды различных растений и ягоды на открытой площадке созревают со всех сторон одинаково. Как в связи с этим по плодам и ягодам определить, где север? 10. Север часто определяют по Полярной звезде, которую находят по созвездию Большой Медведицы. По каким созвездиям, кроме Большой Медведицы, можно определить направление «север-юг»? Ответы к викторине по ориентированию: 1. Самая короткая тень при солнце соответствует моменту местного полдня. 2. Около 13 часов. В 1930 году стрелки часов на основании декрета Правительства переведены в СССР на час вперед. 3. Около 7 часов бывает на востоке; около 10 часов — на юго-востоке; около 13 часов — на юге; около 16 часов на юго-западе; около 19 часов — на западе. 4. В первую половину лета на лесной поляне более высокая трава бывает с южной стороны отдельных стволов или высоких пней; во вторую половину лета трава со всех сторон ствола дерева одинакова; расположенная с южной стороны становится желтой быстрее, чем с северной. 5. Нет, не пригодны. В чаще леса деревья закрывают друг друга от солнца, поэтому у значительного большинства деревьев, находящихся в глубине леса, сучья очень редко вытянуты в южном направлении. То же самое относится к увеличенным промежуткам между годовыми кольцами на пнях. 6. Да, есть. Ствол сосны обычно покрывается вторичной коркой, которая на северной стороне ствола образуется раньше, и, следовательно, она выше, чем на южной стороне, На березах кора светлее и эластичнее с южной стороны ствола. 7. Мох и лишайник обычно покрывают северную часть камней (валунов). 8. Цветы череды и подсолнечника в течение дня поворачиваются за солнцем и никогда не бывают обращены на север. Листья дикого салата («компасника») повернуты ребром к зениту, а плоскости листьев обращены на восток и запад. 9. На открытой лесной площадке ягоды и фрукты в период созревания приобретают раньше окраску южной стороны. Значит, север будет с противоположной стороны. 10. Направление «север-юг» можно определить по таким созвездиям: а) в декабре около полуночи Орион показывает почти точно на юг; б) Близнецы располагаются над точкой юга в декабре около полуночи, Малый Пес — в январе; в) созвездие Льва бывает над точкой юга в марте около полуночи; г) в мае около полуночи над точкой юга располагается созвездие Волопаса; д) созвездия Лебедя и Орла бывают на юге примерно в течение июля и августа около полуночи; е) Пегас располагается над точкой юга в сентябре около полуночи.