logo search
пропедевтика 3 / Диагност

Рекомендуемая литература

  1. Василенко В. X. Пропедевтика внутренних болезней. - М., 1989, с. 276-282.

  2. Маев И.В. Учебно-методическое пособие по методам исследования больного. - МГМСУ, 1999, с. 34-43.

  3. Струтынский А.В. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. - М., 1997, с. 143-179.

  4. Материалы лекций.

Мотивация занятия

Поверхностная пальпация живота, основанная на сравнении симметричных участков брюшной полости, глубокая пальпация живота, перкуссия, основанная на изменении перкуторного звука, являются важнейшими элементами врачебной техники, необходимыми для диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Цель занятия

Научить студентов методике расспроса и осмотра больных, ме­тодике проведения перкуссии, поверхностной и глубокой паль­пации живота по В. П. Образцову и Н. Д. Стражеско.

Практические навыки

На основании расспроса и данных осмотра, пальпации живота студент должен уметь:

  1. Выделить характерные жалобы при заболеваниях органов системы пищеварения.

  2. Определить диагностическое значение общего осмотра боль­ных с заболеваниями органов пищеварения.

  3. Проводить осмотр полости рта и живота, определить диаг­ностическое значение выявленных изменений.

  4. Проводить перкуссию живота и определить диагностическое значение полученных данных.

  5. Проводить аускультацию живота и определить диагности­ческое значение полученных данных.

  6. Проводить поверхностную ориентировочную пальпацию жи­вота и выявить патологические симптомы.

  1. Проводить глубокую методическую скользящую пальпацию по В.П. Образцову и Н.Д. Стражеско и дать характеристику всем отделам кишечника и желудку.

  2. Владеть аускультаторной перкус­сией, аускультаторной африкцией и определить их диагностиче­ское значение.

Необходимая предварительная теоретическая подготовка

  1. Знания анатомии и топографии органов пищеварения (ка­федра нормальной анатомии).

  2. Знания по физиологии органов пищеварения (кафедра нор­мальной физиологии).

  3. Знания по акустике (кафедра физики).

Вопросы для контроля исходных знаний

  1. Назовите жалобы, предъявляемые больными с заболева­ниями пищевода.

  2. Отличие органической дисфагии от функциональной.

  3. Назовите жалобы, предъявляемые больными с заболева­ниями желудка.

  4. Отличительные признаки болевого синдрома при поражении желудка и двенадцатиперстной кишки.

  5. Признаки желудочного и кишечного диспепсических синдромов.

  6. Отличие желудочного кровотечения от легочного.

  7. Назовите жалобы, предъявляемые больными с заболева­нием кишечника.

  8. Как отличить кровотечение из верхних и нижних отделов кишечника?

  9. Какое положение больного и врача должно быть при про­ведении пальпации живота?

  10. Порядок поверхностной пальпации живота для выявления патологии.

  11. Какие результаты вы ожидаете получить при проведении поверхностной ориентировочной пальпации?

  12. Каков порядок выполнения и основные моменты глубокой пальпации?

  13. Назовите области живота для пальпации различных отде­лов кишечника (сигмовидной кишки, слепой, восходящей, нисхо­дящей, поперечно-ободочной, подвздошной) и желудка.

  14. Каким методом можно определить границу большой кри­визны желудка?

  15. Какой звук определяется при перкуссии живота?

  16. С какой целью проводится перкуссия живота?

  17. Как определить наличие жидкости в брюшной полости: свободной и осумкованной?

  18. Какая диагностическая ценность симптома флюктуации?

  19. В чем заключается диагностическая ценность метода аускультации брюшной полости?

СХЕМА ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ